Файл: Реферат по дисциплине Социальная политика государства и управление социальным развитием организации.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- продолжается глобальный структурный кризис, ведущий к глубоким сдвигам в экономике и политике ведущих стран мира, к возникновению новых геоэкономических балансов, причем в России этот кризис носит запаздывающий характер;
- кризис модели экономического роста России 2000-х годов, в основе которой лежало повышение спроса, в том числе потребления, при наличии не- задействованных производственных мощностей и длительном росте цен на товары российского экспорта;
- обострилась геополитическая обстановка;
- внешнеэкономический шок, идущий от предпринятых против России отраслевых санкций, прежде всего в финансовой сфере;
- внешнеэкономический шок от падения цен на нефть, важнейшего источника доходов российского бюджета;
- валютный кризис как результат падения цен на нефть и финансовых санкций;
- циклический кризис, связанный со снижением инвестиционной активности;
- демографический кризис как сокращение численности населения в трудоспособном возрасте» [8].
Также следует отметить, что как часто бывает в кризисный период, политика начинает превалировать над экономикой. Политическая нестабильность оказывает заметное влияние также и на снижение уровня инвестиций в экономику.
Что касается бюджетной политики, что в 2000-е годы Россия весьма ответственно под- ходила к этому вопросу. Был снижен до минимальных значений внешний долг, что очень важно, у федерального бюджета был обеспечен профицит, и самое главное – благодаря внешне-конъюнктурным благоприятным условиям был создан Резервный фонд.
Именно благодаря накопленным в Резервном фонде средствам и используя их, стране удалось минимизировать негативные последствия кризисного периода в 2009-2010 годах.
Также в 2012 г было принято новое бюджетное правило, которое регулирует построение бюджета без дефицита при существующем на настоящий момент уровне цен на углеводороды.
Но современная ситуация и ближайшие несколько лет будут подвергать серьезным испытаниям эти бюджетные достижения [12].
Можно выделить три основных фактора, которые будут негативно сказываться на бюджете:
А) в связи со снижением мировых цен на углеводороды доходная база бюджета заметно снижается;
Б) пенсионная реформа, которая является одним из важнейших факторов обеспечения и бюджетной и социально политической устойчивости, до сих пор не приобрела четких форм и до сих пор отсутствует определенность в ее структуре. Сложности этому вопросу добавляет еще и демографический кризис, количество пенсионеров будет только увеличиваться в ближайшие годы, а это автоматически требует дополнительного финансирования пенсий из федерального бюджета;
В) в последний год наблюдается ухудшение структуры расходов федерального бюджета: статьи расходов на социальную сферу и повышение уровня качества жизни населения остаются весьма низкими, но при этом заметно увеличение непроизводительных расходов на армию, ВПК, охрану порядка, Пенсионный фонд.
Учитывая все эти сложные моменты, наивно и необоснованно ожидать, что экономика России в ближайшее время сможет показать докризисные темпы роста приблизительно на уровне значений около 3% в год.
Необходима эффективная антикризисная экономическая политика, чтобы не дать кризису превратиться в экономическую стагнацию. Завершилось то время, когда от сырьевой экономики деньги рекой текли в бюджет, эта рентная модель уже не работает.
Необходимо принятие таких решений, которые бы не зависели от внешнеэкономической или политической ситуации, а опирались бы в значительной мере на внутреннюю экономическую политику и повышали структурные темпы роста экономики.
Необходим поиск новой модели роста экономики, отвечающей современной ситуации. Резюмируя вышесказанное, можно предположить, что сложившаяся ситуация с наложением кризисных моментов требует индивидуального подхода к ее решению, и разработка новой модели социальной политики должна учитывать сложность, разноплановость и индивидуальность этих проблем [9].
Насколько социальная составляющая присутствует в экономике, показывает степень занятости населения. Проблема занятости населения является одним из ключевых направлений в социальной политике. Рынок труда и занятость населения взаимосвязаны, с их помощью формируется стоимость рабочей силы, величина зарплаты, перспективы профессионального роста и т.д.
Индикатором положения в сфере занятости принято считать количество зарегистрированных безработных, но в России на сегодняшний день этот индикатор не отражает истинное положение дел, поскольку не регистрируются как безработные те, кто находится в неоплачиваемом отпуске, ведет незарегистрированную «теневую» трудовую деятельность (частные строительные бригады, репетиторы и т.п.).
Уровень безработицы на начало весны 2015 года составлял порядка 5,4% от числа всего экономически активного населения, а это примерно 75 млн чел. По некоторым оценкам, количество без- работных сегодня примерно в 3-4 раза выше той, которая регистрируется официально.
2. Государство как инициатор новой модели социальной политики
Общество – это объединение людей, у которых есть общие цели, они находятся в определенном историческом контексте.
Все общественные интересы формируются исходя из личного интереса каждого члена общества, ведь действия каждого человека в обществе диктуются его личным интересом.
Общество формирует свой экономический интерес, он будет состоять из тех частей интересов каждого человека, которые совпадают. Общественный интерес не может отразить всю палитру личных интересов членов общества, так же как и индивидуальный интерес не может вместить в себя всю гамму интересов общества.
Следовательно, некорректно будет утверждать, что экономический интерес общества представляет собой совокупность экономических интересов отдельного человека.
Государство – это форма организации населения, которое проживает на определенной территории, имеет общий общественный интерес, руководимо одной властью, стремится создать благоприятные условия для развития своих граждан и всего общества. Но и в интересах государства первичны интересы его граждан, которые формируют интересы разных социальных групп, составляющих это государство [3].
Для того, чтобы государство успешно развивалось, важно определить приоритеты и степень согласованности интересов личности, общества и государства. Это вызывает необходимость действующей власти постоянно находить разумный, устраивающий все социальные группы компромисс. Вообще в мировой истории не известно ни одной страны, которая бы исключала поддержку в социальном секторе и не воплощала в жизнь никакую социальную политику.
Наряду с государственными, надо отметить и наличие национальных интересов. Они объединяют жизненно важные общие интересы и потребности всего населения, всех социальных слоев, и касаются самых разных областей: это и экономика, и международная сфера, и социальная и многие другие. Именно национальные интересы государства будут определять, какую внешнюю политику оно будет проводить, и какова будет его внутренняя политика, какими будут его главные цели и задачи.
Высшее проявление национального интереса страны – это развитие социальной сферы, в результате которого благосостояние населения должно расти, должен быть достигнут высокий уровень и качество жизни. Все это можно реализовать с помощью взвешенной, продуманной социальной политики.
Воплощая национальные интересы через реализацию социальной политики, можно объединить и гармонизировать интересы отдельного человека, общества и государства в целом [8].
Один из важнейших показателей эффективной новой модели социальной политики – насколько успешно с ее помощью возможно воплотить в жизнь принципы социальной справедливости, чтобы сокращать уровень расслоения среди разных социальных групп по уровню доходов, чтобы установить такую систему социальных гарантий государства, чтобы все группы населения имели равные стартовые начальные условия, а так же не допустить возникновения социальных конфликтов, которые могли бы возникнуть на экономической почве.
Для того, чтобы эти цели достичь, требуется устойчиво развивающаяся национальная экономика, которая поддерживает национальную безопасность.
С экономической точки зрения новая социальная политика одновременно исполняет две роли. С одной стороны, с повышением степени развития общества и роста национального богатства, цель новой социальной политики – создать благоприятные социальные условия для населения, что отвечает интересам и экономической деятельности, и интересам национальной безопасности.
А с другой стороны – социальная политика сама становится важным стимулом и фактором экономического роста, поскольку если нет роста благо- состояния граждан, то снижается эффективность экономики и повышается угроза национальной безопасности.
Новая социальная политика, являясь, несомненно, одним из ведущих векторов внутренней политики государства, направлена в первую очередь на формирование стабильно развивающейся общественной системы. Одна из важнейших обязанностей государства – создать такие условия для жизни людей, чтобы повышались экономический рост общества, социальная устойчивость общества, росли безопасность и благополучие людей. Безусловно, именно государство ответственно за предоставление и осуществление социальных гарантий членам общества [11].
Но и социальная активность бизнеса также играет значительную роль в этом процессе. Активная бизнес-деятельность прямо влияет на степень и состояние социальных проблем, потому что полученная в ходе хозяйственной деятельности предприятия прибыль – это налогооблагаемая база, с которой оплачиваются в бюджет налоги и социальные взносы.
Вместе с тем, от деятельности предприятий зависит занятость населения в конкретном регионе, уровень заработной платы и то, каким будет уровень социального обеспечения занятых на предприятии работников. Поскольку ресурсы и доступные возможности для осуществления государством намеченной социальной политики часто ограничены в количестве, необходимо среди большого круга национальных интересов выделить такие, которые были бы обеспечены всеми ресурсами в первую очередь.
А в такой ситуации на первый план выходит национальная специфика, ведь разный уровень развития стран определяет, что в какой-то стране необходимо осуществлять социальные программы, а в другой еще необходимо создать современную конкурентную среду и помогать становлению рынка.
Перед Россией в самом начале осуществления структурных реформ остро встала проблема повысить эффективность работы всей экономической системы. Работа в области социальной сферы даже не обозначалась как приоритетная цель.
Причиной такой постановки вопроса было то, что возможно было отложить на время решение социальных проблем, поскольку расслоение общества по доходам было достаточно невелико, и население с одинаковой степенью тяжести могло нести бремя реформ, у населения имелись некоторые сбережения, которые позволяли пережить трудное время, да и сама социальная сфера по инерции еще обладала некоторым запасом.
Жизнь и полученный в ходе проведения реформ опыт показали, что социальная сфера получила большой урон. И на сегодняшнем этапе ясно, что даже самая лучшая реформаторская стратегия должна учитывать незамедлительное улучшение условий для населения, сохранения человеческого потенциала [14].
Этому может способствовать только активная продуманная и эффективная социальная политика. К сожалению, в России до сегодняшнего для еще не разработана такая государственная социальная программа, которая отвечала бы общенациональным интересам и свела к минимуму наиболее сложные для населения проявления кризиса.
Трудящиеся, власть и бизнес еще не достигли консенсуса. Рассматривая причины, из-за которых Россия не достигла экономического лидерства в прошлом и рискует сегодня также не достичь экономического успеха, многие эксперты называют то обстоятельство, что государство часто шло на уступки некоторым бизнес-группам, которые, преследуя свои частные интересы, пытались сохранить и увеличить свои доходы, даже в ущерб интересам страны. Экономическая реформа только тогда будет эффективной, когда она будет выгодна всем социальным слоям общества и будет отвечать общим интересам. Ведь весь смысл реформ и состоит в том, чтобы учитывать интересы всех сторон.
Заключение
До сегодняшнего дня не определено, какие социальные функции государства могли бы быть принятыми на себя бизнесом, какие условия могут наибольшим образом заинтересовать российский бизнес выполнять те социальные обязательства, которые он на себя возьмет, что может быть на- звано социально-ответственным поведением российского бизнеса.