Файл: 1, Охарактеризовать цивилизации Минойского Крита и Микенской (Ахейской) Греции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Постепенно нормализовав отношения с сенатом, Клавдий создал свою, независимую от сената администрацию. Она состояла из нескольких ведомств: ab epistulis («относительно писем», т. е. императорская канцелярия), a libellis («относительно прошений»), a studiis («относительно ученых изысканий»), a rationibus («относительно финансов»). Они возглавлялись наиболее влиятельными вольноотпущенниками Нарциссом, Каллистом, Полибием и Паллантом (состояние последнего оценивалось в 300 млн. сестерциев). Канцелярии делились на отделы, в которых служили императорские рабы и вольноотпущенники. Формально эти структуры возникли как часть дворцового ведомства, но со временем они стали основой государственной системы управления. При Клавдии были расширены полномочия и функции прокураторов. Все эти меры способствовали появлению имперской бюрократии, централизации управления и усилению личной власти императора.
В проведении своего политического курса имперские власти во главе с Клавдием опирались прежде всего на поддержку армии, развращенного зрелищами и подачками римского плебса и провинциальной знати. Во внешней политике правительство избегало пограничных конфликтов и войн, предпочитая пользоваться средствами дипломатии. Единственным исключением стала военная экспедиция в Британию (43 г.).
В 49 г. 33-летняя племянница Клавдия властолюбивая Агриппина Младшая (дочь Германика, внучка Агриппы и правнучка Августа) добилась того, что 58-летний дядя-император женился на ней четвертым браком. В 50 г. ее сын от первого брака, Луций Домиций Агенобарб, был усыновлен Клавдием, оттеснив от престолонаследия Британика, сына Клавдия от Мессалины. В октябре 54 г. Агриппина отравила Клавдия (его, как и Августа, обожествили), и новым императором стал ее 17-летний сын, Нерон Клавдий Цезарь (54–68 гг.).
Поначалу юный принцепс, руководствуясь советами своих наставников – философа-стоика Луция Аннея Сенеки и префекта претория Секста Афрания Бурра, демонстрировал в делах управления (в частности, в отношениях с сенатом) умеренность и либерализм. Однако в скором времени порочная и необузданная натура взяла свое, и Нерон стал совершать одно преступление за другим. Сначала он отравил 14-летнего Британика (55 г.), позднее приказал убить мать (59 г.) и жену Октавию, сестру Британика (62 г.). Спустя три года он убил и вторую жену, Поппею Сабину. После убийства Агриппины Нерон вступил на путь самого разнузданного произвола. Нуждаясь в деньгах император прибегнул к испытанному средству пополнения личной кассы – репрессиям и конфискациям, поборам и вымогательствам. Возобновились процессы «об оскорблении величества», снова расцвело доносительство.
В 62 г. умер Бурр, Сенека удалился от дел, и главным доверенным лицом императора стал префект претория Софоний Тигеллин с именем которого связаны все преступления последних лет правления Нерона (62–68 гг.). В частности, Нерона и Тигеллина молва обвиняла в поджоге Рима, который серьезно пострадал от грандиозного шестидневного пожара в 64 г. (из 14 городских кварталов выгорели 10). На освободившемся после пожара пространстве между Палатином и Эсквилином началось строительство т. н. «золотого дома» – великолепного дворцового комплекса площадью в 270 га.
Деспотизм и безумное расточительство, бесчинства и оргии, а также скандальная слава возницы, певца и актера восстановили против Нерона римскую аристократию. В 65 г. в Риме был раскрыт заговор, цель которого заключалась в устранении Нерона и возведении на престол видного аристократа Гая Кальпурния Пизона. Заговорщики подверглись суровым карам, среди жертв оказались Сенека, его племянник поэт Марк Анней Лукан и писатель Гай Петроний Арбитр.
В последние годы своего принципата Нерон окончательно отошел от государственных дел и всецело отдался артистической деятельности. В 66 г. он выехал на гастроли в Грецию, где одерживал бесчисленные победы в состязаниях поэтов и певцов, получал венки и овации. Во время его отсутствия империей управлял грек-вольноотпущенник Эпафродит. Между тем политическая ситуация резко обострилась. К 66 г. бесславно для Рима завершилась многолетняя война с Парфией из-за Армении. В том же году началось восстание в Иудее (66–73 гг.), продолжалась война в Британии. Недовольство правлением Нерона стало всеобщим. Весной 68 г. против него восстали легионы в Галлии, Германии и Испании. Кандидатом на престол был выдвинут 70-летний аристократ Сервий Сульпиций Гальба. Защищать Нерона было некому: даже преторианцы перешли на сторону Гальбы. Объявленный вне закона, Нерон пытался скрыться, но безуспешно. Чтобы не попасть живым в руки врагов, он бросился на меч, перед смертью воскликнув: «Какой великий артист погибает!» С гибелью Нерона пресеклась династия Юлиев – Клавдиев.
Принципат Флавиев (69–96 гг.). Сенат и народ признали императором Веспасиана (69–79 гг.). В 70 г. он прибыл в Рим. Империя находилась в плачевном состоянии: казна истощена, хозяйство пришло в упадок, войска деморализованы, в провинциях неспокойно. Веспасиан начал с подавления мятежей в провинциях. В 70 г. его сын Тит взял штурмом и разрушил Иерусалим. Были подавлены мятежи в Египте и Киренаике. В 69–71 гг. бушевало восстание германских и галльских племен во главе с талантливым организатором и полководцем Юлием Клавдием Цивилисом. В конце концов и это восстание удалось подавить.
Умный, дальновидный и энергичный правитель, Веспасиан смог сравнительно быстро и эффективно восстановить экономический и финансовый потенциал империи. На покрытие государственных нужд требовалась астрономическая сумма в 40 млрд. сестерциев. Император ввел режим экономии, урезав расходы, сократив раздачи и введя новые налоги. Экономный, хозяйственный и практичный правитель взыскивал старые недоимки, продавал должности и обложил налогом даже погребения и общественные уборные в Риме («Деньги не пахнут» (pecunia non olet). Итогом всех этих мер было оздоровление финансов и достижение бюджетного профицита.
Веспасиан распустил мятежные легионы и сформировал новые, увеличив их число до 28. Самые крупные воинские контингенты размещались на Рейне и Дунае. С Парфией Веспасиану удалось сохранить мир. Император щедро раздавал права римского гражданства, а также активно пополнял ряды сенаторского и всаднического сословий за счет провинциалов и богатых вольноотпущенников. Он укреплял свой престиж возведением великолепных построек в Риме: при нем был реконструирован Капитолийский архитектурный ансамбль, сооружены форум Веспасиана, храм Мира и знаменитый Колизей (амфитеатр Флавиев на 50 тыс. зрительских мест). К концу правления отношения Веспасиана с сенатом испортились, поскольку император хотел сделать принципат наследственной монархией.
В июне 79 г. на 70-м году жизни Веспасиан умер и был обожествлен. Сначала ему наследовал его старший сын Тит (79–81 гг.), который вскоре умер от лихорадки, не дожив до 42 лет, а затем младший, Домициан (81–96 гг.). Стремясь сделать свою власть абсолютной, Домициан, подобно Калигуле, повелел именовать себя «господином» и «богом». Он вступил в конфликт с сенатом и прибегнул к политике террора. Домициан устраивал для плебса щедрые раздачи и великолепные зрелища, значительно увеличил жалование легионерам, много строил и проводил активную внешнюю политику (в частности, его легионы не без успеха воевали в Британии, с даками и германским племенем хаттов). Все это требовало огромных денег. Начались казни и конфискации. Подозрительный и жестокий деспот пользовался услугами целого штата профессиональных доносчиков. По числу процессов «об оскорблении величества» Домициан обогнал всех своих предшественников. Несмотря на репрессии, заговоры против Домициана возникали один за другим. В итоге он был убит в сентябре 96 г. в собственном дворце на 45-м году жизни.
32. Связать кризис античной идеологии с возникновением христианства.
Кризис античной цивилизации
С I в. н.э. происходит постепенный распад господствующей в Риме идеологии (и религии). Этот распад нашел яркое выражение в произведениях античных писателей. Если Сенека ставит проблему развития морали, совершенствования человеческого духа и серьезно критикует язычество, то Лукреций Кар в поэме "О природе вещей" прямо подрывает своим рационализмом основы языческой античной религии [5, с. 69]. Но особенно яркое выражение кризис господствующей идеологии проявился во введении совершенно не соответствующего привычным нормам государственного культа Ромы-Августы, в рамках которого осуществлялось обожествление императоров. Необходимость обязательного посещения храмов вызвала к жизни многочисленные способы уклониться от формализованной, выродившейся в культ, постепенно утрачивающей смысл языческой религии.
Кризис язычества проявился и в падении индивидуальной и общественной морали. Современники многократно отмечали распад системы родственных и семейных связей, распространение крайнего индивидуализма.
Кризис системы социальных связей проявился и на более высоком уровне. Среднее зажиточное сословие постоянно сокращалось, увеличивалось число маргиналов, привыкших жить за государственный счет, быстро росло число рабов, стоимость которых постоянно снижалась. Уже имели рабов дети и нищие, что создавало тяжелые морально-правовые проблемы, на которые общество, и это очень характерно, не реагировало.
Основанная на использовании все более дешевого труда многочисленных рабов экономика постоянно теряла свою эффективность. Экстенсивное сельское хозяйство стремительно уничтожало плодородные почвы, особенно на территории Италии, где не случайно в это время появляются агрономические исследования. Однако ввоз товаров непрерывно рос, и это создавало обманчивое ощущение изобилия, хотя на практике часто приводило к дальнейшему сокращению производства метрополии и увеличению ее зависимости от окраин, которыми было все труднее управлять и защищать. В свою очередь, регионы постепенно утрачивали интерес к неэквивалентному обмену с Италией, начались попытки отделения, сначала сравнительно легко, а затем все труднее и труднее подавляемые из центра, утратившего контроль.
В эти тяжелые времена происходит вполне естественный всплеск мистицизма (вера в чувственное восприятие божества, часто противопоставляемая внешнему проявлению отжившего культа). В Риме распространяются восточные религии (в частности, древнеегипетская, митраизм, халдейская астрология). Затем начинается распространение иудаизма, и, наконец, появляется секта христиан. Восточные религии принесли в Рим две новые идеи: о существовании только одного Бога, создателя мира (эта идея была легко воспринята римлянами), о посмертном существовании души (у христиан - в виде идеи посмертного воздаяния за грехи) [1, с. 198]. Последняя идея не была понята римлянами, так как им было трудно принять мысль о жизни после смерти.
Стремительное распространение восточных верований вынудило государство на ответные действия. В правление династии Северов была проведена реформа, в соответствии с которой все боги были собраны в один пантеон. К обычным античным божествам были искусственно добавлены некоторые восточные божества. Но эта синкретическая попытка, как и все подобные, была обречена на провал. Нельзя соединить несоединимое. Персонифицированные божества и языческие идолы не могут пребывать в сознании одновременно.
Зарождение и распространение христианства
Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.
Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле [6, с. 131].