Файл: Реферат по дисциплине Социальная политика государства и управление социальным развитием организации.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Факультет электронного обучения
РЕФЕРАТ
По дисциплине | Социальная политика государства и управление социальным развитием организации |
| |
|
На тему | Особенности социальной политики государства в РФ. |
Основные задачи социальной политики в РФ. | |
|
Работу выполнил (а) студент (ка) | |
группы | |
Направление | |
Профиль | |
| |
(Ф.И.О.) | |
Научный руководитель | |
| |
(Ф.И.О.) |
МОСКВА 2017 г.
Оглавление
Введение 3
1. Сущность и содержание теории новой социальной политики государства 6
2. Государство как инициатор новой модели социальной политики 19
Заключение 23
Список литературы 26
Введение
Предназначение социальной политики государства – это решение социально-экономических проблем граждан, которые в основном относятся к области поддержания достойного уровня и качества жизни, уровня доходов населения, относятся к вопросу обеспечения занятости населения и регулирования трудовых отношений.
Также именно к сфере действия социальной политики относятся вопросы социальной защиты и развития отраслей социальной сферы. На сегодняшнем этапе развития Российской Федерации главной целью государственной социальной политики является достижение устойчивого роста качества и уровня жизни населения и повышение благосостояния населения нашей страны.
Достижение этих целей будет способствовать повышению устойчивости государства и его экономической системы. В настоящее время роль человеческого капитала резко возрастает и становится одним из важнейших факторов общественного прогресса.
Чем выше качество человеческого капитала, качество профессиональных кадров, уровень их знаний и креативности, умение адекватно адаптироваться к стремительно изменяющимся экономическим условиям, тем выше степень конкурентоспособности страны, ее экономики.
Поэтому особенно важно развивать те отрасли, которые напрямую влияют на повышение качества человеческого капитала, а это здравоохранение, образование, наука, культура, социальное обслуживание населения. Общественное внимание постоянно следит за качеством социальных услуг.
В России сегодня этот вопрос особенно актуален, поскольку социально-экономические трансформации, которые на современном этапе происходят в нашей стране, всегда сопровождаются кризисными явлениями в социальной сфере. Сегодня стратегические интересы России требуют принять такую концепцию социально-экономического развития, которая позволит улучшить качественные показатели жизни населения, а они сегодня, к сожалению, постепенно снижаются.
Также очевидно, что проводимая сегодня в России государственная социальная политика не имеет целостной стратегии, и поэтому не полностью достигает своей цели, растет социальная дифференциация, бюджетные средства расходуются нерационально, уровень жизни снижается.
Безусловно, реализация национальных проектов, касающихся сферы социальной политики, привела к определенному прогрессу в этой области, но все еще остается огромное количество нерешенных проблем.
Действующие сегодня механизмы работы социальной сферы не успевают за современными требованиями, они бессистемны, и предоставляемые на их основе социальные услуги не отличаются достойным качеством. Как пишет в своей работе «Перспективы модернизации социальной политики в России» Константинова Л., «Противоречивость реальной социальной поли- тики, демонстрируемая сегодня на практике, сочетает попытки либерализации на фоне масштабной реализации мер патерналистского характера.
Данную переходную модель нельзя считать устойчивой и перспективной.» [1].
И вместе с тем, как говорится в работе коллектива авторов Высшей школы экономики «Социальная политика в России: долгосрочные тенденции и изменения последних лет. Доклад»: «Следует также отметить, что основным механизмом реализации социальной политики в последние годы становятся государственные программы.
Так, с 2013 г. действует масштабная долгосрочная программа «Социальная поддержка граждан», охватывающая все основные направления: социальную поддержку отдельных категорий граждан, развитие социального обслуживания населения, социальную поддержку семей с детьми и государственную поддержку социально ориентированных НКО.
Соответствующие государственные программы приняты также в сфере здравоохранения, образования, занятости, жилья и культуры». [9].
Таким образом, в России сложилась такая ситуация, когда существующая на сегодня модель социальной политики требует скорейшей модернизации.
В России существует представление, что мы уже выбрали либеральное направление социальной политики, однако Ю.В. Тимофеев в своей работе «Модели и тенденции развития государственной социальной политики в России» указывает, что «установлено ее соответствие только количественной оценке (по размерам государственных социальных расходов); а сохраняющийся инструментарий советской модели определяет переходный характер государственной социальной поли- тики в России». [13]
Социальное государство может существовать, только если основывается на высокоразвитой экономике. Но совершенно очевидно, что ближайшие примерно десять лет будут «периодом турбулентности» в экономике и, следовательно, в социальной сфере.
Ожидается, что Россия и мир столкнутся с новыми вызовами в мировой экономической системе, которые будут сопровождаться и политическими вызовами для России. Так, ведущими учеными-экономистами прогнозируется нестабильное развитие мировой экономики в условиях снижения цен на углеводороды, основной экспортный продукт России, снижение темпов роста экономик ведущих стран мира.
1. Сущность и содержание теории новой социальной политики государства
В Конституции РФ 1993 года в Главе 7 зафиксировано, что «Российская Федерация – это правовое социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб
, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» [1]
Тем самым Россия обозначила свое особое качество социального государства. До настоящего времени, невзирая на более чем вековую историю использования данного понятия, большое количество научных работ, вопросы природы, функций, механизма действия, сущности содержания понятия социальное государство остаются размытыми и недостаточно определенными.
Для его обозначения в научной литературе мы сталкиваемся с использованием многих терминов: это и социально-правовое государство, и государство всеобщего благоденствия, и просто социальное государство, и государство благосостояния… Некоторые ученые, например, в своей работе на это указывает Г.А.Николаев, отстаивают мнение, что «всякое государство по своей природе социально, точно так же, как всякая политика социальна по своей направленности. Поэтому с позиций формальной логики правомерен вывод – современный мир есть совокупность социальных государств, осуществляющих социальную политику».
Однако такой подход «…не приближает нас к пониманию сущности социального государства» [6]. Точно так же нет однозначности в вопросе определения того, по каким критериям мы мог- ли бы судить, относится ли данное государство к группе социальных государств.
Также многие авторы считают верным утверждение, что социальным государство станет только тогда, когда общество достигнет определенного достаточно высокого социально-экономического этапа развития, но списка условий, которым должно удовлетворять это социальное государство, все-таки не описано и не принято. Поэтому другие ученые считают, что говорить о социальном государстве как о государстве особого типа не представляется возможным [2].
Тем не менее, в разных странах с разным уровнем общественного развития сложились и функционируют разные модели социального государства. Они имеют и общие черты, и отличия друг от друга, учитывающие исторические и национальные особенности народов каждого государства.
На сегодняшний момент, как указывает С.В. Калашников в своей работе «О природе социального государства как субъекта социальной политики» – «Теория социального государства – это арена теоретических и политических столкновений, имеющих практическое значение для реальной социальной политики государства и углубления наших представлений о природе государственного и социального» [7]
К сожалению, если мы сталкиваемся с недопониманием природы социального государства, его функций и механизмов работы, нам придется убедиться в том, что принимаемые программы и реформы не работают, оказываются неэффективными и нежизнеспособными.
Так, в России 1990-х-2000-х годов оказались разрушенной система социальных гарантий государства, либеральные реформы правительства не удалось провести, игнорировались социально-экономические факторы, социальные программы финансировались по остаточному принципу.
К сожалению, в массовом сознании людей, управленцев и у многих ученых утвердился миф о том, что социальная политика – это очень затратная в финансовом смысле сфера, а также производственные факторы ставятся ими намного выше социальных, делается основной упор на экономическую сферу.
И даже огромное количество исследований о том, что производительность труда напрямую зависит от социально-политических условий, информация статистического анализа об огромных потерях, вызванных социальными и медицинскими причинами, а также растущая с каждым годом потребность в высококвалифицированных кадрах с профильным образованием не могут помешать этому мифу продолжать существовать и далее [6].
И все-таки, несмотря на то, что в разных научных школах даются разные определения понятию социальное государство, несмотря на то, что существуют разные подходы и критерии к изучению его развития, имеется нечто общее, что позволяет нам приблизится к общему определению социального государства.
Это совокупность некоторых признаков, при наличии которых мы можем говорить о социальном государстве:
- первый признак – социальная политика имеет правовую природу, то есть осуществлением, регулированием и контролем социальных процессов занимается государство;
- второй признак – должна быть налажена система социального страхования;
- третий признак – каждый член общества может воспользоваться социальной поддержкой государства, она должна быть доступной каждому;
- четвертый признак – в социальном государстве существует социальный бюджет, осуществляющий социальные выплаты;
- пятый признак – в социальном государстве должны быть сформированы и эффективно действовать система социального обеспечения, система социальной защиты населения и система обеспечения занятости;
- шестой признак – социальное государство должно нести ответственность за то, каким является уровень благосостояния его граждан;
- седьмой признак – становится значимым в последнее время для высокоразвитых государств – наличие развитого гражданского общества.