Файл: Реферат по дисциплине Социальная политика государства и управление социальным развитием организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В европейских странах приняты три модели социально-ответственного бизнеса:

- модель «корпоративного эгоизма» предполагает, что самое главное в бизнесе – приносить и увеличивать прибыль для акционеров данного бизнеса, в этом и заключается социальная ответственность бизнеса.

- вторая модель – модель «разумного эгоизма», которая реализует следующий подход: если компания реализовывает социальные программы для своих работников, она теряет деньги в настоящем, но это увеличивает ее прибыль в будущей перспективе.

- третья модель – «корпоративный альтруизм», в которой подразумевается, что компания должна и обязана активно участвовать в улучшении качества жизни ее работников. Именно третья модель пока преобладает в отношениях современной российской власти к российскому бизнесу [13].

Однако представители малого и среднего бизнеса считают, что их социальная ответственность ограничивается тем, что они выплачивают заработную плату, создают рабочие места, оплачивают налоги, производят качественные товары или услуги для населения. А основную работу по реализации социальной политики должно проводить государство. При этом хозяин бизнеса имеет возможность как частное лицо, а не как кампания, участвовать в благотворительности, помогать в реализации социальных проектов. Это относится к конкретному человеку, но не к бизнесу.

Как отмечает в своей работе «Социальная политика как императив интересов личности, общества, государства» О.В. Рудакова, «Представители малого и среднего бизнеса уверены, что если власть предложит в форме диалога, без нажима, сотрудничество по реализации социальной политики с понятны- ми задачами, условиями, выгодой для бизнеса и четким пониманием того, что от этого получит общество, и если это им будет интересно - то они могут увеличить свой вклад в социальную политику» [6].

По большей части представители крупного бизнеса распространяют свою социальную ответственность не только на свой коллектив, но и на регион, в котором ведется деятельность.

У таких компаний имеется достаточный ресурс, чтобы такую идею не только озвучивать, но и воплотить на практике. Для них социальная ответственность – это инвестиция в трудовой коллектив, вопрос имиджа, реализация серьезных и больших социальных целей на благо региона, которые не относятся к их обычным бизнес-процессам, включая спонсорство и благотворительность, а также забота о том, за счет чего будет развиваться бизнес в будущем.


Есть еще группа бизнесменов, которые участвуют или не участвуют в социальной политике, руководствуясь конкретной ситуацией, и зависит их позиция не столько от их убеждений, сколько от имеющейся базы ресурсов.

Но не стоит возлагать слишком большие ожидания на участие бизнеса в социальной политике. Об этом предупреждает в своей работе «Социальная политика в современной России: субъекты и региональные практики» А.Е. Чирикова: «Однако не стоит переоценивать действия бизнеса в пространстве социальной политики и представлять ситуацию так, что в скором времени бизнес возьмет на себя значительную долю забот, которые должно нести на себе государство [2].

Несмотря на существенную помощь, которую оказывает бизнес региональной власти при реализации социальных программ для местного сообщества, не следует строить по этому поводу необоснованных иллюзий. У бизнеса были, есть и будут свои побудители и свои ограничения для участия в СП местного сообщества. Он всегда будет выступать лишь дополнительным игроком по отношению к власти на социальном пространстве региона» [3].

Таким образом, сегодня уже определились черты формирующейся сегодня новой социальной политики России: сокращение степени участия государства в реализации социальной политики; усиление роли негосударственных институтов; происходит процесс децентрализации социальной политики через перераспределение полномочий в пользу регионов; назрела необходимость в изменении системы финансирования социальной сферы, государство и бизнес начали взаимодействие в социальной сфере.

Список литературы


1. Конституция Российской Федерации. М., 2013.

2. О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»: Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 376-ФЗ // Правовая система «КонсультантПлюс».

3. О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» : Федеральный закон от 02 июня 2016 N 164-ФЗ (действующая редакция, 2016) // Правовая система «КонсультантПлюс».

4. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016) // Правовая система «КонсультантПлюс».

5. Калашников С.В. Очерки теории социального государства. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006.

6. Николаев Г.А. Сущность и основные признаки социального государства //Социальное государство: мировой опыт и реалии России. М.: Академия труда и социальных отношений, 2001.



7. Социальная политика России. Актуальные проблемы и перспективы их решения. / Под общ. ред. проф. Н.А. Волгина и проф. Л.П. Храпылиной. М.: Кнорус, 2005.

8. Российская Экономика в 2014 г. Тенденции и перспективы. (Вып.36)/Мау В.А. и др.; под ред. Синельникова-Мурылева С.Г. (гл.ред.), Радыгина А.Д. Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара. Москва, 2015.

9. Мамаев Ю.П. Современная пенсионная реформа в Рос- сии, Лаборатория Пенсионной Реформы, информационно-аналитический портал, 2009, http://pensionreform.ru.

10. «Доклад о человеческом развитии 2015 года» (Human Development Report 2015). Интернет-ресурс http://hdr.undp.org.

11. Рудакова О.В. Социальная политика как императив интересов личности, общества, государства. Вестник ТГУ, выпуск 2 (70), 2009.

12. Константинова Л. Перспективы модернизации социальной политики в России. Журнал «Власть» 2012 г, №3.

13. Тимофеев Ю.В. Модели и тенденции развития государственной социальной политики в России: автореф. дис. кaнд. экон. наук / Волгоградский государственный университет, Волгоград, 2011.

14. Социальная политика в России: долгосрочные тенденции и изменения последних лет. Доклад / отв. ред. Кузьминов Я. И., Овчарова Л. Н., Якобсон Л. И.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015.

15. Чирикова А. Е. Социальная политика в современной России: субъекты и региональные практики. 2011. Институт социологии РАН http://www.isras.ru.