Файл: Это независимая и независимая ветвь власти, которая имеет большое значение для верховенства закона. Во многих странах созданы конституционные суды для контроля за соблюдением нормативных актов положениями основного закона.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституционный суд
Судебная система - это независимая и независимая ветвь власти, которая имеет большое значение для верховенства закона. Во многих странах созданы конституционные суды для контроля за соблюдением нормативных актов положениями основного закона.

В России этот правовой механизм допускает практическое применение Конституции Российской Федерации, соблюдение гражданских прав и свобод, регулирует формирование и деятельность органов государственной власти. Структура Конституционного Суда Российской Федерации, порядок работы и полномочия Конституционного Суда определяются статьей 125 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля. 1994. В этом органе верховной судебной власти 19 судей.

Они назначаются по предложению Президента России решением Совета Федерации. Согласно вышеупомянутому закону, до того, как стать судьей конституционного суда, кандидат на эту должность должен проработать не менее 15 лет в правовой сфере и достичь возраста не менее 40 лет. Полномочия судей не ограничиваются конкретным сроком.

Судья конституционного суда не имеет права быть членом какой-либо политической организации, участвовать в избирательных кампаниях и возглавлять общественное объединение независимо от его ориентации.

Этот чиновник не может выступать публично, выступая перед любой аудиторией или в средствах массовой информации, по вопросам государственного устройства, работы силовых структур или другим темам, которые могут стать предметом рассмотрения конституционного суда. Этот высший орган судебной власти и все его члены должны оставаться вне политики, сохранять нейтралитет и руководствоваться в своей деятельности исключительно положениями основного закона нашей страны.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации в ходе пленарных заседаний Конституционным Судом Российской Федерации рассматриваются следующие вопросы:

соответствие конституций республик и уставов субъектов Российской Федерации Конституции России;

толкование Конституции;

соблюдение порядка предъявления обвинений Президенту России в государственной измене или в совершении другого тяжкого преступления;

Утверждение сообщений Конституционного суда является законодательной инициативой в пределах его компетенции.


Все остальные вопросы, связанные с полномочиями конституционного суда, обсуждаются на заседаниях палат. К ним относятся: соответствие законов и иных нормативных актов, принятых федеральными и региональными органами власти, положениям Конституции Российской Федерации; экспертиза международных договоров, которые Российская Федерация планирует ратифицировать; споры между органами государственной власти разных уровней об их компетенции; проверка конституционности закона по жалобам граждан на нарушения их прав и свобод, а также по судебным запросам.

Конституционный суд принимает следующие решения: постановление; заключение; определение.

Остановимся подробнее на каждом из них. Решение конституционного суда является окончательным решением по большинству вопросов, которые находятся в ведении этого Верховного суда.

Речь идет о соответствии всех нормативно-правовых актов и законов, принятых в стране, требованиям Конституции Российской Федерации, о разграничении полномочий органов государственной власти различных уровней, о толковании положений основного документа страна. Заключение Конституционного суда также является окончательным решением. Он принимается в случае выдвижения депутатами Государственной Думы официального обвинения против Президента Российской Федерации в государственной измене или в другом тяжком преступлении.

В заключении содержится результат проверки на соответствие установленному порядку предъявления таких обвинений главе государства. Постановление Конституционного суда является решением по организационным вопросам деятельности этого органа высшей судебной власти.

Например, об избрании Председателя или его заместителя, утверждении регламента, а также об отказе в принятии к рассмотрению отдельных обращений граждан или судебных запросов. Приостановление действия оспариваемого нормативного акта или процесса ратификации международного договора до окончательного решения по этим вопросам также принимается в форме решения конституционного суда.

Конституционный суд занимает исключительное место в системе политической власти. Это один из эффективных механизмов обеспечения основных гражданских прав и свобод в нашей стране. Этот высший орган судебной власти напрямую влияет на деятельность Президента России и административных структур различного уровня, лишает документы, не соответствующие Конституции Российской Федерации, юридической силы, разрешает споры о разграничении полномочий, а также толкование положений основного закона страны.



Таким образом, конституционный суд формирует правовую доктрину, обязательную для всех государственных органов. Все решения, принятые Конституционным судом, вступают в силу немедленно, не требуют подтверждения или согласования с другими органами власти и действуют непосредственно на всей территории России.

Решения, заключения и решения Конституционного суда обязательны для всех государственных служащих, граждан и общественных объединений. Нормативные правовые акты, а также их отдельные статьи и положения, принятые какими-либо органами власти, теряют свою силу и не могут применяться, если конституционный суд признал их несовместимыми с основным законом страны.

А решения других судов, основанные на признанных неконституционных нормах, должны быть пересмотрены и не подлежат исполнению. Правительство России и органы власти субъектов Российской Федерации должны изменить принятые ими законы в течение 3 месяцев после принятия соответствующего решения Конституционным судом.

О роли и значении этого высшего органа судебной власти свидетельствует также тот факт, что он рассматривает вопрос о соблюдении установленного порядка предъявления обвинений Президенту Российской Федерации в государственной измене или другом тяжком преступлении. Только Государственная Дума может обратиться в Конституционный суд с такой инициативой.

Рассматривая полномочия этого суда со стороны существа дела, мы получаем следующее разделение:

Проверка соответствия нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации и конституционным законам;

Разрешение спорных вопросов, относящихся к компетенции органов государственной власти;

Проверка конституционного законодательства в отношении конкретного дела по запросам судов и жалобам граждан;

Толкование отдельных положений Конституции Российской Федерации;

Другие полномочия, предусмотренные современным законодательством.

По результатам проверки соответствия нормативных правовых актов конституционности суд может принять решение, которое является обязательным для публикации в официальных источниках и является основанием для принятия правовых решений. Таким образом, суд этой инстанции выполняет свои законотворческие и законодательные функции.

Если нормативный правовой акт противоречит Конституции или конституционным законам, государственный орган или должностное лицо, ответственное за его принятие, обязано рассмотреть вопрос о принятии нового нормативного акта,
который либо отменяет старый, либо вносит в него изменения / дополнения. До принятия нового нормативного акта положения Конституции остаются в силе.

Все основные обязанности этой инстанции указаны в статье 125 Конституции Российской Федерации:

По требованию высших органов власти, а также законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации

Конституционный Суд поднимает вопросы, связанные с противоречиями и несоответствиями в правовых актах, международных договорах и соглашениях между различными государственными органами и ведомствами.

Решает спорные вопросы, которые возникают в отношении компетенции органов государственной власти и их подразделений.

Рассматривает вопросы, связанные с жалобами на нарушения конституционных прав и свобод граждан, а также проверяет конституционность законов по запросу нижестоящих судов.

Конституционный Суд обязан толковать положения Конституции Российской Федерации, если имеется аналогичная просьба Президента, Правительства и других законодательных органов.

Суд этой инстанции обязан дать заключение о соблюдении установленного порядка предъявления обвинений Президенту Российской Федерации по требованию Совета Федерации.

По требованию уполномоченных органов Конституционный суд обязан проверить законность референдума и высказать свое мнение по этому вопросу.

Таким образом, компетенция конституционного суда распространяется на большинство законодательных и иных нормативных актов на уровне высших органов государственной власти Федерации и ее субъектов, которые составляют основу правовой системы Российской Федерации.

Согласно действующему законодательству, Конституционный суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по предложению Президента Российской Федерации. Конституционный суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность, если в его состав входит не менее 3/4 от общего числа судей3.

Порядок судопроизводства по конституционному суду установлен статьей 20 Федерального конституционного закона "О Конституционном суде Российской Федерации". До недавнего времени Конституционный Суд Российской Федерации рассматривал и разрешал дела на заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации через слушания. Важно отметить, что с 2010 года были внесены значительные изменения в процедуру конституционного судопроизводства. Таким образом, согласно ст. 47.1 Федерального конституционного закона "О Конституционном суде Российской Федерации", действующего в редакции Федерального конституционного закона от 03 ноября 2010 г. № 7-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон" О Конституционном суде Российской Федерации «Конституционный суд Российской Федерации может разрешать дела без рассмотрения. В частности, без проведения слушаний Конституционный суд Российской Федерации может рассматривать и разрешать следующие дела:


 о соответствии Конституции Российской Федерации, указанной в пункте 1 статьи 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» нормативным правовым актам (за исключением Федерального конституционного закона, Федерального закона, Конституции , Устав края, области, федерального города, автономной области, автономного округа);

- проверить по жалобе о нарушении конституционных прав и свобод граждан конституционность применяемого в конкретном случае закона;

- проверить по требованию суда конституционность закона, который должен применяться в конкретном случае.

Таким образом, без слушания решение дел Конституционным судом Российской Федерации возможно при условии, что заявитель оспаривает положения нормативного правового акта, аналогичные правилам, ранее признанным не соответствующими Конституции Российской Федерации, постановлением Конституционного суда. Российской Федерации, которые все еще остаются в силе, либо заявителем, оспаривающим норму, ранее признанным неконституционным Конституционным судом Российской Федерации, которые все еще действуют в суде в конкретном случае, и заключением Конституционный суд о несоответствии Конституции Российской Федерации конкретным нормам, необходимым для устранения нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоохранительных органах.

Разрешение дела без рассмотрения осуществляется на заседании Конституционного Суда Российской Федерации. По итогам разрешения дела без проведения судебного заседания выносится постановление. Справедливости ради следует отметить, что данный тип решения Конституционного Суда Российской Федерации, как постановление, является основным документом, который составляется и по результатам слушаний.

Помимо постановлений, Конституционный суд Российской Федерации принимает и другие виды решений, такие как определение и заключение.

Решения и выводы принимаются Конституционным судом Российской Федерации по конкретным делам, рассматриваемым на открытых заседаниях.

Выводы Конституционный Суд Российской Федерации дает:

- о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

- о соответствии Конституции Российской Федерации инициативе проведения референдума Российской Федерации по предлагаемому вопросу (ам) референдума.