Файл: 1, Охарактеризовать цивилизации Минойского Крита и Микенской (Ахейской) Греции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 256
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснить значение реформ императоров Диоклетиана и Константина.
Денежная и налоговая реформа. Диоклетиан проводил экономические, административные и военные реформы. Они были порождены практической необходимостью. Нужно было восстановить боеспособность армии, укрепить имперскую администрацию, чтобы держать в повиновении подданных, защищать имперские границы, вести наступательные войны. Для этого требовались большие средства, а их недоставало. Поэтому прежде всего Диоклетиан попытался нормализовать денежное обращение, прекратив выпуск низкопробной монеты. В 286 г. он приступил к проведению денежной реформы, приказав отчеканить новую полноценную золотую монету. Была выпущена и новая медная монета. Однако реформа не удалась, т.к. реальная стоимость золота в слитках не соответствовала объявленной, несколько заниженной стоимости новой золотой монеты. Выпускавшиеся новые золотые и серебряные монеты быстро исчезали из обращения, и Диоклетиану пришлось возобновить чеканку низкопробной монеты.
Диоклетиан изменил систему сбора налогов – отныне большая часть их взималась не деньгами, а натурой. В 289–290 гг. была произведена всеобщая перепись населения Империи. Ежегодная сумма налогов устанавливалась на 5 лет, но по истечении этого срока вносились соответствующие поправки. Через 15 лет всеобщая перепись населения повторялась. После всеобщей переписи ввели поголовный учет (капитацию) всех жителей Империи, которые были обязаны платить прямой налог: сельские земледельцы в форме поземельного налога (с единицы площади), а горожане в форме подушного налога. Для всей Империи были установлены единые размеры налогов и способы их взимания. Материальная ответственность за поступление налогов с колонов и помещенных на землю рабов была возложена на землевладельцев. За налоги городских жителей отвечали куриалы – члены городских управлений (курий).
Военная и административная реформы. Диоклетиан приступил к военной реформе вскоре после своего прихода к власти. Но завершилось преобразование армии при его преемнике Константине уже в IV в. Кроме старой, организованной еще при Септимии Севере, пограничной армии были сформированы подвижные маневренные войска. Они были расквартированы в городах и по приказу императора образовывали малые или большие действующие армии. Диоклетиан обязал землевладельцев поставлять в армию определенное в зависимости от размеров их земельных владений количество рекрутов из числа
проживавших на их землях колонов и батраков, как правило, принадлежащих к местному полуварварскому населению. Таким образом, и военная реформа способствовала прикреплению колонов, так как магнаты стали теперь более жестко пресекать их попытки покинуть свои участки. Другим результатом военной реформы стала усилившаяся варваризация армии, начавшаяся еще во II в. и прогрессировавшая в III в.
В обстановке борьбы с народными восстаниями, варварскими племенами, с Персидской державой становилось все очевиднее, что разделения Римской империи на две части недостаточно. С целью укрепления центральной власти Диоклетиан присвоил себе и Максимиану имена Иовия и Геркулия, т. е. сыновей Юпитера и Геракла, подчеркнув тем самым божественное происхождение императорской власти. Кроме того, в 293 г. он провел дальнейшее разделение Империи. Одного из своих высших командиров – Гая Галерия – Диоклетиан провозгласил своим помощником и соправителем и присвоил ему звание цезаря. Из восточной половины Империи Галерию был выделен в управление Балканский полуостров с резиденцией в городе Сирмиуме. Одновременно западный август Максимиан в Медиолане провозгласил своим помощником и соправителем также с титулом цезаря Флавия Констанция Хлора. Он передал ему в управление Галлию и Британию. Резиденцией Констанция Хлора был город Августа Треверов. Оба были провозглашены цезарями в один и тот же день. В дальнейшем предполагалось, что по истечении 20 лет со времени прихода к власти Диоклетиана и Максимиана оба августа отрекутся от престола и возведут в этот сан своих цезарей, которые, в свою очередь, должны были провозгласить цезарями двух своих полководцев. Эта система центральной власти в Империи получила название тетрархии, т. е. власти четырех. Вместе с обожествлением двух августов эта система предполагала сочетание абсолютизма с военно-административной оперативностью. Кроме того, обожествление императоров, доступ к которым теперь был обставлен сложным церемониалом, заимствованным с Востока, главным образом у персидского царского двора, затрудняло покушения на императоров, что было обычным явлением в III в. Разделение верховной власти между четырьмя авторитетными полководцами с перспективой у двух младших по званию цезарей сделаться августами сокращало возможность появления узурпаторов. Предполагалось, что система тетрархии с усыновлением цезарей упорядочит преемственность центральной власти. Высшей властью обладал старший август.
Диоклетиан приступил и к административной реформе провинциального управления. Провинции Диоклетиан разукрупнил и заменил новыми. Новых, меньших по размерам провинций было организовано 100, а Рим был выделен в особую, 101 административную единицу. Администрация новых провинций теперь тщательно следила за населением, быстрее предупреждала или подавляла волнения, лучше собирала налоги. Создание новых провинций должно было подорвать усилившийся в III в. сепаратизм прежних очень крупных (Египет, Фракия) провинций, способствовать укреплению единства Империи. Военное командование было отделено от гражданской администрации. Несколько провинций объединялись в диоцез. Диоцезами управляли викарии, назначавшиеся императором. Наместники провинций назывались ректорами, они подчинялись викариям. Ректоры особо важных провинций подчинялись непосредственно императорам.
Во всей Империи устанавливалась единообразная бюрократическая система с целым рядом инстанций, с переходами от низших канцелярий и должностей к высшим. Новая политическая система должна была нормализовать внутреннюю жизнь в стране, укрепить центральную и местную власть, а следовательно, упрочить положение господствующего класса Римской средиземноморской империи.Упорядочение военной, административной и налоговой систем стало приносить свои результаты. В 296 г. Диоклетиан подавил восстание в Египте. С большим трудом, но все же удалось оттеснить персов в 298 г. за пределы Империи. Затянувшиеся восстания в Африке и Мавритании были наконец жестоко подавлены в 297 г. Максимианом.
Диоклетиан в 301 г. издал эдикт о твердых ценах на продаваемые товары и твердых ставках заработной платы. Эдикт был направлен на борьбу со спекуляцией и ростовщичеством. За продажу товаров выше установленных цен полагалось наказание вплоть до смертной казни. На некоторых рынках были сооружены плахи, возле которых дежурили палачи, готовые немедленно привести в исполнение приговор злостному спекулянту. Эдикт о ценах и заработной плате преследовал цель облегчить положение широких масс населения Империи путем приведения в соответствие рыночных цен и реальной заработной платы. Несмотря на жесткие меры, эдикт с самого начала выполнялся плохо и после Диоклетиана был официально отменен.
Внутренняя и внешняя политика Константина была прямым продолжением реформ Диоклетиана. В 314 г. Константин провел новую денежную реформу, устранявшую основной недостаток реформы Диоклетиана. Удалось определить более точное соотношение стоимости золота в слитках и в чеканной монете, в результате чего и была выпущена новая золотая монета.
Продолжалось начавшееся при Диоклетиане прикрепление к месту жительства и работы куриалов, ремесленников и колонов. Материально–ответственным за поступления налогов от горожан – куриалам – запрещались переселения из родного города и уклонения от выполнения муниципальных повинностей. Если обнаруживали куриалов, которым удалось поступить в армию или в имперскую администрацию, то их немедленно возвращали в свои курии, потому что их обязанности были не только пожизненными, но и наследственными.
При Константине армия также пополнялась отрядами из подчиненных варварских племен, так как Римское государство испытывало затруднения при вербовке воинов из местного населения, постепенно прикреплявшегося к месту жительства и профессиям. Профессия воина тоже становилась наследственной. Численность легионов была уменьшена. Число начальников соответственно увеличилось. Это было необходимо для усиления контроля над рядовым составом. Деление на пограничные и маневренные войска оставалось, но маневренные войска были разделены на две категории. Из общей массы маневренных войск были выделены более привилегированные воинские части – дворцовые. Когорты преторианцев были расформированы. Их место заняли подразделения дворцовой стражи.
К концу правления Константина организация новой формы римского монархического режима домината, начатая Диоклетианом, была в значительной степени завершена и в дальнейшем функционировала без принципиальных изменений до самого падения Западной Римской империи. Ряд черт домината как новой формы римской монархии был унаследован Византией.
Хотя тетрархия императоров была упразднена, деление Империи на четыре части для удобства управления осталось. Но теперь эти части назывались префектурами. Ими управляли назначаемые императором высшие чиновники – префекты претория. Префекты претория и военные магистры подчинялись непосредственно императору, самодержцу, непогрешимому источнику законов. Они были также его советниками, членами его «священного дворца». Среди придворных гражданские и военные должности также были строго разделены. При священной особе доминуса находился высший совещательный совет – консисториум. Всех членов консисториума назначал по своему усмотрению доминус. Только он один имел в этом совете решающий голос. Все главные управления назывались «священными», поскольку непосредственно зависели от «священного дворца» и доминуса. Доминус оставался прежде всего верховным главнокомандующим.
34. Сопоставить социально-политическую обстановку в Западной Европе IV–V в. с причинами падения Западной Римской империи.
В 395 г. произошло окончательное политическое разделение единой Средиземноморской империи на два государственных образования: Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию). Хотя во главе и той и другой стояли родные братья и сыновья Феодосия, а в юридической теории сохранялась идея единой Империи, управляемой лишь двумя императорами, фактически и политически это были два самостоятельных государства со своими столицами (Равенна и Константинополь), своими императорскими дворами, с разными задачами, стоящими перед правительствами, наконец, с разными социально–экономическими базами. Процесс исторического развития на Западе и в Византии стал приобретать разные формы. В Восточной Римской империи процессы феодализации сохраняли черты большей преемственности старых общественных структур, проходили медленнее, совершались при сохранении сильной центральной власти императора. На Западе важнейшей особенностью является ослабление центральной власти римского императора и ее уничтожение как политической надстройки. Другой – постепенное формирование на территории Империи самостоятельных политических образований – варварских королевств.
Постепенное ослабление центральной власти Западной Римской империи объясняется серьезными социально–экономическими изменениями римского общества IV–V вв.: прежде всего упадком городов, сокращением товарного производства и торговли, постоянно усиливающейся натурализацией экономики и перемещением центра экономической жизни из городов в деревню – огромные латифундии, которые превращаются в центры не только сельского хозяйства, но и ремесла и торговли. Муниципальные собственники – куриалы, разорялись и деградировали, а социальные позиции крупных магнатов, собственников огромных земельных массивов, располагающих большим запасом продовольствия и ремесленной продукции, имеющих собственную охрану и укрепленные виллы, укреплялись. Слабые западноримские императоры наделяют могущественных магнатов, которые принадлежали к высшему социальному слою – сенаторам, и занимали важные посты в армии, в провинциальной администрации, при императорском дворе, рядом привилегий (освобождение от налогов, от обязательств по отношению к ближайшему городу, наделение элементами политической власти над населением поместий и др.).
Денежная и налоговая реформа. Диоклетиан проводил экономические, административные и военные реформы. Они были порождены практической необходимостью. Нужно было восстановить боеспособность армии, укрепить имперскую администрацию, чтобы держать в повиновении подданных, защищать имперские границы, вести наступательные войны. Для этого требовались большие средства, а их недоставало. Поэтому прежде всего Диоклетиан попытался нормализовать денежное обращение, прекратив выпуск низкопробной монеты. В 286 г. он приступил к проведению денежной реформы, приказав отчеканить новую полноценную золотую монету. Была выпущена и новая медная монета. Однако реформа не удалась, т.к. реальная стоимость золота в слитках не соответствовала объявленной, несколько заниженной стоимости новой золотой монеты. Выпускавшиеся новые золотые и серебряные монеты быстро исчезали из обращения, и Диоклетиану пришлось возобновить чеканку низкопробной монеты.
Диоклетиан изменил систему сбора налогов – отныне большая часть их взималась не деньгами, а натурой. В 289–290 гг. была произведена всеобщая перепись населения Империи. Ежегодная сумма налогов устанавливалась на 5 лет, но по истечении этого срока вносились соответствующие поправки. Через 15 лет всеобщая перепись населения повторялась. После всеобщей переписи ввели поголовный учет (капитацию) всех жителей Империи, которые были обязаны платить прямой налог: сельские земледельцы в форме поземельного налога (с единицы площади), а горожане в форме подушного налога. Для всей Империи были установлены единые размеры налогов и способы их взимания. Материальная ответственность за поступление налогов с колонов и помещенных на землю рабов была возложена на землевладельцев. За налоги городских жителей отвечали куриалы – члены городских управлений (курий).
Военная и административная реформы. Диоклетиан приступил к военной реформе вскоре после своего прихода к власти. Но завершилось преобразование армии при его преемнике Константине уже в IV в. Кроме старой, организованной еще при Септимии Севере, пограничной армии были сформированы подвижные маневренные войска. Они были расквартированы в городах и по приказу императора образовывали малые или большие действующие армии. Диоклетиан обязал землевладельцев поставлять в армию определенное в зависимости от размеров их земельных владений количество рекрутов из числа
проживавших на их землях колонов и батраков, как правило, принадлежащих к местному полуварварскому населению. Таким образом, и военная реформа способствовала прикреплению колонов, так как магнаты стали теперь более жестко пресекать их попытки покинуть свои участки. Другим результатом военной реформы стала усилившаяся варваризация армии, начавшаяся еще во II в. и прогрессировавшая в III в.
В обстановке борьбы с народными восстаниями, варварскими племенами, с Персидской державой становилось все очевиднее, что разделения Римской империи на две части недостаточно. С целью укрепления центральной власти Диоклетиан присвоил себе и Максимиану имена Иовия и Геркулия, т. е. сыновей Юпитера и Геракла, подчеркнув тем самым божественное происхождение императорской власти. Кроме того, в 293 г. он провел дальнейшее разделение Империи. Одного из своих высших командиров – Гая Галерия – Диоклетиан провозгласил своим помощником и соправителем и присвоил ему звание цезаря. Из восточной половины Империи Галерию был выделен в управление Балканский полуостров с резиденцией в городе Сирмиуме. Одновременно западный август Максимиан в Медиолане провозгласил своим помощником и соправителем также с титулом цезаря Флавия Констанция Хлора. Он передал ему в управление Галлию и Британию. Резиденцией Констанция Хлора был город Августа Треверов. Оба были провозглашены цезарями в один и тот же день. В дальнейшем предполагалось, что по истечении 20 лет со времени прихода к власти Диоклетиана и Максимиана оба августа отрекутся от престола и возведут в этот сан своих цезарей, которые, в свою очередь, должны были провозгласить цезарями двух своих полководцев. Эта система центральной власти в Империи получила название тетрархии, т. е. власти четырех. Вместе с обожествлением двух августов эта система предполагала сочетание абсолютизма с военно-административной оперативностью. Кроме того, обожествление императоров, доступ к которым теперь был обставлен сложным церемониалом, заимствованным с Востока, главным образом у персидского царского двора, затрудняло покушения на императоров, что было обычным явлением в III в. Разделение верховной власти между четырьмя авторитетными полководцами с перспективой у двух младших по званию цезарей сделаться августами сокращало возможность появления узурпаторов. Предполагалось, что система тетрархии с усыновлением цезарей упорядочит преемственность центральной власти. Высшей властью обладал старший август.
Диоклетиан приступил и к административной реформе провинциального управления. Провинции Диоклетиан разукрупнил и заменил новыми. Новых, меньших по размерам провинций было организовано 100, а Рим был выделен в особую, 101 административную единицу. Администрация новых провинций теперь тщательно следила за населением, быстрее предупреждала или подавляла волнения, лучше собирала налоги. Создание новых провинций должно было подорвать усилившийся в III в. сепаратизм прежних очень крупных (Египет, Фракия) провинций, способствовать укреплению единства Империи. Военное командование было отделено от гражданской администрации. Несколько провинций объединялись в диоцез. Диоцезами управляли викарии, назначавшиеся императором. Наместники провинций назывались ректорами, они подчинялись викариям. Ректоры особо важных провинций подчинялись непосредственно императорам.
Во всей Империи устанавливалась единообразная бюрократическая система с целым рядом инстанций, с переходами от низших канцелярий и должностей к высшим. Новая политическая система должна была нормализовать внутреннюю жизнь в стране, укрепить центральную и местную власть, а следовательно, упрочить положение господствующего класса Римской средиземноморской империи.Упорядочение военной, административной и налоговой систем стало приносить свои результаты. В 296 г. Диоклетиан подавил восстание в Египте. С большим трудом, но все же удалось оттеснить персов в 298 г. за пределы Империи. Затянувшиеся восстания в Африке и Мавритании были наконец жестоко подавлены в 297 г. Максимианом.
Диоклетиан в 301 г. издал эдикт о твердых ценах на продаваемые товары и твердых ставках заработной платы. Эдикт был направлен на борьбу со спекуляцией и ростовщичеством. За продажу товаров выше установленных цен полагалось наказание вплоть до смертной казни. На некоторых рынках были сооружены плахи, возле которых дежурили палачи, готовые немедленно привести в исполнение приговор злостному спекулянту. Эдикт о ценах и заработной плате преследовал цель облегчить положение широких масс населения Империи путем приведения в соответствие рыночных цен и реальной заработной платы. Несмотря на жесткие меры, эдикт с самого начала выполнялся плохо и после Диоклетиана был официально отменен.
Внутренняя и внешняя политика Константина была прямым продолжением реформ Диоклетиана. В 314 г. Константин провел новую денежную реформу, устранявшую основной недостаток реформы Диоклетиана. Удалось определить более точное соотношение стоимости золота в слитках и в чеканной монете, в результате чего и была выпущена новая золотая монета.
Продолжалось начавшееся при Диоклетиане прикрепление к месту жительства и работы куриалов, ремесленников и колонов. Материально–ответственным за поступления налогов от горожан – куриалам – запрещались переселения из родного города и уклонения от выполнения муниципальных повинностей. Если обнаруживали куриалов, которым удалось поступить в армию или в имперскую администрацию, то их немедленно возвращали в свои курии, потому что их обязанности были не только пожизненными, но и наследственными.
При Константине армия также пополнялась отрядами из подчиненных варварских племен, так как Римское государство испытывало затруднения при вербовке воинов из местного населения, постепенно прикреплявшегося к месту жительства и профессиям. Профессия воина тоже становилась наследственной. Численность легионов была уменьшена. Число начальников соответственно увеличилось. Это было необходимо для усиления контроля над рядовым составом. Деление на пограничные и маневренные войска оставалось, но маневренные войска были разделены на две категории. Из общей массы маневренных войск были выделены более привилегированные воинские части – дворцовые. Когорты преторианцев были расформированы. Их место заняли подразделения дворцовой стражи.
К концу правления Константина организация новой формы римского монархического режима домината, начатая Диоклетианом, была в значительной степени завершена и в дальнейшем функционировала без принципиальных изменений до самого падения Западной Римской империи. Ряд черт домината как новой формы римской монархии был унаследован Византией.
Хотя тетрархия императоров была упразднена, деление Империи на четыре части для удобства управления осталось. Но теперь эти части назывались префектурами. Ими управляли назначаемые императором высшие чиновники – префекты претория. Префекты претория и военные магистры подчинялись непосредственно императору, самодержцу, непогрешимому источнику законов. Они были также его советниками, членами его «священного дворца». Среди придворных гражданские и военные должности также были строго разделены. При священной особе доминуса находился высший совещательный совет – консисториум. Всех членов консисториума назначал по своему усмотрению доминус. Только он один имел в этом совете решающий голос. Все главные управления назывались «священными», поскольку непосредственно зависели от «священного дворца» и доминуса. Доминус оставался прежде всего верховным главнокомандующим.
34. Сопоставить социально-политическую обстановку в Западной Европе IV–V в. с причинами падения Западной Римской империи.
В 395 г. произошло окончательное политическое разделение единой Средиземноморской империи на два государственных образования: Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию). Хотя во главе и той и другой стояли родные братья и сыновья Феодосия, а в юридической теории сохранялась идея единой Империи, управляемой лишь двумя императорами, фактически и политически это были два самостоятельных государства со своими столицами (Равенна и Константинополь), своими императорскими дворами, с разными задачами, стоящими перед правительствами, наконец, с разными социально–экономическими базами. Процесс исторического развития на Западе и в Византии стал приобретать разные формы. В Восточной Римской империи процессы феодализации сохраняли черты большей преемственности старых общественных структур, проходили медленнее, совершались при сохранении сильной центральной власти императора. На Западе важнейшей особенностью является ослабление центральной власти римского императора и ее уничтожение как политической надстройки. Другой – постепенное формирование на территории Империи самостоятельных политических образований – варварских королевств.
Постепенное ослабление центральной власти Западной Римской империи объясняется серьезными социально–экономическими изменениями римского общества IV–V вв.: прежде всего упадком городов, сокращением товарного производства и торговли, постоянно усиливающейся натурализацией экономики и перемещением центра экономической жизни из городов в деревню – огромные латифундии, которые превращаются в центры не только сельского хозяйства, но и ремесла и торговли. Муниципальные собственники – куриалы, разорялись и деградировали, а социальные позиции крупных магнатов, собственников огромных земельных массивов, располагающих большим запасом продовольствия и ремесленной продукции, имеющих собственную охрану и укрепленные виллы, укреплялись. Слабые западноримские императоры наделяют могущественных магнатов, которые принадлежали к высшему социальному слою – сенаторам, и занимали важные посты в армии, в провинциальной администрации, при императорском дворе, рядом привилегий (освобождение от налогов, от обязательств по отношению к ближайшему городу, наделение элементами политической власти над населением поместий и др.).