Файл: Реализация указанной цели потребовала решения ряда задач, среди которых можно выделить следующие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, в неосторожных преступлениях, мотив и цель не оказывают влияния на квалификацию преступлений. Иное правовое значение имеет мотив и цель в умышленных преступлениях. Если мотив и цель выступают в качестве необходимого признака субъективной стороны определенного вида преступлений, то это всегда свидетельствует о том, что данное общественно опасное деяние относится к группе умышленных преступлений.
Если рассмотреть преступления, совершаемые в обществе, то большинство из них будут с прямым умыслом.
Например:
В дежурную часть Отдела МВД России «Кочубеевский» с заявлением о краже обратился житель станицы Барсуковской [16].
Сотрудники уголовного розыска окружного отдела полиции выяснили, что к совершению противоправных деяний причастна 27-летняя жительница Невинномысска.
Установлено, что гражданка находилась в гостях у потерпевшего. Когда хозяин домовладения уснул, она похитила его телефон и наличные. Зная пароль к мобильному банку приятеля, девушка перевела несколько тысяч рублей на свой счет.
Злоумышленницу доставили в отдел внутренних дел, где она созналась в содеянном и пояснила, что деньги потратила на личные нужды. Сумма ущерба составила около 40 тысяч рублей.
В данном преступном деяние явно прослеживается прямой умысел, а следственно в нём есть мотив и цель. Если рассматривать остальные преступления, то явно можно самостоятельно составить статистику, что преступления имеющие цель и мотив происходят намного чаще, чем преступления по неосторожности.
Как видно из приведенных преступлений, везде присутствует конкретная конечная цель. Точное установление мотива и цели позволяет правильно определить, квалифицировать содеянное, определить формы вины и степень общественной опасности преступления и личности лица, его совершившего, выявить причины конкретного преступления, и следовательно разработать и осуществить меры по предупреждению подобных преступных деяний.
Они могут быть обязательными признаками основного (простого) состава преступления, когда либо прямо указывается на них в диспозициях соответствующих статьях Уголовного Кодекса, либо подразумевается как необходимый признак состава конкретного преступления. Это значит, что если по обстоятельствам дела не будет установлен такой мотив или такая цель, то в действии (бездействии) лица отсутствует состав данного преступления.
Цель в качестве обязательного признака названа
, например, в таких составах преступлений как: террористический акт (ст. 205), Законодательная конструкция составов таких преступлений как, кража (ст. 158), грабеж (ст. 161), разбой (ст.162), предполагает корыстные цели и мотивы [3].
Поэтому в составе преступлений, обязательным признаком субъективной стороны, которой является определение мотива или цели, отсутствие их при совершении деяния, означает либо отсутствие состава преступления вообще либо наличия других преступлений.
Мотив и цель в ряде случаев являются квалифицирующим признаком. Так, в качестве квалифицирующего признака, мотив выступает в составе убийства из корыстных или хулиганских побуждений (п. «з», «и» ст. 105), а также по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, либо кровной мести (п. «л» ст.105), и с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение (п. «к» ст. 105). При отсутствии указывающих обстоятельств, содеянное может быть квалифицировано лишь как состав простого умышленного убийства по ч.2 ст.105 [3].
Когда мотив и цель не указаны в диспозиции статей Уголовного Кодекса и законодательная конструкция того или иного состава их не предполагает, они выполняют роль обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность. Так, ст. 63 УК РФ в качестве обстоятельства отягчающих наказания предусматривает совершение преступлений по мотиву национальной, расовой, религиозной вражды или ненависти, из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение.
Во всех случаях, когда хотят установить действительные причины преступного поведения, определить истину по делу, стремятся к выяснению мотивов.
Теории уголовного права известно понятие конкуренции мотивов, которая находит реальное выражение в судебной и следственной практике при решении вопроса квалификации преступлений. Речь идет о таких ситуациях, когда не один, а два или более мотивов определяют преступное поведение человека. Конкуренция мотивов бывает двоякого рода. Во-первых, она может проявиться в борьбе мотивов, в результате которой один из них выступает доминирующим и в конечном счете определяет квалификацию. Например, в ответ на отказ в просьбе дать закурить преступник наносит смертельное ножевое ранение. Здесь прослеживается мотив мести и хулиганский мотив. Незначительный повод - свидетельство хулиганского мотива, он и является доминирующим в данной ситуации, и определяет квалификацию содеянного по п. «и» ч. 2 ст. 105 УК
[3].
Вторая разновидность конкуренции мотивов предполагает их равноценное сосуществование, доминирующих мотивов нет. При этом все мотивы отражаются в квалификации. Так, убийство при разбое характеризуется корыстным мотивом. Но к этому мотиву может присоединиться, например, мотив, обусловивший стремление скрыть совершенное преступление. Оба мотива должны быть отражены в квалификации.
Разновидностей конкуренции и борьбы мотивов много. Я остановлюсь на четырех наиболее характерных:
1) конкуренция двух или нескольких мотивов (ее нельзя назвать борьбой, так как здесь мотивы не противоположны - оба (или более) имеют негативный или позитивный характер и потому могут заменять (или дополнять) друг друга);
2) негативный мотив побеждает в результате борьбы;
3) побеждает позитивный мотив;
4) самооценка после совершения поступка, во время формирования которой происходит уже не столько борьба прежних мотивов (она окончена), сколько воспоминание о ней, сожаление или одобрение собственного поведения и выработка еще одного - нового мотива, направляющего преступную деятельность субъекта.
2.2. Влияние мотива и цели на квалификацию преступлений
Мотивы преступления и мотивы поведения различаются между собой. Если первые говорят, почему преступник совершил то или иное деяние, породившее определенные последствия, то вторые - почему (по каким побуждениям) лицо поступило так, что его поведение породило общественно опасные последствия, наступления которых оно не желало. Очевидно, что значение мотива преступления и мотива поведения для уголовной ответственности весьма различно. Мотив преступления может выступать в качестве его обязательного либо квалифицирующего признака (корысть, месть, ненависть и т. д.). Мотив поведения помогает уяснить причину неправомерных действий лица, характеризует личность правонарушителя и может быть учтен при индивидуализации наказания (например, хвастовство, эгоизм, озорство и т. п.). Кроме того, мотивы поведения, характерные не только для одного, а для целой группы правонарушителей, могут быть учтены криминологами в целях превенции преступлений (мотивы поведения рокеров, гоняющих на мотоциклах с большой скоростью по улицам с интенсивным движением, учитываются службами ГАИ и милиции, организующими досуг подростков и безопасные для окружающих гонки на специальном полигоне под руководством специалистов-автогонщиков).
Мотив, цель и эмоции относятся к факультативным признакам состава преступления. Следует, однако оговориться, что под составом преступления (при делении признаков на факультативные и обязательные), подразумевается не состав конкретного преступления, а так называемый общий состав, то есть общее представление о всех составах.
А в конкретных составах ничего лишнего (факультативного) быть не может.
Влияние мотива, цели и эмоции на квалификацию преступлений зависит от того места, которые названные признаки занимают в структуре состава. Здесь возможны три варианта.
Первый. Названные компоненты входят в число элементов основного состава. Являясь «несущими» конструкциями состава, они определяют его устойчивость и «жизнеспособность». Без них состав разрушается.
Мотив является обязательным компонентом, такого, например, состава, как злоупотребление служебными полномочиями (ст. 285 УК РФ), которое может быть совершено только из корыстной или иной личной заинтересованности. При их отсутствии злоупотребление служебными полномочиями образует административный проступок и не может расцениваться как преступление [3].
Цель является обязательным признаком хищений (ст. 158 - 162, 164 УК РФ) и ряда других преступлений [3].
Например:
В дежурную часть городского отдела полиции обратился торговый представитель одного из гипермаркетов Ставрополя, заявивший о краже имущества. Мужчина пояснил, что одна из покупательниц выбрала необходимый товар со стеллажей и, воспользовавшись отсутствием внимания персонала, покинула магазин, минуя кассу. Сумма ущерба составила порядка 20 тысяч рублей.
Сотрудники полиции установили личность злоумышленницы. 35-летнюю жительницу Краснодарского края доставили в отдел внутренних дел, где она в содеянном созналась, пояснив, что часть похищенного продала случайной прохожей, а полученные деньги потратила на личные нужды.
По данному факту Отделом дознания ОП №3 Управления МВД России по городу Ставрополю возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ (кража) [3].
Из данного примера преступного деяния можно понять, что любое преступление связанное с хищение совершается только с целью и определённым мотивом.
Эмоция выступает неотрывным элементом убийства в состоянии аффекта (ст. 107 УК РФ) [3].
В названном варианте от мотива, цели и эмоции зависит наличие или отсутствие преступления (быть ему или не быть).
Второй. Мотив, цель не являются элементами основного состава, но включены в квалифицированный, как например, в ст. 105 ч. 2 УК РФ - убийство с отягчающими обстоятельствами (цель скрыть другое преступление, хулиганские побуждения).
Тогда квалификация деяния как убийства от них не зависит. Убийство останется таковым и без указанных в ч. 2 ст. 105 УК РФ факультативных признаков.
Но их наличие изменит квалификацию с части 1 ст. 105 УК РФ на часть 2 этой же статьи. Следовательно, их влияние заключается в способности изменять квалификацию на часть статьи, предусматривающую более строгую ответственность [4].
Мотив, цель и эмоции не включены ни в основной, ни в квалифицированный состав. В таком случае они никак не влияют на квалификацию, хотя и учитываются при назначении наказания [10].
Мотивы и цели преступления всегда конкретны и, как правило, формулируются в диспозициях норм Особенной части УК: цель завладения имуществом, цель облегчить или скрыть другое преступление, цель подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации и др.; мотивы корыстные, садистские, хулиганские, мести и т. п. Но в некоторых случаях законодатель дает обобщенную характеристику мотивов как личной заинтересованности. При такой формулировке суд должен точно установить содержание мотива и обосновать утверждение, что он имеет характер личной заинтересованности [8].
Для правильной уголовно-правовой оценки большое значение имеет классификация мотивов и целей.
Некоторыми учеными мотивы и цели классифицируются по их характеру (например, ревность и т. д.). Однако эта классификация, важная для установления фактического содержания преступления, не влечет каких-то особых правовых последствий. Точно так же не оказывает заметного влияния на уголовную ответственность и классификация, основанная на признаке устойчивости (ситуативные и личностные).
Поэтому наиболее практически полезной представляется классификация, основанная на моральной и правовой оценке мотивов и целей.
С этой точки зрения все мотивы и цели преступлений можно подразделить на две группы:
1) низменные;
2) лишенные низменного содержания.
Как и другие факультативные признаки состава преступления, мотив и цель играют троякую роль:
Во-первых, они превращаются в обязательные, если законодатель вводит их в состав конкретного преступления в качестве необходимого условия уголовной ответственности.