Файл: Значение отмены крепостного права в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»

Практические занятия по дисциплине

ОУДБ.04 ИСТОРИЯ

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ХIХ ВЕКЕ

Составитель: Козмерюк В.Ю.

преподаватель ГБПОУ МСМТ



Магнитогорск 2017


Практическое занятие 1
Тема: Значение отмены крепостного права в России.

1.Цель занятия:

  • формирование знаний о крестьянской реформе 1861 и различных точек зрении на значение отмены крепостного права;

  • формирование умений проводить анализ исторических архивных документов, обобщать и формулировать выводы, обосновывая свою точку зрения по заданной теме;

2.Дидактическое оснащение практического занятия.

1.Учебники:

Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М., 2010.

Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России, конец XVII – XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

Загладин Н. В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М., 2012.

Загладин Н. В. История России и мира в XX – начале XXI века. – М., 2012.

2.Исторические источники:

а) помещичьи проекты Крестьянской реформы (князя П.П.Гагарина, помещиков М.П.Позена и А.М.Унковского);

б) «Манифест 19 февраля 1861 года» (Извлечение из  «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Положения о выкупе крестьянами… их усадебной оседлости»);

в) П.Л.Семенов - Тян-Шанский «Мемуары».

3.Активизация познавательного интереса. Постановка проблемных вопросов.

Манифест от 19 февраля 1861 года современниками был воспринят по-разному. Одни называли 19 февраля «великим днем», сам Александр II назвал этот день «лучшим днем» своей жизни; другие – «чистым обманом, издевательством над крестьянами» (Н.А.Некрасов).

1.Самостоятельная работа учащихся с историческими источниками

  1. Источники:  помещичьи проекты Крестьянской реформы (князя П.П.Гагарина, помещиков М.П.Позена и А.М.Унковского).

Задания:

а) Проанализируйте помещичьи проекты Крестьянской реформы (князя П.П.Гагарина, помещиков М.П.Позена и А.М.Унковского).


б) Ответьте на вопросы: а) Какие варианты Крестьянской реформы предлагали дворяне? б) Какой из проектов, на ваш взгляд, в большей степени отвечал интересам крестьянства?  В) Можно ли, исходя из проектов, определить, взгляды каких категорий дворян выражал тот или иной проект (крупнопоместных или мелкопоместных; помещиков черноземных или нечерноземных губерний)?

Проверка выполнения задания (беседа). Уточнение основных положений проектов.

2. Источники а) «Манифест 19 февраля 1861 года» (Извлечение из  «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Положения о выкупе крестьянами… их усадебной оседлости»).

б) Учебники: Н.В.Загладин «История России и мира с древнейших времен до конца XIX века» п.49,50, Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. «История отечества» п.32.

Задания (обучающиеся получают до начала работы):

  1. Прочитайте текст документов и раздел учебника

  2. На основе анализа источников ответьте на вопросы: а) На какую категорию крестьян распространялся «Манифест 1861 года»? б) Какие права получили крестьяне по новому закону? в) В чьей собственности находилась земля после Крестьянской реформы 1861 года? г) При каких условиях крестьяне становились сельскими собственниками (крестьянами – собственниками)?

  3. Объясните термины: «выкупная сделка», «временнообязанные крестьяне», «выкупная ссуда», «выкупные платежи», «отрезки».

Проверка выполнения задания (беседа). Уточнение основных положений Крестьянской реформы.

3. Источники:  П.Л.Семенов - Тян-Шанский «Мемуары».

Задание: На основе текста документа определите отношение различных групп дворянства к реформе. Ответы оформите в виде таблицы  «Отношение помещиков к отмене крепостного права».

2.Обсуждение проблемных вопросов, высказывание мнений о значении Крестьянской реформы 1861 года для дальнейшего развития российского общества. Совместное составление таблицы:

Значение отмены крепостного права

Положительные

Отрицательные

1.

2.

3.

1.

2.

3.

3.Выводы по теме. Подведение итогов занятия.

4.Литература:

1.Учебники:

Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М., 2010.

Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России, конец XVII – XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2010.



Загладин Н. В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М., 2012.

Загладин Н. В. История России и мира в XX – начале XXI века. – М., 2012.

2.Методические пособия:

Б.Н.Серов, А.Р.Ланго «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века». – М.,2009.

В. В. Кириллов «Отечественная история в схемах и таблицах» - М.:ЭКСМО,2015г.

5.Критерии оценивания.

а) Критерии оценок работы с историческим источником:

Оценка «5» выставляется в том случае, если студент

- извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;

- сопоставил факты нескольких исторических источников;

- привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;

- аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный

жизненный опыт.

Оценка «4» выставляется в том случае, если студент

- извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;

- сопоставил факты нескольких исторических источников;

- привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с аргументацией своей позиции.

Оценка «3» выставляется в том случае, если студент

- на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

- попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой

опоре на информацию источника;

- не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.

Отметка «2» выставляется в том случае, если студент

- сделал попытку ответить на поставленные вопросы;

- не увидел проблему и не смог ее сформулировать;

- пересказал текст источника без его комментирования или дал ответ не в контексте задания.

б) Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащегося

при ответе на вопросы на практическом занятии

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

· дает правильный, полный, глубокий ответ на поставленные вопросы;

· излагает несколько мнений и свое личное по оценке исторического явления или исторической личности;

· хорошо знает историческую карту и хронологию;


· имеет развитию речь и хорошо владеет исторической терминологией.

Оценка «4»:

· дает правильный ответ, но допускает неточности;

· излагает одно мнение при оценке исторического явления или историчности;

· допускает неточности при работе по исторической карте или по хронологии;

· имеет развитую речь, но исторической терминологией владеет слабо;

Оценка «3»:

· Допускает 1–2 ошибки;

· Имеет одно мнение при оценке исторических явлений и личностей;

· Слабо знает историческую карту и хронологию;

· Речь не развита, не владеет исторической хронологией;

Оценка «2»:

· Обнаруживает поверхностные и слабые знания, допускает грубые ошибки;

· Поверхностные знания по исторической карте и хронологии;

· Речь не развита, терминологией не владеет.
Практическое занятие 2
Тема: Народническое движение.

1.Цель занятия:

  • формирование знаний об общественном движении во второй половине XIX века;

  • формирование умений систематизировать материал об этапах и эволюции народнического движения;

  • формирование умений составлять исторический портрет народников;

  • формирование умений проводить анализ исторических архивных документов, обобщать и формулировать выводы, обосновывая свою точку зрения по заданной теме;

2.Дидактическое оснащение практического занятия.

1.Учебники:

Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М., 2010.

Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России, конец XVII – XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

Загладин Н. В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М., 2012.

Загладин Н. В. История России и мира в XX – начале XXI века. – М., 2012.

2.Исторические источники:

а) Бакунин М.А.“Государственность и анархия. Кнуто-германская империя. - Философия. Социология. Политика”. М.,1989;(выдержки из статьи);

б) П.Л.Лавров «Народ и революция» (выдержки из статьи);

в) П.Н.Ткачев «Революция и государство»(1876),«Народ и революция», «Анархическое государство» (выдержки из статей).


2.Задание

На основе самостоятельного изучения рекомендованных по теме источников и литературы студентам необходимо подробно охарактеризовать сущность взглядов идеологов народничества на цели революции в России, подготовку и способы осуществления революции, послереволюционное устройство общества.

1.Работа в микрогруппах. Изучить литературу по теме, прочитать программные документы и совместно заполнить таблицу «Теория революционного народничества: три течения».

Идеологи революционного народничества: М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев. Их взгляды на:

а) цели революции в России;

б) подготовку и осуществление революции;

в) послереволюционное устройство общества.




Бунтарское

Пропагандистское

Заговорщическое




М.А.Бакунин

П.Л.Лавров

П.Н.Ткачев

Цели и идеи










Методы












Общие черты










Задание 1-й группе: теория революционного народничества:идеи М.А.Бакунина. 1.О народе 2.О государстве 3.Как поднять народ на революцию.

Задание 2-й группе: теория революционного народничества: идеи П.Л.Лаврова. 1.О революции, как поднять народ на революцию.

Задание 3-й группе: теория революционного народничества: идеи П.Н.Ткачева. 1.О революции, кто должен стать движущей силой революции и её организатором.

Задание 2.Используя материал учебников, ответить на контрольные вопросы по теме:

Вопросы 1 группе:

Первые организации

а) Деятельность Ишутинцев (когда была создана организация, методы деятельности);

б) Когда была создана организация « Народная расправа». Кто был её лидером? Чем она занималась? Итог деятельности;

Вопросы 2 группе:

«Хождение в народ»

а) Определите цели пропагандистов (зачем они ходили в народ?). Кто ходил в народ, когда?;

б) Была ли достигнута цель ходоков в народ? Если нет, то почему?;