Файл: 1, Охарактеризовать цивилизации Минойского Крита и Микенской (Ахейской) Греции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 257

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во второй половине I в. н.э. отчетливо наметились два главных течения - проиудейская, представленная Апокалипсисом и генетически восходящее, видимо, к сектам типа ессеев, и антииудейское, связано с деятельностью апостола Павла. Именно с Павлом ассоциируется разрыв со свойственной иудаизму национальной ограниченностью религии, ему приписывают слова о том, что для христианства "нет ни эллина, ни иудея", что Богу угодны все: и иудеи, и язычники, и обрезанные, и необрезанные - достаточно лишь отказаться от старого образа жизни и поверить в Христа, т.е. "не по плоти, а по духу", приобретать праведность и спасение от грехов через веру и исповедание [3, с. 187].

Епископы, игравшие роль в общине не в силу своего «пророческого дара», а вследствие своей зажиточности и степенности, внесли новое начало в христианскую общину, вызывавшее естественное недовольство харизматиков, этих первых учителей христианства, в огромном большинстве случаев вербовавшихся в течение 100-150 лет из городской бедноты, рабов, вольноотпущенников, разоренных ремесленников, полупролетариев.

Зажиточные элементы каждой общины стремились, прежде всего, оттеснить пророков-учителей, не поддававшихся ни надзору, ни регламентации, и передать полноту власти епископам. Так возникла церковная организация с епископом во главе. Его задачей было в первую очередь положить конец пророчествам, содержавшим нападки на богачей, предсказывавшим неизбежную гибель старого греховного мира и близкое торжество царства божьего. Эти пророчества с их чаяниями, надеждами, проклятиями и ненавистью особенно ярко выражены в «Апокалипсисе» Иоанна, написанном в 68-69 г.н.э. в фантастической форме «видений» [5, с. 73].

Уже со II века епископы занимались толкованием сложных проблем догматики и культа, активно выступали против тех общин и сект, которые еще не смирились с общим процессом бюрократизации и догматизации христианства и пытались по - своему объяснять те или иные его проблемы. Обычно их достоинство теоретически обосновывалось древностью и близостью к апостольной традиции. Оно часто бывало, предопределено географическими, политическими, экономическими и другими подобными обстоятельствами, делавшими тот или иной населенный пункт (и местную общину христиан) естественным центром общения многих локальных церквей. Так возвысились Антиохийская, Александрийская и некоторые другие церкви.

Было естественно, что и христианская община мировой столицы стремилась придать именно римскому епископу особое значение. Кружево легенд плелось о самом происхождении этой общины. Позднее, примерно с IV века, появилось утверждение, что сам апостол Петр обосновал римскую общину и был первым ее епископом, а потому римской церкви надлежит считаться главнейшей в христианском мире, а
римскому епископу дан примат, т.е. высшее иерархическое положение.

Замена харизматических руководителей бюрократической иерархией - неизбежное явление в условиях формировавшейся церкви с ее строгими канонами и нерушимыми догмами. "Видения" и "божественные откровения" трансформировавшейся и очищавшей себя от "ересей" ортодоксальной церкви более были не нужны [2, с. 235].

Страдавшие ими харизматические лидеры, пророки- проповедники уже в III-IV веке не только решительно отстранялись от активной церковной деятельности, но и просто не допускались к ней. Их удел отныне стал иным: за их счет формировался институт монашества, деятельность и "святой дух" которого были поставлены теперь на службу церкви, на укрепление ее авторитета, причем без особой опасности для ее строгой внутренней структуры, т.к. уединенные и замкнутые высокими стенами монастыри препятствовали широкому распространению оригинальных "видений" осененных благодатью святых отцов в монашеской рясе.

Таким образом, очищенная от «грехов» молодости христианская церковь стала вполне приемлемым для социально-политических верхов институтом, влияние которого в массах делало желанным сближение с ним и использование его , на что не преминули обратить внимание римские императоры. Император Константин в начале IV века поддержал церковь, его преемники (кроме Юлиана Отступника, правившего сравнительно недолго) последовали его примеру, и вскоре христианство стало господствующей религией. Из гонимых христиане стали гонителями, о чем свидетельствует, в частности, погром "языческой" библиотеки в 415 году в Александрии, видном центре эллинской культуры.

Христианство создавалось людьми, которые стремились найти иллюзорный выход из того социально-психологического тупика, в который зашло античное общество и античная идеология. Обилие же направление в раннем христианстве, острота споров между их приверженцами свидетельствует о том, что ни одно из этих направлений не могло удовлетворить всех духовных потребностей населения Римской империи. Ортодоксальная церковь победила по тому, что она сумела приспособиться к реальной жизни, принять существующий порядок (и даже оправдать его) и получить, в конце концов, поддержку государственной власти.

Успех проповеди заключался в том, что она была лишена национальных и социальных предрассудков, осуждала рабство, обращалась к лучшим качествам человека. Наиболее новым было обращение к человеку и его предназначению.



Христиане создали новый тип мировоззрения людей. В центре этого мировоззрения находятся не отношения между людьми, а отношения между человеческой душой и Богом, то есть моральные отношения между людьми вторичны. Таким образом, в центре нового мировоззрения оказалась новая мораль, которая подчинила себе все области культуры, включая право. Для христианской морали характерно совершенно новое для Европы понятие греха как внутреннего духовного падения личности. Грех - это то, в чем человек часто и самому себе боится признаться. Наиболее опасны не совершенные действия, а внутренний мир человека. Он может не совершать ничего плохого, но открыть злу свою душу. Постепенно сложилась морально-юридическая система христианства. В наиболее четком виде она была впоследствии сформулирована в начале XIV в. в поэме Данте Алигьери “Божественная комедия” [4, с. 158]. Христианство впервые дало человеку свободу выбора между добром и злом, то есть свободу морального и правового внутреннего выбора - между преступлением и законом. Совершаемого ежесекундно выбора между вечной жизнью и вечной смертью.

С появлением христианства внутри Римской империи возникло как бы государство в государстве. Христианское сообщество (церковь) выработало свои собственные моральные и правовые нормы, одной из особенностей которых было противостояние Римскому государству. И государство не могло этого не почувствовать - начались преследования христиан.

Христиане действительно подпадали под действие целого ряда запретительных законов империи. Они представляли собой объединение - коллегию, хотя допускались по закону только похоронные коллегии (бедняки в складчину хоронят друг друга), христиане устраивали молитвенные собрания, они устраивали собрания ночью, что строжайше воспрещалось. Но прежде всего этого с точки зрения римского государства, христиане являлись "плохими" язычниками, причем не только по отношению к Юпитеру или Венере, но и (что было просто недопустимо) по отношению к Роме-Августе, то есть действующему императору-богу [6, с. 134]. В самом деле, христиане действительно были самыми опасными врагами империи, так как выступали против рабства, бюрократии и вообще ограничений духовной жизни.

Репрессии против христиан прошли два периода: народных и государственных гонений. Первоначально христиан было мало, и можно было легко натравить на них невежественный народ, списывая, таким образом, все преступления и ошибки. Однако число христиан уменьшалось незначительно, репрессии только сплотили истинно верующих вокруг епископов, христианство продолжало распространяться. И
вскоре уже у многих оказался сосед-христианин, о котором нелегко было припомнить что-либо плохое. Тогда народное отношение к христианам стало более сочувственным, и государству пришлось действовать самостоятельно, вызывая молчаливое неодобрение гонений уже язычниками. Наиболее жестокие преследования христиан относятся к III в. н. э. - массовые казни в цирках.

Изменения в идеологии и общественной организации

В результате реформ Диоклетиана римское государство сильно укрепилось и централизовалось. На смену республиканского строя пришла прочная сильно структурированная монархия. Милитаризация власти, приближение ее к провинциям временно повысили эффективность управления, но не смогли решить тяжелых проблем общества. Наиболее трудной был кризис идеологии. Константин попытался вновь провести синкретическую реформу и, только потерпев поражение, обратился к возможностям христианской организации.

Между тем, проходившая один за другим этапы своего формирования церковь должна была избегать серьёзнейших опасностей: принять неконтролируемый экстатический характер или стать частью античной языческой науки (гностицизм ). К 314 г., когда религия была признана «разрешенной» христиане сами нуждались в организации, с точки зрения государства, так как в каждой части империи существовали свои собственные священные книги, и было много различий в системе богослужения. Поэтому по приказу Константина был созван Первый Вселенский собор в Никее в 325 г., который установил общие правила поведения христиан и обязательную молитву - Символ Веры. Эти решения собора позволили сделать христианство государственной религией Римской империи [4, с. 161].

Как только это произошло, начался постепенный процесс ликвидации античной культуры и цивилизации. Этот процесс был связан, с одной стороны, - с развитием монашеского движения, с другой стороны, - по приказу императора уничтожались языческие храмы, статуи и библиотеки. Но и внутри самого христианства происходила борьба за централизацию идеологии и организации.

Развернулась борьба по вопросу о сущности Христа. Наибольшую остроту она приобрела в Александрии. В центре этих споров оказался местный пресвитер Арий, который учил, что Христос есть Творение, а не истинный Бог и что Его божественное достоинство основывается на нравственных заслугах. Против подобного мнения в защиту православия выступал местный епископ Александр. Но проповеди Ария были популярнее, т. к. в них он использовал мелодии известных песен своего времени. Спор по вопросу об арианстве был вынесен на специально созванный Первый Вселенский собор. Заседания собора завершились изгнанием Ария. Но у Ария были друзья в Священной опочивальне, поэтому вскоре он вернулся и изгнал Александра.


Спор внутри христианства попыталось использовать римское жречество. В 363 г. к власти пришел воспитанный жрецами император Юлиан. Понимая, что насильственные действия ни к чему не приведут, он написал против христианства книгу, пытаясь расколоть новую веру. Но в первом военном походе он был убит и больше попыток восстановления античной религии не предпринималось [2, с. 237].

Римское государство после официального признания христианства, за короткое время сильно изменилось. Особенно важное значение имело развитие монашества в соответстии в учением Св. Антония и Пахомия Великого. Города пустели и разорялись, налогов собирали все меньше, армия становилась наемной, "варварской" по составу. В обществе постепенно проявлялась тенденция к корпоративной организации, основанной на прикреплении человека к роду жизни и образу действий. Население теперь делилось на три основные категории: “чистейшие” - знать, высокопоставленные люди; “люди чести” - зажиточное население; “малые люди” [1, с. 201]. Эти категории были установлены законодательно. Переход из одной категории в другую был запрещен. Жителям не разрешалось переезжать с места на место, менять род занятий. Теперь каждый человек должен быть приписан к той или иной корпорации: молящихся; крестьян; ремесленников; чиновников. Это новое строение общества резко отличалось от прежнего и характерно в целом для начинающегося периода, для истории средних веков.
33.