Файл: Менеджмент Подходы к определению понятия менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 448

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основополагающий принцип - вырабатывать и поставлять продукцию точно в заданный срок. Поэтому необходимым условием обеспечения производства и поставки продукции «точно в срок» является внедрение системы канбан.

Государство за счет бюджетных средств развивает инфраструктуру страны, регулирует цены, создает многочисл. полуправительств. структуры, обеспечивает связь с бизнесом. В отличие от большинства Западно-Европейских стран Япония упорно развивала жесткую конкуренцию в каждом секторе экономики, добиваясь того, чтобы там обязательно оставались хотя бы несколько конкурентов, не допускали монополию.

Принципы управления персоналом

1. Полезность сотрудника, определяется не его постоянным физическим присутствием на рабочем месте, а потребностью компании в этом сотруднике

2. Тот, кто умеет управлять подчиненными - руководитель на 1/2,а настоящий руководитель тот, кто умеет управлять вышестоящими по должности.

3. ориентация на перспективу - залог успешной деятельности компании. Глава компании должен ориентироваться на 10 лет вперед, руководитель высшего звена на 5, руководитель отдела-3, подразделения-1.

В Японии отсутствует давление на покупателя.

ВЫВОД: именно такая модель менеджмента оказалась наиболее конкурентной в современных условиях.

  1. Развитие менеджмента в России. Особенности управления в условиях общественной формы собственности и формирование рыночного механизма управления.

Управленческая мысль в России не только не отставала, но в ряде случаев и опережала развитие менеджмента на Западе. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили известный русский экономист Татищев и выдающийся русский ученый Ломоносов. Велики заслуги в реформировании системы управления России П.А. Столыпина. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления. Построение социализма в СССР потребовало создания новой общественной организации управления социалистическим производством. Известный советский ученый А.К. Гастев занимался вопросами совершенствования теории и практики организации труда. Им сформулирована и обоснована концепция, получившая название «трудовые установки». Важнейшее место в осуществлении методики трудовых движений отводилось инструктажу. Проблемы научной организации труда получили широкое освещение в трудах П.М. Керженцева. Керженцев распространил понимание научной организации труда на все сферы человеческой деятельности.


Крупный вклад в развитие теоретических основ социалистической организации производственных процессов был внесен О.И. Непорентом. Все операции он классифицировал по признаку их сочетания в производственном процессе на три вида: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное, показал их влияние на длительность производственного цикла.

В 30-е гг. была проделана большая научная и практическая работа по созданию науки об организации производства, труда и управления, результатом которой был выход в свет первого советского учебника по организации производства. Кроме того, была введена новая для того времени специальность — инженер-экономист отраслевого профиля, которая вскоре стала ведущей среди эко­номических специальностей.

В годы Великой Отечественной войны научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.

Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по тер­риториальному принципу через Советы народного хозяйст­ва.

К этому же времени относится рождение экономиче­ской кибернетики, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руково­дством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова.

В советский период можно выделить 4 этапа развития теории и практики управления:

1. 20-е годы – период поиска новых форм и методов управления

2. 30-50-е годы – формирование и использование жесткой централизованной модели государственного управления

3. 60-70-е годы – период половинчатых реформ, направленных на заимствование элементов капиталистической экономики

4. 80 – 90-е годы – отказ от социалистических преобразований, попытки посредством реформ, проводимых сверху, создать современную рыночную экономику.

Формирование рыночного механизма управления в России

В связи с произошедшими серьезными изме­нениями в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку (с 1991г)

По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регу­лируемому рынку. В его основу была положена программа «500 дней» Шаталина, основной целью которой было полное раз­рушение административно-командной системы управле­ния (предложение Аганбегяна. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России. Отказ от гос планирования, превращение банков в коммерческие предприятия, создание бирж, ограничение гос монополии на внешнюю торговлю; при этом еще более снизился уровень жизни народа и повысилась инфляция. Сейчас: ЦБанк, остальные коммерческие, отсутствует монополия на внешнюю торговлю (только регулируется государством: нефть, газ, металл, руды и т.д.), развитие и поддержка предпринимательства, гос. финансирование программ (инновационных проектов, социальных программ, образование), расширение инвестиций в перспективные проекты будущего, привлечение иностранных инвесторов в Россию на взаимовыгодных условиях. В условиях мир фин кризиса – поддержка наименее защищенных слоев населения, сдерживание инфляции, поддержания курса рубля, пересмотр кредитной политики (кредиты крупным предприятиям под отчет). Главное – забота о людях, о персонале предприятия и соблюдение социальных гарантий.



  1. Основные положения Теории «Х».

МакГрегор при разработке своей теориях «Х» и «У» рассматривал мотивации работника и поведения управляющего компании с двух сторон, в два подхода. Поэтому получили разные направления, которые были названы: «Теорией Х» и «Теорией У».

Рассмотрим по отдельности каждую из теорий.

МакГрегор теория Х:

  1. Люди инертный по своей природе, при первой возможности всячески отлынивают;

  2. Отсутствие амбиций у человека, избавляется от ответственности, работает под руководством;

  3. Основной принцип работника — его защищенность;

  4. Контролирование, давление и угроза наказанием заставляет человека трудиться эффективно.


  1.   1   2   3   4   5   6   7


Основные положения теории «Y»

МакГрегор теория У:

  1. Свойственным процессом считается для человека – работа.

  2. Благоприятные условия труда способствуют развитию самоконтроля и ответственности;

  3. Частично используются решение творческое и потенциал интеллектуальный;

  4. При достижении конкретной цели, поощряется вознаграждением.

МакГрегор теория Х и У была предложена в 1960 году и опубликована под названием «Человеческая сторона предприятия».

Теория мотивации МакГрегора – это подходы, которые рассматривались следствиями взглядов на природные качества человека, и появилась в виде автократичной, негативной теории «X», и демократичной, положительной теории «Y». Теория построена на концепции предпосылок и предположений, а так же анализа отношений руководителей к подчиненным.

Первая МакГрегора теория «Х» не соответствовала действительности. В настоящее время она не отвечает нашим требованиям.

Вторая МакГрегора теория «У» утверждает, что человек способен быть самоуправляемым и творческим, необходимо только выбрать правильную мотивацию.

Из выше описанного, мы видим, что разница в двух теориях имеется существенная.

Поэтому, менеджер в своей практике должен придерживаться в основном теории «У» МакГрегора.

  1. Основные положения Теории «Z» (концепции «человеческого потенциала»).

Эту теорию в 1981 г. разработал американский профессор У. Оучи на основе японского опыта управления в дополнение к теориям Х и Y

Основная отличительная черта этой теории — обоснование коллективистских принципов мотивации. Согласно теории “Z”, мотивация работников должна исходить из ценностей “производственного клана”, т. е. предприятия как одной большой семьи. Эти ценности необходимо развивать у сотрудников с помощью соответствующей организации и стимулирования отношений доверия, солидарности, преданности коллективу и общим целям.

Основные идеи теории “Z” заключаются в следующем:

 в мотивах людей сочетаются социальные и биологические потребности;

 люди предпочитают работать в группе и принимать групповые решения;


 должна существовать индивидуальная ответственность за результаты труда;

 предпочтительнее неформальный контроль за результатами труда на основе четких методов и критериев оценки;

 на предприятии должна осуществляться постоянная ротация кадров и должно быть организовано постоянное самообразование;

 предпочтительнее медленная служебная карьера с продвижением людей по достижении определенного возраста;

 администрация проявляет постоянную заботу о работнике и обеспечивает ему долгосрочный или пожизненный наем;

 человек — основа любого коллектива; именно он обеспечивает успешную деятельность предприятия.

Теория “Z” описывает хорошего работника, предпочитающего работать в группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу. Во многом ей соответствуют японские работники крупных промышленных компаний, однако такие работники есть практически во всех странах на крупных стабильных предприятиях. Эффективность применения этой теории определяется удельным весом таких людей в коллективе.

Стимулы побуждения к труду для работников, описываемых теорией “Z”, эффективны в такой последовательности: материальное поощрение, моральное поощрение.

  1. Факторы внешней среды организации.

Внешняя среда— это всё то, что окружает организацию (политика, банки, конкуренты). Внешняя среда характеризуется, степенью изменчивости организации действующей в нестабильной среде не могут позволить себе долгосрочное планирование, устойчивую кадровую политику, гарантии занятости. В окружении организации выделяют микро и макро окружение. Макро окружение - это своеобразная философия среды обитания организации. Микроокружение - это набор тех рабочих контактов без которых существование организации, как производственной системы, невозможно (потребители, поставщики, налоговые органы). Выделяют среду: прямого и косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия— это те факторы, которые влияют на результаты деятельности организации.Среда косвенного воздействия— это те факторы, которые не оказывают прямого воздействия на организацию, но тем не менее оказывают влияние на неё.

Факторы:

Политические факторы