Файл: Задание к теме Дайте ответы на вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 998

Скачиваний: 59

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Шея длинная и тонкая, выдает скованность и зажатость.

Руки опущены вниз, что означает замкнутость, напряженность. Нарисованы маленькими и слабыми, с помощью прерывающихся линий (признак недостаточной социальной адаптации, сложностей во взаимодействии с окружающими). Хрупкие руки в целом говорят о слабости и неуверенности.

Кисти рук и ладони слишком маленькие, а ладони плохо прорисованы. Недостаточно хорошо изображенные кисти рук и ладони, плохая детализация – свидетельство проблем в сфере общения.

Пальцы не прорисованы, кроме большого (кисть «рукавичкой»). Отсутствие пальцев – это и неумение контролировать ситуацию, и отказ от контроля.

Туловище слабое, маленькое, нарисовано прерывающейся линией. Можно предположить наличие негативных переживаний, высокого уровня тревожности, подавленности. В сочетании с маленькой головой подтверждает догадку о желании избежать самоконтроля.

Одежда и фигурка в целом недостаточно декорирована, нет необходимых деталей (не обозначен воротник блузки, шея сливается с одеждой).

Ноги тонкие, указывающие на недостаточную опору. При этом относительно туловища они длинные, что можно расценить как желание утвердиться. Стопы нарисованы в профиль: автор стремится к устойчивости и надежности.
Вывод: если принять во внимание общее впечатление от рисунка и анализ отдельных деталей, можно подтвердить предположение о наличии у рисующей девочки страхов, неуверенности, проблем в сфере общения и недостаточной социальной адаптации. Для более подробного анализа стоит провести повторный тест.

Методика Рене Жиля

Леша, 8 лет, имеющей сестру 3 года

По рисунку семьи было зафиксировано: сиблинги расположены не на одной линии (1 балл); разделены доской (1 балл); члены семьи расположены как бы по углам квадрата (0 баллов).

Признаком ревности девочки (первоклассницы) к младшей сестре является желание «отправить» малышку в школу, как бы поменяться с ней местами, чтобы проводить больше времени с родителями. В данном случае, помимо конкуренции детей между собой, можно говорить о семейной разобщенности. Несмотря на то что дети находятся в одной плоскости, а родители — в другой, ни те, ни другие не объединены в микрогруппы. Каждый член семьи как бы сам по себе. Автор рисунка одинаково относится к обоим родителям. По ее мнению, младшая сестра более близка к матери, нежели к отцу. Обе сестры находятся примерно на одинаковом расстоянии от матери, поэтому мы в этом случае ставим 0 баллов.


1. (1) Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты. Кто другие люди, которые не обозначены на рисунке?*

2. (2) Другой стол. А теперь где ты сядешь? Обозначь крестиком.

3. (4) А теперь размести несколько человек и себя вокруг стола. Нарисуй или обозначь их крестиками.
Напиши, кем они приходятся тебе (папой, мамой, братом, сестрой или другом, товарищем, одноклассником). Сделай, как хочешь.


4. (5) Вот стол. Во главе стола сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где бы сел ты?
Обозначь крестиком. Кто этот человек, сидящий во главе стола? Напиши рядом.


5. (6) Представь, что ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у людей, которые имеют большой дом. Члены твоей семьи уже заняли несколько комнат. Выбери комнату для себя. Обозначь ее крестиком.

6. (8) Представь, что ты в гостях у знакомых. Обозначь комнаты, где расположились члены твоей семьи (выбери кого хочешь), и свою комнату. Напиши, кто где находится.

7. (9) Представь, что одному человеку решено преподнести приятный сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть, тебе все равно? Какой ответ ты выбираешь? Напиши.
ОТВЕТ: Да. Сестре


8. (10) Представь, что ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать,
но там, куда ты едешь, есть только два свободных места: одно для тебя, а второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши.
ОТВЕТ: Сестру


9. (10) Представь, что ты потерял нечто, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши.
ОТВЕТ: Маме


10. (12) Представь, что у тебя болят зубы и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Кто этот человек? Напиши.
ОТВЕТ: С мамой


11. (13) Представь, что ты сдал экзамен (написал диктант, контрольную работу). Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши.
ОТВЕТ: Маме


12. (14) Представь, что ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где ты находишься. Рядом с кем?

13. (15) Представь, что ты на другой прогулке. Обозначь крестиком, где ты находишься на этот раз. Рядом с кем?

14. (16) Представь, что ты еще на одной прогулке. Обозначь крестиком, где ты находишься. Рядом с кем?

15. (17) На этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь их крестиками. Подпиши, кто эти люди.

16. (18) Представь, что тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше, чем у других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.
ОТВЕТ: Сестру



17. (19) Представь, что ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши.
ОТВЕТ: По маме


18. (30) Представь, что во время прогулки все расположились на траве. Обозначь крестиком, где находишься ты. Рядом с кем?

19. (40) Представь, что ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой? Напиши и обозначь их крестиком.

20. (42) Представь, что ты опять находишься в кинотеатре. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

По признаку «расположение детей» автор получает по 1 баллу за задания 12, 13 и по 0,5 балла за задания 1 и 2. Итого 3 балла.
По признаку «разделение детей предметами» — 1 балл за задания 1, 2, 5, 6, 12, 13. Итого 6 баллов.

По признаку «местоположение детей относительно родителей» — 2 балла за задание 18; по 1 баллу за задания 6, 20; по 0,5 балла за задания 3, 12. Итого 5 баллов.
Таким образом, результаты испытуемого за выполнение теста Р. Жиля 3+6+5=14 баллов; за выполнение рисунка семьи 1+1+0=2 балла.


Задание к теме 3.

Апробируйте 4 методики (на выбор), описанные в лекции: проведите диагностику, обработайте результаты и сделайте выводы.

Методика «Ценностные ориентации» Рокича
Иерархия терминальных ценностей (убеждений о конечной цели индивидуального существования):
1. Здоровье (физическое и психическое)

2. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

3. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

4. Интересная работа

5. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

6. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

7. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

8. Счастливая семейная жизнь

9. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

10. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

11. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

12. Наличие хороших и верных друзей

13. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

14. Общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

15. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)


16. Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

17. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

18. Творчество (возможность творческой деятельности)
Иерархия инструментальных ценностей (убеждений об образах действий и свойствах личности, предпочтительных в любой ситуации):
1. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

2. Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

3. Жизнерадостность (чувство юмора)

4. Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов

5. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

6. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

7. Воспитанность (хорошие манеры)

8. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

9. Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах

10. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

11. Исполнительность (дисциплинированность)

12. Непримиримость к недостаткам в себе и других

13. Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

14. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

15. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

16. Честность (правдивость, искренность)

17. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

18. Чуткость (заботливость)
Данный тест помогает систематизировать и отранжировать ценности человека. Эти данные обычно для более эффективной работы с психологом

16-ти факторный опросник Кеттелла
Таблица результатов



Название шкалы

Значение

Ст.сумма

Интерпретация

Коммуникативные свойства

1

Фактор "А". Замкнутость (шизотимия) - общительность (аффектотимия)

8

5

Среднее значение. В эмоциональном плане не выраженные отличия от большинства окружающих. Склонность к сопереживанию, сочувствию, эмоциональной вовлеченности. Внешняя и внутренняя жизнь богаты переживаниями. Достаточно развитая потребность в общении, проявление интереса к людям. Стремление поделиться своими мыслями, установками, настроениями. Не характерно выраженное честолюбие, в деятельности нет фанатичности.

2

Фактор "E". Покорность - доминантность

18

8

Особо высокое значение. Яркая тенденция к самоутверждению. Энергичность, активность, самоуверенность, склонность доминировать, командовать, критиковать и контролировать других людей. Тестируемый честолюбив, стремится к самостоятельности и независимости. Склонен агрессивно отстаивать лидерскую позицию, может игнорировать авторитеты, в том числе социальные условности и общественный нормы. Возможны враждебность и конфликтность в отношениях с окружающими.

3

Фактор "Н". Робость (тректия) - смелость (пармия)

15

6

Среднее значение. Достаточный уровень общительности, наличие коммуникативных навыков, склонность к непосредственному поведению, раскованности, решительности в значимых ситуациях. Удовлетворительная адаптация в новом окружении.

4

Фактор "L". Доверчивость (алаксия) - подозрительность (протенсия)

10

6

Среднее значение. Ориентировка на собственное мнение. Установки недостаточно гибкие. Проницательность, осторожность, склонность к упрямству. Высокая самооценка, тенденция к эгоцентризму, соперничеству.

5

Фактор "N". Наивность - проницательность

7

2

Особо низкое значение. Непосредственность, естественность и спонтанность поведения вплоть до наивности, грубоватости и излишней прямолинейности. Общительность, доверчивость, эмоциональность. Тестируемый не обладает социальной ловкостью и проницательностью, неопытен в анализе мотивов поступков других людей, не умеет хитрить. Откровенен, чувствителен, сентиментален, склонен к эмоциональной вовлеченности, не умеет мыслить холодно и рационально. Пользуется доверием и симпатией в групповых взаимоотношениях, особенно у детей.

6

Фактор "Q2". Зависимость от группы - самодостаточность

13

7

Высокое значение. Интроверсия, самостоятельность, отсутствие зависимости от общественного мнения и социального одобрения. Самодостаточность, склонность к самостоятельным видам деятельности.

Интеллектуальные свойства

7

Фактор "В". Низкий интеллект - высокий интеллект

11

10

Высокая способность к обучению, формированию новых мыслительных навыков. Быстрое усвоение учебного материала и свежей информации. Мышление быстрое, подвижное, склонность к творческим формам мышления. Как правило, развитый социокультурный уровень.

8

Фактор "М". Практичность (праксерния) - мечтательность (аутия)

12

6

Среднее значение. Практичность, тривиальность мышления. Поведение управляется внешними обстоятельствами. В действиях и поступках – стремление руководствоваться реальными возможностями. Заземленность мышления, недостаток воображения и творческих импульсов.

9

Фактор "Q1". Консерватизм - радикализм

14

9

Особо высокое значение. Высокая степень свободомыслия, либеральности. Обследуемый имеет разнообразные интеллектуальные интересы и широкий кругозор. Отличается критичным аналитическим мышлением, гибкостью, восприимчив к новым идеям и взглядам, терпим к противоречиям. Не доверяет авторитетам, не имеет абсолютных принципов. Легко меняет свою точку зрения. Обладает склонностью к значительной мятежности, сопровождающейся тенденцией искать конфликты с вышестоящими лицами, пренебрежительным отношением к соблюдению субординации на работе, может вносить излишне деструктивный элемент. В связи с чрезмерной независимостью и радикализмом может испытывать трудности в общении. Эффективен в ситуациях различных преобразований.

Эмоциональные свойства

10

Фактор "С". Эмоциональная нестабильность (слабость эго) - эмоциональная стабильность (сила эго)

16

6

Среднее значение. Достаточный уровень личностной интегрированности. Устойчивость в отношении стресс факторов. Действия, поступки, увлечения, склонности и привязанности носят, как правило, устойчивый характер. Потребности удовлетворяются оптимальным способом. Тенденция к соблюдению общепринятых норм и стандартов поведения. Высокий порог фрустрации, состояния дезадаптации маловероятны.

11

Фактор "F". Озабоченность (десургенсия) - беспечность (сургенсия)

13

4

Низкое значение. Неторопливость, сдержанность, осмотрительность, осторожность, рассудительность. Спокойствие, молчаливость. Низкая социальная активность.

12

Фактор "I". Жесткость (харрия) - мягкосердечность (премсия)

11

7

Высокое значение. Слабость, зависимость, чувствительность, низкая степень самостоятельности. Эстетическая утонченность, высокий уровень развития воображения и интуиции. Мягкость и ранимость в социальных контактах.

13

Фактор "О". Спокойствие (гипертимия) - тревожность (гипотимия)

8

4

Низкое значение. Самоуверенность, спокойствие, смелость, жизнерадостность, активность, безмятежность. Отсутствие тенденции испытывать чувство вины, нечувствительность к критике.

14

Фактор "Q4". Низкая напряженность - высокая напряженность

11

5

Среднее значение. Не резко выраженная склонность к внутреннему напряжению, проявлению беспокойства, по видимому, имеются некоторые признаки суммарной фрустрационной напряженности.

Регуляторные свойства

15

Фактор "G". Корыстный (слабость суперэго) - совестливый (сила суперэго)

11

5

Среднее значение. Стремление к следованию общепринятым нормам, ответственность. Окружающие считают, что на испытуемого можно положиться. Достаточный уровень требовательности к себе, поведение организованно.

16

Фактор "Q3". Низкий самоконтроль поведения - высокий самоконтроль поведения

10

5

Среднее значение. Достаточно развит волевой самоконтроль поведения. Стремление придерживаться установленных норм и правил поведения. Удовлетворительный уровень обязательности, исполнительности и настойчивости. Действия и поступки планируются, носят целенаправленный характер. Удовлетворительные показатели работы в группе.

Факторы второго порядка

17

Фактор F1. Низкая – Высокая тревога

4,8



Низкие баллы – в общем этот человек удовлетворен тем, что есть, и может добиться того, что ему кажется важным. Однако очень низкие баллы могут означать недостаток мотивации в трудных ситуациях.

18

Фактор F2. Интроверсия - экстраверсия

2,5



Низкие баллы – склонность к сухости, к самоудовлетворению, замороженности межличностных контактов. Это может быть благоприятно в работе, требующей точности.

19

Фактор F3. Сензитивность - Реактивная уравновешенность (Чувствительность)

4,7



Низкие баллы – тенденция испытывать затруднения в связи с проявляющейся во всем эмоциональностью. Эти люди могут относиться к типу недовольных и фрустрированных. Однако присутствует чувствительность к нюансам жизни. Вероятно, имеются артистические наклонности и мягкость. Если у такого человека возникает проблема, то на ее разрешение требуется много размышлений до начала действий.

20

Фактор F4. Конформность - Независимость

5,4



Низкие баллы – зависимая от группы, пассивная личность, нуждающаяся в поддержке других лиц и ориентирующая свое поведение в направлении людей, которые такую поддержку оказывают.

21

Фактор экстраверсии Fэ

30

3



22

Фактор тревожности Fт

20

5



Шкалы валидности

23

Фактор MD: «адекватная самооценка – неадекватная самооценка»

4



Заниженная самооценка, излишне критическое отношение к себе, неудовлетворенность собой, непринятие себя.

24

Шкала FB: стремление выглядеть хуже

3



Адекватная самооценка




Фактор MD: «адекватная самооценка – неадекватная самооценка»: 4

Заниженная самооценка, излишне критическое отношение к себе, неудовлетворенность собой, непринятие себя.

Шкала FB: стремление выглядеть хуже: 3

Адекватная самооценка

Методика самооценки психических состояний Айзенка

Обработка результатов теста
Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

I. Вопросы № 1-10 – тревожность; 3

II. Вопросы № 11-20 – фрустрация; 3

III. Вопросы № 21-30 – агрессивность; 6

IV. Вопросы № 31-40 – ригидность; 9

Заключение: Тревожность отсутствует, высокая самооценка, устойчивость к неудачам, отсутствие боязни трудностей. Спокойствие и выдержка на должном уровне. Немного снижена переключаемость.

Индивидуально-типологический опросник (ИТО)

Таблица результатов обследования



Название шкалы

Значение

Интерпретация

1

Шкала лжи

2

Низкое значение. Показатель в пределах нормы. Отсутствие признаков неискренности.

2

Шкала аггравации

1

Низкое значение. Показатель в пределах нормы. Отсутствие признаков подчеркивания проблем.

3

I. Экстраверсия

6

Высокое значение. Высокая степень экстраверсии, избыточная общительность. Социальная активность: склонность к широким социальным контактам и двигательная раскрепощенность при отсутствии тенденции к самоанализу. Преобладание правополушарных характеристик: освоение новой информации осуществляется преимущественно через разговорное общение.

4

II. Спонтанность

8

Крайне высокое значение. Высокая степень импульсивности.

5

III. Стеничность

7

Высокое значение. Эгоцентризм, склонность к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих.

6

IV. Ригидность

7

Высокое значение. Высокий уровень ригидности. Устойчивость к стрессу, педантизм.

7

V. Интроверсия

6

Высокое значение. Высокая степень интроверсии, застенчивость, недостаточная общительность. Социальная пассивность: сниженная внешняя реактивность при одновременно более богатой интрапсихической активности и высокой рефлексивности. Левополушарный (словесно-логический) когнитивный стиль.

8

VI. Сензитивность

4

Среднее значение. Признаки чувствительности и впечатлительности в межличностных отношениях в пределах нормы.

9

VII. Тревожность

3

Среднее значение. Осторожность в принятии решений, ответственность по отношению к окружающим, социальная созвучность среде.

10

VIII. Лабильность

5

Высокое значение. Высокий уровень лабильности, изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость.