Файл: Экономический вред монополий и антимонопольная деятельность государства..docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| ||||
| ||||
КУРСОВАЯ РАБОТА | ||||
По дисциплине « Экономическая теория » На тему: «Экономический вред монополий и антимонопольная деятельность государства.» | ||||
Группа 22ГУ117в | ||||
Студент | | Е.М. Юдин | ||
| | | ||
Преподаватель | | Е.Е. Геронтьевна |
МОСКВА 2023 г.
Содержание
Содержание 2
Введение 3
1. Теоретические основы антимонопольного регулирования 5
1.1. Источники и последствия монополизации экономики 5
1.2. Модели антимонопольного регулирования 10
1.3. Правовое регулирование конкуренции некоторых стран 15
2. Практика антимонопольного регулирования 19
2.1. Регулирование монополий в США 19
2.2. Антимонопольное регулирование конкуренции в цифровом пространстве 20
Заключение 28
список использованных источников 30
Введение 3
1. Теоретические основы антимонопольного регулирования 5
1.1. Источники и последствия монополизации экономики 5
1.2. Модели антимонопольного регулирования 10
1.3. Правовое регулирование конкуренции некоторых стран 15
2. Практика антимонопольного регулирования 19
2.1. Регулирование монополий в США 19
2.2. Антимонопольное регулирование конкуренции в цифровом пространстве 20
Заключение 28
Cписок использованных источников 30
Введение
Основой современного мира является развитие рыночной экономики. В свою очередь базой, на которой зиждется рыночная экономика, является конкуренция. Ввиду данных обстоятельств можно говорить об особой актуальности правового регулирования конкуренции в развитии рыночных отношений.
Система государственного регулирования экономики во многих зарубежных станах своим приоритетным направлением обозначила развитие и защиту конкуренции. Для поддержания и создания новых условий благоприятного рыночного климата любое государство предусматривает действенный механизм антимонопольного регулирования. Антимонопольное регулирование выступает важнейшим элементом экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.
Антимонопольная стратегия любой страны имеет собственную организацию мер для формирования конкурентной борьбы. Конкуренция – это ситуация на рынке, в которой независимо друг от друга, происходит борьба за клиентов между продавцами и фирмами, для удовлетворения их целей. На сегодняшний день самой обширной является концепция совершенной конкуренции.
В антимонопольной политике многих государств мира можно увидеть огромное количество сходств, содержащихся в законодательных актах, однако там так же есть и различия.
Цель работы – на основе исследования правовых актов антимонопольного регулирования исследовать его особенности.
Задачи работы:
– изучить теоретические основы антимонопольного регулирования;
– исследовать особенности регулирования монополий;
– проанализировать антимонопольное регулирование конкуренции в цифровом пространстве.
Объект исследования – конкуренция.
Предмет исследования – антимонопольное регулирование.
При проведении исследования использовались такие экономические методы как индукция, дедукция, анализ, синтез, логический подход к оценке экономических явлений, сравнение изучаемых показателей.
Нормативно-правовой базой исследования являются законодательные и нормативные акты антимонопольного регулирования, применяемые за рубежом.
Теоретико-методологическую основу исследования формируют научные труды отечественных и зарубежных ученых по антимонопольному регулированию. Большой вклад в разработку данного вопроса внесли такие зарубежные экономисты, как Р. Барро, Дж. Бьюкенен, Дж. Итон, Дж. Кейнс, П. Кругман, А. Лернер, К. Маркс, Г. Моультон, М. Обстфельд, Д. Рикардо, Дж. Сакс, Е. Селигман, А. Смит Г. Ливингстон, Д. Джонсон.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. В первой главе изучены теоретические основы антимонопольного регулирования. Вторая глава содержит исследование особенностей регулирования монополий в США и регулирования конкуренции в цифровом пространстве.
1. Теоретические основы антимонопольного регулирования
1.1. Источники и последствия монополизации экономики
Монополия это такая ситуация, при которой одна компания или лицо или правительство не имеет конкуренции в продаже конкретного продукта или услуги и может контролировать его предложение и цену.
В современной экономике монополии представлены тремя типами:
-
монополия отдельного субъекта хозяйствования; -
монополия в виде соглашения; -
монополия, деятельность которой основана на дифференциации продукции.
Монополисты быть различными. Однако, всех их можно объединить в три вида (таблица 1).
Таблица 1 - Классификация основных видов монополий1
№ п/п | Виды монополий | Характеристика |
1. | Административная монополия | Возникновение данного вида монополии обусловлено деятельностью органов государственной власти. Представители административной монополии обладают исключительным правом ведения той или иной деятельности, т.е. практически они являются субъектами хозяйствования, находящиеся в государственной собственности |
2. | Экономическая монополия | Зарождение данного вида монополии обусловлено экономическими факторами, поскольку ее развитие происходит на основе закономерностей, возникающих в процессе деятельности ее представителя |
3. | Естественная монополия | Под этим типом понимается состояние рынка товарной продукции в тот момент времени, текущее состояние товарного рынка, в котором более эффективно обеспечивается удовлетворение спроса из-за низкого уровня конкуренции, при этом товары естественных монополистов не могут быть заменены в процессе потребления, поскольку спрос выпускаемой ими продукции практически не влияет на их ценовую стоимость в отличие от спроса на другие виды товаров. |
Классификация монополии носит условный характер. В реальности монополии разнообразны и многолики, но экономическая наука предпочитает идеальные формы
, поэтому вид монополии может зависеть от многих факторов: формы собственности (частная, государственная), по масштабу (локальная, региональная, национальная, мировая), по характеру влияния (абсолютная, относительная), по происхождению (естественная, искусственная), по способу формирования (экономическая, организационная, технологическая), по сфере деятельности (производственная, финансовая и т.д.), по защите от конкурентов (открытая, закрытая).
Причины создания монополий:
- установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности, связанной с сертификацией, лицензированием, распределением квот;
- значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;
- объединение фирм в результате слияний и поглощений.
Монополист имеет полный контроль над поставкой товара. Имея контроль над поставкой товара, он обладает рыночной властью устанавливать цену. Таким образом, как единственный продавец, монополист может быть королем без короны. Если существует монополия, перекрестная эластичность спроса между продуктом монополиста и продуктом любого другого продавца должна быть очень маленькой.
Монополия имеет тенденцию устанавливать более высокие цены, чем конкурентный рынок, что ведет к снижению потребительского излишка. Однако, с другой стороны, монополии могут получить выгоду от эффекта масштаба, ведущего к снижению средних затрат, которые теоретически могут быть переложены на потребителей.
Следует отметить, что первым видом монополий и следственно ее источником является естественная монополия.
Понятие «естественная монополия» впервые появилось в конце 19 в. - начале 20 в., когда происходило бурное развитие тех отраслей, в которых традиционно функционируют естественные монополии. Широкое распространение понятие «естественная монополия» получило во второй половине 20-ого века, когда его стали рассматривать как особое явление в национальной экономике страны.
В настоящее время естественные монополии являются частым явлением, которое распространено во многих странах мира, так как они являются одним из важных элементов функционирования какого-либо государства и оказывают непосредственное влияние на его экономическое и социальное развитие.
В экономической теории не выделяют единого определения понятия «естественная монополия», так как существует несколько подходов к его трактовке. Неоклассическая школа под естественной монополией понимает ситуацию, при которой одна фирма-производитель способна удовлетворить весь отраслевой спрос на данный товар или услугу с более низкими средними издержками, чем несколько фирм в той же отрасли
2. Другими словами, имеет место быть так называемая экономия от масштаба, которая означает, что при увеличении объемов выпуска продукции естественной монополией, в долгосрочном периоде функции средних и предельных издержек убывают.
В определение «естественной монополии» неоклассическая школа так же включает понятие «субаддитивность издержек». Оно предполагает, что издержки естественного монополиста будут субаддитивными, если их величина для одной фирмы меньше, чем для двух и более3. То есть, независимо от объемов выпуска продукции, издержки нескольких фирм при производстве всегда будут выше, чем у одной компании – естественного монополиста.
Для естественного монополиста так же характерна экономия от разнообразия, которая возникает тогда, когда производство какой-либо группы товаров (услуг) одной фирмой оказывается дешевле, чем производство каждой категории по отдельности на разных предприятиях разными фирмами4.
Кроме того, естественные монополии обладают ещё рядом некоторых отличительных особенностей, которые позволяют отдельно выделять данную экономическую категорию. Во-первых, для естественной монополии характерно создание и функционирование сетевой инфраструктуры. Например, передача электроэнергии, централизованное водо- и теплоснабжение, железнодорожные дороги, телефонная связь, транспортировка нефти и газа по трубопроводам, услуги почтовой связи, услуги портов и аэропортов и т.д. Во-вторых, выпускаемая продукция естественной монополии обладает уникальностью, так как никакие другие фирмы не могут произвести такой же товар или услугу, а значит отсутствуют товары-субституты. В-третьих, это низкая эластичность спроса по цене на товары и услуги естественной монополии, то есть, изменение цены на продукцию естественного монополиста будет слабо влиять на спрос, так как естественные монополии функционируют в общественно-значимых отраслях, а значит на их продукцию всегда будет спрос.
Естественные монополии появляются в экономике страны по разным причинам. Как правило, естественный монополист обладает особенной технологией производства товара или услуги, которая способствует созданию положительного эффекта масштаба и которой нет ни у какой другой компании в данной отрасли. Ресурсы и выпускаемая продукция естественного монополиста обладают уникальностью. Так же географические особенности той или иной страны могут оказать влияние на появление естественной монополии, так как порой функционирование одной компании в определенном регионе может оказаться выгоднее, как для неё самой, так и для общества в целом. Кроме того, для естественной монополии