Файл: Задание к теме Дайте ответы на вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 996

Скачиваний: 59

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание к теме 1.

Дайте ответы на вопросы:

1.      Какие существуют требования к психологическому диагнозу?

2.      Опишите этические нормы проведения психодиагностического обследования несовершеннолетних детей.

3.      В каком случае психолог может нарушить профессиональную тайну?

4.      Какие существуют требования к психологу-пользователю?

Какие существуют требования к психологическому диагнозу?

Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования

Предмет психологического диагноза – установление индивидуально-психологических различий при нормальном и нарушенном вариантах развития.

Уровни психологического диагноза:

  1. Симптоматический (эмпирический). Установление, констатация индивидуально-психологических особенностей или симптомов без указания на их причины, место в структуре личности. На основании этого строятся практические выводы.

  2. Этиологический. Выявление особенностей или симптомов, а также причин их возникновения.

  3. Типологический. Заключается в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности, в её сложной структуре.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом развития. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.

Психологический диагноз является результатом целостного представления о человеке и особенностях и нарушениях в его развитии, «неким результирующим определением», которое даёт возможность выбора и применения развивающих или коррекционных технологий и со значительной вероятностью позволяет предположить прогноз дальнейшего развития.

Опишите этические нормы проведения психодиагностического обследования несовершеннолетних детей.

  1. При тестировании детей до 16 лет в области знаний, навыков и умений достаточно согласия школьной или педагогического совета; в случае же оценки личности необходима индивидуальное согласие ребенка и его родителей. По просьбе родителей им должны быть предоставлены результаты исследования ребенка с учетом условий, указанных выше. Представителями ребенка в данном случае является родители. При психодиагностическом обследовании подростка в возрасте 16 лет и старше требуется только его согласие.


 В каком случае психолог может нарушить профессиональную тайну?

  1. Если в силу необходимости защиты интересов общества или прав граждан, результаты психодиагностического исследования должны быть предоставлены другому лицу или в официальный орган, испытуемый должен знать об этом.

  2. Обязательное хранения профессиональной тайны теряет силу, если положения закона обязывает психолога сообщить полученную информацию.

Какие существуют требования к психологу-пользователю?

  1. Психологом-пользователем является лицо, имеющее психологическое образование, которое работает по специальности в исследовательских и практических учреждениях и использует в своей работе психодиагностические методики. Комментарий: Квалификация пользователя должна быть не ниже той, которая указана в руководстве к тесту.

  2. Психолог осознает пределы своей компетентности и ограниченность средств, поэтому предлагает свои услуги, а также не использует методы, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам, установленным в конкретных областях исследования.

  3. Психолог-пользователь должен быть способен правильно выбрать тест, исходя из поставленной перед ним задачи и особенностей испытуемого (человека или выборки). Он несет всю ответственность за правильное применение теста и интерпретацию его результатов, а также при соблюдении этических норм по отношению к испытуемому.

  4. В своей деятельности психолог должен всегда соблюдать принцип «не навредить». Это касается главным образом обращений к испытуемому и сообщений о нем. Психолог должен выражать собственную точку зрения, устную или письменную, с большой осторожностью.

  5. Психолог-пользователь обеспечивает тщательное соблюдение всех стандартных требований в процессе использования методики. Он не имеет права отклоняться от стандарта в использовании методики, вносить изменения в уже выданную методику и распространять скорректированные инструктивные материалы. Работа по модификации и адаптации методики проводится только с согласия автора теста или организации, имеющей право на данную методику.

  6. Недопустимо тестирование по почте.

  7. В своей профессиональной деятельности психолог-пользователь руководствуется собственными знаниями и опытом, на основе которых он самостоятельно принимает решения и лично несет за это ответственность. В сомнительных и спорных случаях психолог обязан проконсультироваться с экспертом в соответствующей отрасли и объективно рассмотреть полученные рекомендации.

  8. Пользователь имеет право собирать статистический и психологический материал по выданным методиках с целью публикации научных статей и отправки этих материалов разработчикам методик.


Задания к теме 2.

1. Дайте ответы на вопросы:

1.      Дайте краткую характеристику теоретическим источникам проективного метода.

2.      Чем отличаются проективные методики от стандартизированных методов?

3.      Назовите преимущества и недостатки проективных техник.

4.      Опишите основные группы проективных техник и приведите примеры по каждой из них.

2. Апробируйте 2 методики, описанные в лекции: проведите диагностику, обработайте результаты и сделайте выводы.

1. Теоретические источники проективного метода: психоанализ, холистическая психология, экспериментальные исследования. Проективный метод направлен на исследование личности, на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты).

2. Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта. Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:

  • особенностями стимульного материала;

  • особенностями поставленной перед респондентом задачи;

  • особенностями обработки и интерпретации результатов.

3. Преимущества

Проективные техники используются в процессе интервьюирования и обычно применимы как для индивидуальных, так и для групповых интервью. Использование проективных методик связано со своими преимуществами и недостатками. Главными достоинствами являются объем, богатство и аккуратность получаемой информации, ее полезность для стимулирования дискуссии и выявления откликов на чувствительные вопросы.

Недостатки

Проективные методики менее подвержены фальсификации, чем опросники, которые строятся на сведениях об индивидууме. Главным недостатком проективных методик выступает проблема их стандартизации, отсутствие математического аппарата для объективной обработки и интерпретации полученных данных, адекватных методов их надежности, придания им валидности.
4. Принято различать следующие группы проективных методик:

♦ методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла,


например: Тест Роршаха;

♦ методики конструирования: создание из деталей осмысленного целого,

Например: MAPS, тест Мира;

♦ методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации

например: ТАТ, Сонди;

♦ методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории

Например: Незаконченное предложение;

♦ методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях,

Например: психодрама Морено

♦ методики изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему,

например: Рисунок семьи;

♦ методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим,

Например: Тест Люшера.
5. Тест «Рисунок человека»
Роман, 9 лет
Общие наблюдения:

Рисунок выполнен контурно простым карандашом, не раскрашен. Фигурка прижимается к нижнему краю листа, довольно неустойчивая и слишком тоненькая. Многие линии подведены дополнительно, местами есть штриховка.

Оценка рисунка в баллах
1. У человека нарисована голова – 1 .

2. У него две ноги – 1 .

3. Две руки – 1 .

4. Туловище достаточно отделено от головы – 1 .

5. Длина и ширина туловища пропорциональны – 0 .

6. Плечи хорошо прорисованы – 1 .

7. Руки и ноги соединены с туловищем правильно – 1 .

8. Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены – 0 .

9. Шея ясно просматривается – 1 .

10. Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы – 1 .

11. У человека нарисованы глаза – 1 .

12. У него нарисован нос – 1 .

13. Нарисован рот – 1 .

14. Нос и рот имеют нормальные размеры – 1 .

15. Видны ноздри – 0 .

16. Нарисованы волосы – 1 .

17. Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову – 1 .

18. Человек нарисован в одежде – 1 .

19. Нарисованы, по крайней мере, основные части одежды (брюки и пиджак или рубашка) – 1 .

20. Вся одежда, изображенная кроме указанной выше, хорошо прорисована – 0 .

21. Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов – 1 .

22. На руках изображены пальцы – 0 .

23. На каждой руке по пять пальцев – 0 .

24. Пальцы пропорциональны и не слишком растопырены – 0 .

25. Большой палец достаточно хорошо выделен – 1 .

26. Хорошо прорисованы запястья путем сужения и последующего расширения предплечья в области кисти – 0 .

27. Прорисован локтевой сустав – 0 .

28. Прорисован коленный сустав – 0 .

29. Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу – 0 .

30. Руки имеют такую же длину, что и туловище (или длиннее, но не более чем в два раза) – 1 .


31. Длина стоп равна примерно трети длины ног – 0 .

32. Длина ног примерно равна длине туловища (или длиннее, но не более чем вдвое) – 0 .

33. Длина и ширина конечностей пропорциональны – 0 .

34. На ногах можно различить пятки – 1 .

35. Форма головы правильная – 1 .

36. Форма тела в целом правильная – 1 .

37. Очертания конечностей переданы точно – 1 .

38. Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют – 1 .

39. Уши хорошо различимы – 0 .

40. Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры – 0 .

41. На лице прорисованы ресницы и брови – 1 .

42. Зрачки расположены правильно – 0 .

43. Глаза пропорциональны размерам лица – 1 .

44. Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону – 0 .

45. Четко различимы лоб и подбородок – 0 .

46. Подбородок отделен от нижней губы – 1 .
Всего: 27 баллов , немного ниже возрастной нормы (30 )
Анализ деталей

Голова слишком маленькая по отношению ко всей фигуре. В сочетании с общей неустойчивостью изображенного человека может указывать на критическое отношение к собственным способностям, нежелание принимать на себя функции самоконтроля.

Волосы: изображение волос у персонажа соответствует возрастной норме. Они хорошо прорисованы, имеется прическа (коса). Деталь свидетельствует о нормальной половой идентификации.

Лицо открытое, хорошо прорисованное, приветливое. Лицо обращено к зрителю и выражает готовность к общению, контактность.

Лоб закрыт густой штриховкой, изображающей волосы. Это подкрепляет соображения относительно нежелания брать на себя функции самоконтроля. Показывает сниженный интерес к интеллектуальной сфере.

Глаза: зрачки плохо прорисованы, взгляд не направлен на зрителя. Деталь может указывать на наличие страха (что подтверждается общей неуверенностью фигуры). Глаза украшены густыми длинными ресницами, что свидетельствует о потребности во внимании окружающих.

Нос прорисован, маленького размера.

Рот: улыбка нарисована одной линией (обычно к десятилетнему возрасту девочки рисуют губы и раскрашивают их подходящими цветами). Изображение может быть интерпретировано как признак робости и застенчивости (что вполне согласуется с общим обликом).

Подбородок не выделен.

Уши не нарисованы. Если учесть общий вид фигуры, их отсутствие можно расценить как признак повышенной чувствительности, неприятия критических замечаний и болезненного их переживания.