Файл: Менеджмент Подходы к определению понятия менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 445

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- это нормативно-законодательные акты, долгосрочное государственное финансирование и кредитование, деятельность политических партий и объединений.

Экономические факторы- это темпы инфляции, дефляции, уровень занятости, налоговая ставка и т.д.

Рыночный фактор— это уровень миграции населения, уровень жизни, концепции жизненного цикла товара и организации, уровень конкуренции в отрасли, занятость и безработица.

Технологический фактор— запаздывание в области технологии приводит к запаздыванию организации в целом, однако при очень быстрых переменах или нововведениях в области технологии наступает ФУТУРОШОК — стресс, дезадаптация.

Социальный фактор- это отношение к женскому, детскому труду, нравы и традиции общества, деятельность социальных партий и объединений.

Международный фактор- касается как фирм действующих на рынке, так и вне его. Сюда относят: иностранные законодательства, различные политические решения, лёгкость доступа к сырью.

Фактор конкуренции. При анализе выделяют:

- анализ будущих целей конкурента;

- анализ текущей стратегии конкурента;

- анализ тенденции развития отрасли;

- изучение сильных и слабых сторон конкурента.

  1. Основные элементы внутренней среды организации.

Внутренняя среда – это ситуационные факторы внутри организации, которые поддаются контролю и регулированию со стороны менеджера. Информация о внутренней среде организации необходима менеджеру, чтобы определить возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации.

Основные составляющие внутренней среды организации с точки зрения менеджмента:

цели организации;

задачи;

структура организации и ее культура;

технология и оборудование;

трудовой коллектив (персонал).

Цели – это развернутые положения относительно того, чего организация хочет достичь в будущем.

Цели должны быть:

конкретными;

измеримыми

достижимыми;

ориентированными во времени;


непротиворечивыми.

Задачи – это предписанная работа, серия работ или часто работы, которые должны быть выполнены заранее установленным способом за ранее установленные сроки.

Структура – логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Организационная структура – форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации.

Организационная культура – сложившаяся в организации система ценностей, убеждений, образцов формальных и неформальных обычаев, традиций, совокупность символов, смыслов, форм и норм поведения персонала, разделяемых всеми или, по крайней мере, большинством членов организации, а также знания, опыт, навыки, приемы деятельности, передаваемые из поколения в поколение, стиль руководства и т.д.

Персонал – коллектив работников организации определенных количества, профессий, квалификации, должностей, имеющих определенные потребности, способности, одаренность, предрасположенность, ожидания, восприятие, отношение, ценности и др.

Технология и материально-технические ресурсы. В со­став этой внутренней переменной входят основные технические составляющие производственного процесса. Это оборудование, материалы и тип технологии.

Технология как внутренняя переменная техноло­гия имеет широкое значение и определяется следующим образом. Технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инструментов и соответствующих желаемых пре­образований в материалах, информации и людях.

Все внутренние переменные взаимосвязаны. Изменение одной из них влечет за собой изменения и во всех остальных переменных.

  1. Интеллектуальный капитал и управление знаниями.

Управление знаниями — это распространение и поиск опыта людей и актуальной информации в среде связанных между собой людей или групп людей. Здесь самое главное — это знания людей и взаимодействие между людьми: обмен идеями, решениями и актуальной информацией при попытках создавать новые решения.

как известно, капитал — это все, что способно приносить доход предприятию. Превращение знания в капитал означает, что владение им позволяет получать регулярный доход от его использования всем субъектам (индивидам, организациям) — носителям знания.



Интеллектуальный капитал (ИК) организации — это все знания, которые имеют стоимость (ценность) для организации и заключены в работающих в ней людях или возникают из производственных процессов, систем, организационной культуры.

Интеллектуальный капитал включает знания и навыки конкретных людей, нормы и системы ценностей, базы данных, методологии, программное обеспечение, производственный опыт (ноу-хау), лицензии, бренды, торговые секреты и т.д. Нематериальные активы в значительной степени влияют на рыночную цену компании, а созданная с помощью ИК стоимость является результатом независимых действий работников организации, а значит процессом извлечения стоимости необходимо управлять иначе — не так, как процессом извлечения стоимости из материальных активов.

компоненты ИК:

Рыночные активы (РА) — это нематериальные активы, связанные с операциями на рынке — взаимодействием с потребителями. Именно РА повышают стоимость компании значительно выше стоимости ее основного капитала. Выделяют следующие элементы рыночных активов:

Торговая марка — рост доходов одного из конкурентов часто объясняется дополнительной ценностью ее торговой марки.

Покупатели. Цикл трансформации покупателя зависит от ЖЦТ и, как правило, включает следующую возможную траекторию: кандидат — потенциальный покупатель — свой человек — покупатель — приверженец-пропагандист. Наиболее желательным для организации типом является приверженец, так как он содействует повторным покупкам (контрактам).

Каналы распределения — личные продажи, розничные торговцы, представительства, телемагазин, Интернет и др.

Франшизные соглашения — контрактная лицензия, разрешающая заниматься определенным бизнесом.

Лицензионные соглашения — право на продажу в соответствии с определенными условиями.

Интеллектуальные активы (ИА) — это ИС, которая является результатом деятельности сотрудника и защищена законодательно. Выделяют следующие элементы интеллектуальной собственности.

Патент — право исключительной собственности, предоставленное изобретателю государством. Недостаток этого вида собственности в том, что изобретение перестает быть секретом, в том числе для конкурентов. Часто изделие защищают набором патентов, чтоб его труднее было скопировать. Бывают ситуации, когда изобретения задерживаются во внедрении, так как компании отказываются от производства, не имея гарантии монополии и защиты от более сильного конкурента. Позитивной особенностью патентов является то, что они могут мешать конкуренту выводить новый товар на рынок.


Авторское право защищает вариант высказанной идеи, но не саму идею. Авторские права присваиваются создателям литературных произведений, кинофильмов, других произведений искусства, а также компьютерного программного обеспечения. В соответствии с частью четвертой Гражданского кодекса (ГК) Российской Федерации срок защиты авторских прав составляет 70 лет. Также в ГК введено понятие «Интернет-право» для эффективного урегулирования правовых вопросов, связанных с глобальной сетью. По действующему законодательству США авторское право может быть нотариально засвидетельствовано на срок продолжительности жизни автора плюс 50 лет.

Права на дизайн (внешний вид) оформляются путем регистрации внешнего вида или дизайнерского права. Дизайнерское право защищает и внешний вид, и исключительное право владельца на тиражирование оригинального дизайна.

Товарный знак — зарегистрированное обозначение, которое ассоциируется с компанией и ее товарами. Знаки защищают фирменный товар.

Производственный секрет — информация, которой не владеют остальные представители данной отрасли. К такого рода информации могут относиться незарегистрированное изобретение, новое открытие, технологический процесс и т.п. Производственные секреты защищаются путем договоров о неразглашении, в которых оговариваются срок действия и условия хранения тайны. Статус производственного секрета позволяет избежать обнародования, неизбежного при регистрации патента.

Ноу-хау — объем практических знаний по определенной теме, которым обладает человек. Эти знания, как правило, трудно формализуемы, т.е. относятся к неявным знаниям.

  1. Организационная структура управления. Звено и ступень

Организационная структура управления — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.

Организационная структура управления направлена на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности.

Организационная структура управления – это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления. Организационная структура управления определяется составляющими ее звеньями и уровнями управления. Эта структура должна обеспечивать устойчивость связей между элементами управления и надежность функционирования системы в целом.


Звено управления – обособленное подразделение со строго определенными функциями. Звеном управления может выступать отдельное подразделение, выполняющее часть функции управления, всю функцию управления или совокупность функций управления. К звену управления относят и руководителей. На одном уровне могут находиться несколько звеньев управления. Из западного менеджмента в наш профессиональный лексикон пришло понятие “департаментализация”, или “департаментизация”, означающее процесс организационного обособления, выполнения отдельных работ, выделения особых подразделений, процесс деления компании на отдельные блоки (отделения, отделы, сектора) с четко определенными задачами и обязанностями.

Отношения между звеньями управления поддерживаются благодаря связям, взаимоотношениям, коммуникациям. По содержанию и функциональному назначению связи и отношения, составляющие структуру организации, подразделяются на три группы:

1) связи непосредственного взаимодействия, обеспечивающие формирование у системы новых системных свойств, отсутствующих у отдельных составляющих ее элементов;

2) отношения соподчиненности, устанавливающие иерархическую зависимость в организации и определяющие “этажность” строения организации;

3) соотношения, устанавливающие пропорциональность строения организации и обеспечивающие взаимное соответствие количественных и качественных параметров отдельных составляющих системы.

По ориентации связи разделяются на горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные связи – связи кооперации и координации равноправных звеньев управления. Они носят характер согласования. Их основное назначение – способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений, находящихся на одном уровне при решении возникающих между ними проблем.

Вертикальные связи – связи руководства и подчинения, субординационные и иерархические связи. Необходимость в них возникает при наличии нескольких уровней управления. Эти связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации.Вертикальные связи могут носить линейный или функциональный характер.

Линейные связи – связи подчинения по всему кругу вопросов. Это отношения, предполагающие, что руководитель реализует свои властные полномочия и осуществляет прямое и единоличное руководство подчиненными по всем функциям управления.

Функциональные связи – связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления. В зависимости от принятых в организации принципов управления и вида организационной структуры они могут носить совещательный, рекомендательный или информационный характер.