Файл: Реферат по дисциплине Социальная политика государства и управление социальным развитием организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сложно утверждать, что эти признаки должны быть представлены именно в таком порядке, этот порядок вовсе не отражает степень их значимости для определения современного социального государства. Скорее, все эти признаки равнозначны и могут стоять в одном ряду. Эти признаки, каждый в отдельности, формируют механизмы социального государства. И у разных государств они выражены в разной степени и отражают специфику национальных моделей социального государства [5].

Какие же социальные функции должно осуществлять современное социальное государство?

а) государство берет на себя функцию предоставить каждому члену общества, невзирая на его возраст, здоровье и т.д. социальное обеспечение;

б) образование и здравоохранение должны быть доступны для каждого члена общества;

в) государство должно предоставить социальную защиту тем членам общества, кто не имеет собственных средств производства и является наемным работником;

г) государство берет на себя функцию уменьшения социального неравенства в обществе, создания более равных условий жизни и благосостояния людей;

д) государство берет на себя функцию создать полную занятость для населения;

е) государство берет на себя функцию предоставить необходимый набор социальных услуг;

ж) государство берет на себя функцию проводить отвечающую его интересам комплексную социальную политику.

И здесь также можно утверждать, что у разных государств эти функции выражены в разной степени и также отражают специфику национальных моделей социального государства.

Этот набор механизмов и функций социального государства со временем, с развитием общества, наверняка будет развиваться и дополняться, будет становиться более сложным, чтобы в наиболее полном виде удовлетворить социальные запросы населения и его ожидания от социальной политики государства [3].

Раскрывая вопрос о сущности социальной политики государства, считаю также необходимым обратить внимание также на следующий момент: Россия в настоящее время идет по сложному пути перехода от тоталитарного общества к демократическому, поэтому резко возрастает значение институтов гражданского общества в участии в формулировании целей и задач социальной политики, а также контроля за исполнением социальных программ.

При пассивном отношении общества к этим вопросам в переходном периоде содержание социальной политики государства определяется только действующей властью, и зависит практически полностью от того, насколько эта власть руководствуется национальными интересами страны и насколько она заботится об улучшении социального положения своего народа, повышении социальной стабильности в обществе.


В этом контексте возрастает историческая ответственность власти за то, какие социальные перемены происходят в стране.

Главнейшие задачи социальной политики государства заключаются в следующем:

- должно быть обеспечено такое распределение экономических благ и ресурсов, которое удовлетворяло бы большую часть населения страны;

- создание общества, которое было бы социально устойчиво, то есть смягчить социальное неравенство и несправедливость путем достижения компромисса интересов разных классов;

- создание государством условий, при котором каждая социальная группа его населения была бы защищена.

Следуя этим задачам, на сегодняшний момент в России формируется социальная политика, которая для трудоспособной части населения стремится обеспечить достойный уровень и качество жизни через их самостоятельные усилия, а для тех, кто уже не трудоспособен или временно нетрудоспособен, или находится в трудной жизненной ситуации – предоставлять государственную социальную защиту.

Государство в своих федеральных законах определяет на текущий год минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Так, например, ст.1 Закона №408-ФЗ от 01.12.2014 «О внесении изменения в статью 1 Федерального Закона «О минимальном размере оплаты труда» определяла, что в 2015 году он составит 5965 руб. На 2016 год согласно Федеральному закону от 14 декабря 2015 г. № 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда установлен на уровне 6204 руб.

В современной сложной экономической ситуации, сопровождающейся непростой политической ситуацией, учитывая влияние экономических санкций в отношении нашей страны, существовало мнение, что вряд ли стоит рас- считывать на то, что в течение 2016 года эта цифра будет увеличена. Однако на основании Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ) был принят новый уровень МРОТ в размере 7500 рублей, и данная величина действует с 01.07.2016. Хотя еще в 2014 году звучали предложения от Министерства труда уровнять величину МРОТ и прожиточного минимума, и даже приводились расчеты, показывающие, что к 2017 году это возможно.

Но Министерство финансов эту идею не одобрило, аргументировав свое несогласие отсутствием денег. Федеральным законом от 30.12.2001 N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» закреплены гарантии в сфере охраны труда. Так законом установлено, что продолжительность рабочей недели должна составлять не более 40 часов, установлена 5-дневная рабочая неделя, определены продолжительность отпусков и т.п [7].



Действует система пенсионного и других видов социального обеспечения. Что касается пенсий по старости для населения – это один из наиболее социально важных вопросов. И вместе с тем этот вопрос оказался самым запутанным и непонятным для населения.

Это произошло потому, что пенсионная система за последние два десятилетия непрерывно видоизменяется, реформируется, модернизируется, но по-прежнему величина пенсии остается совершенно недостаточной и даже, я бы сказал, унизительной для работавшего всю жизнь человека.

В 2015 году пенсионная реформа снова изменяет правила начисления пенсии, и снова подавляющее большинство населения не представляет себе, какой будет их будущая пенсия.

По данным Ю.П. Мамаева, изложенным в статье «Со- временная пенсионная реформа в России» только 7% населения информированы о негосударственных пенсионных фондах и принципе расчета их будущей пенсии; при выходе на пенсию рассчитывают жить при помощи взрослых работающих детей – 31% будущих пенсионеров, рассчитывают на доход работающего супруга – 7%.

И большинство будущих пенсионеров, признавая, что об их пенсиях должно заботиться государство, все-таки при выходе на пенсию больше рассчитывают на себя, свои накопления, помощь со стороны семьи. [ 9]

Таким образом, намного большую часть ответственности за свою будущую пенсию теперь несет сам пенсионер. Дополнительную сложность этому вопросу придает еще и весьма распространенная в России практика выплаты «серых» зарплат или «зарплата в конверте», что позволяет работодателю снизить официальные отчисления в Пенсионный Фонд на каждого работающего будущего пенсионера [8].

Таким образом, вопрос пенсионного обеспечения стоит перед государством очень остро и требует дальнейшей трудной и очень тщательной работы. И именно это направление социальной политики сможет оказать наибольшее воздействие на становление социального государства в России.

В Российской Федерации действует система социальных гарантий в области здравоохранения и образования. Определены некоторые категории граждан, которым полагаются к выплате социальные льготы и гарантии вне зависимости от их дохода, как, например, инвалиды и участники Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и т.п.

Также определены категории граждан, которые получают государственную социальную защиту в зависимости от их дохода, как, например, инвалиды, беременные женщины и т.п. Также продолжает действовать система профсоюзов и союзов предпринимателей, которые призваны регулировать социально-трудовые отношения.


Все эти проявления социальной политики безусловно очень важны, но к сожалению, этого пока недостаточно, чтобы мы могли говорить, что все эти меры отвечают требованиям уровня и качества жизни населения социального государства. Если обратиться к Рейтингу стран мира по уровню и качеству жизни населения в 2015 г., который опубликован в «Докладе о человеческом развитии 2015 года» (Human Developman Report, 2015), подготовленном Программой развития Организации Объединённых Наций (ПРООН), мы увидим, что Россия занимает только 50 место в рейтинге, разделив его с Беларусью, из 177 стран мира.

Согласно новому Индексу человеческого развития (ИЧР), в 2015 г. Норвегия признана самой благополучной страной в мире. В пятёрку наиболее благополучных стран вошли также Австралия, Швейцария, Дания и Нидерланды [10].

Перед Россией как социальным государством стоит еще один очень важный вопрос: каково соотношение между доходами 10% самых богатых людей и 10% самых бедных. Обычно этот коэффициент для развитого социального государства составляет 8-10. В России ситуация иная.

По некоторым данным, РФ – мировой лидер по концентрации капитала, так как всего 1% домохозяйств имеет в собственности более чем две трети от всех активов страны.

По словам гендиректора Всероссийского центра уровня жизни Вячеслава Бобкова, более 18 миллионов человек в России живут за чертой бедности. Разница в заработной плате 10% самых высокооплачиваемых работников и 10% самых низкооплачиваемых – более чес в 16 раз.

По неофициальным данным, заработки 10% самых богатых выше заработков 10% самых бедных выше в 40-45 раз. Это в 4 с лишним раза больше, чем в США, где этот коэффициент составляет 10.

Недовольство населения своим уровнем жизни – это серьезная социальная проблема, которая, если ничего не предпринимать, может перерасти и в политическую проблему. Особенно тревожит тот факт, что более половины малоимущих домохозяйств – это семьи с детьми. Это говорит о неэффективной социальной поддержке семей с детьми [14].

К сожалению, в настоящее время, при сложив- шейся экономической и политической ситуации в мире и в Российской Федерации, мы вынуждены констатировать стратегическую неэффективность осуществляемой в России государственной социальной политики.

Мы можем с уверенностью говорить об этом, так как наблюдаем высокий уровень социальной дифференциации, снижающийся уровень жизни населения и слабую социальную защищенность россиян.

Проблема бедности также до сих пор стоит острейшим образом. Бюджетные средства в социальной сфере расходуются нерационально из-за того, что реализуемые на практике меры мало влияют на эффективность решения большинства социальных проблем.


А если Россия стремится быть на ведущих ролях в мире, необходимо принимать меры для повышения качества уровня жизни населения. Естественно, эффективно решать социальные задачи можно только тогда, когда государство имеет сильную и эффективную экономическую систему, поэтому считаю необходимым отметить, что социальная политика и экономическая поли- тика государства связаны между собой теснейшим образом, и развитие социальной политики невозможно без успешной экономической политики, поскольку экономическая функция государства является базовой.

Если экономика испытывает проблемы, они обязательно скажутся на социальной сфере, так как это не отдельные самостоятельные процессы, они постоянно находятся во взаимодействии и взаимозависимы.

Очевидно, что экономика – это база социального развития, которая включает в себя и здравоохранение, и образование, и ЖКХ, и пенсии, и достойный уровень и доходов, и повышение качества жизни и т.д. Если экономика сильна и благополучно развивается, то это поддерживает благоприятную социальную ситуацию, в масштабах от отдельно взятого предприятия до страны в целом. Вместе с тем очевидно и обратное: влияние социальной сферы на экономику [13].

При высоком уровне образования, здравоохранения, высоких доходах обеспечивается соответствующее воздействие на экономический рост.

Но в кризисные времена этот обратный вектор ослабевает, и это ослабленное социальное развитие, недостаточный человеческий фактор не в силах влиять на экономику в полном объеме.

Однако выход экономики из кризиса как раз и зависит от этого ослабленного совокупного человека. Поэтому очень важно свести к минимуму влияние экономического финансового кризиса на социальное положение населения, на его благополучие и благосостояние.

Это должно стать главной задачей для общества. Финансово-экономические кризисы – это циклические колебания от роста к спаду в экономическом развитии страны. Однако в настоящее время можно говорить о достаточно длительном «периоде турбулентности», по выражению В.А. Мау, когда в процессе глобальных сдвигов происходит формирование новой модели экономического роста, которая в свою очередь оказывает влияние на то, какой будет социально-экономическая ситуация.

Уникальность нынешней кризисной ситуации в России заключается в том, что произошло наложение нескольких кризисов, событий и ряда тенденций. По мнению доктора экономических наук, профессора В.А. Мау, «можно выделить следующие кризисы и проблемы, которые сконцентрировались в настоящее время в России: