Файл: Мое видение академических ценностей современного университета.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Мое видение академических ценностей современного университета»
Во все времена система образования, прежде всего, представляла собой весьма консервативную структуру. Выполняя свою основную задачу – подготовку молодого поколения к жизни и успешной самореализации в обществе, социализации личности, обладающего широким кругозором, разнообразными навыками и интересами.
Проблема трансформации академических ценностей современного университета требует дальнейшего социально-философского анализа, поскольку университет как социальный институт в современном мире (как, впрочем, и в предыдущие эпохи) ответственен за сохранение культуры общества, а значит, и самого общества как такового. А выполнение этой миссии возможно только при сохранении им собственных фундаментальных ценностей и принципов.
Любой университет имеет свои академические ценности. Для сравнения приведем три ВУЗа.
Академические ценности ЕНУ имени Л.Н. Гумилева:
-
Вера в силу идей и интеллекта. -
Стремление к совершенству профессионализма и ответственности. -
Академическая честность и свобода. -
Толерантность и патриотизм. -
Действие в целостности. -
Развитие корпоративной культуры.
Университет ИТМО:
-
Уважение к личности. -
Добросовестность. -
Академическая свобода. -
Открытость. -
Любовь.
Ценности РГГУ:
-
Свободный доступ к гуманитарному образованию. -
Высокое качество гуманитарного образования. -
Творческая самореализация и личностный рост. -
Поддержка общей научно-образовательной среды. -
Открытость. -
Требовательность и ответственность. -
Активное взаимодействие с внешней средой.
Но некоторые традиционные академические ценности в современных условиях получают ограничения. Например, принципы академической свободы, связанные со свободой научной и образовательной деятельности, ограничиваются в тех случаях, когда научные разработки ведутся по заказу и на средства представителей бизнес-среды, а научная деятельность в целом становится более прагматичной, постепенно уходя от «романтического поиска истины» к генерации экономически актуального знания. Интересы потенциальных работодателей и сложившаяся ситуация на региональном и глобальном рынках труда вносят коррективы в структуру подготовки будущих специалистов, определяют актуальность одних направлений подготовки и оставляют на периферии другие.
Традиционными академическими ценностями университета являются университетская автономия, академическая свобода, единство обучения и научных исследований, социальная роль университета. Но современный университет под влиянием процесса глобализации, распространения рыночных отношений утрачивает традиционные ценности – академическую свободу, интеграцию обучения и исследования, свободу в проведении научных исследований и приобретает новые – эффективность, конкурентоспособность, качество. В связи с чем, возникает опасность сведения университетской деятельности к предоставлению интеллектуальных услуг. Так же традиционные цели – служение науке и культуре в настоящее время оказываются под сомнением.
Некоторые современные авторы пытаются убедить, что вузовская демократия – это хорошо потому, что эффективно, возникает ощущение, что нас сознательно запутывают. Быть может, академическая свобода и демократия является ценностями, но к эффективности высшего образования отношения они не имеет. Это явная уловка – оправдывать ценности ссылкой на практические результаты.
И все-таки, сам университет рассматриваться как «полезный» институт общества и в данном случае нельзя говорить о равенстве его позиций и позиций остальных социальных институтов. Но, несмотря на трансформацию ценностных ориентаций современного университета, следует отметить, что он имеет собственные уникальные цели и ценности. Это и дает ему право и возможность в современных условиях вступать в равноправные партнерские отношения с государством, обществом, бизнесом.