Файл: 1. Теория государства и права в системе общественных наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


12. Сущность государства. Подходы к сущности государства.

Сущность государства – это совокупность наиболее важных характеристик, устойчивых связей и внутренних закономерностей, присущих такому социальному явлению как государство.

Подходы к сущности:

Классовый. Государство это организация политической власти экономически господствующего класса, так как оно удовлетворяет интересы либо феодалов, либо помещиков, капиталистов и т.д.

Общесоциальный. Государство это выражение компромисса между интересами различных классов общества, поскольку удовлетворяются интересы большинства населения.

Религиозный. Государство служит интересам одной религии

Национальный. Государство служит интересам только одной нации.

13. Государство в политической системе общества.

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

14. Функции государства.

Внешние

1) участие в решении глобальных проблем; 2) обеспечение национальной безопасности; 3) развитие взаимовы-годного сотрудничества; 4) отстаивание государственных интересов в международ- ных отношениях.

Внутренние

  1. Регулирование экономических процессов; 2) Производство общественных благ; 3) Обеспечение правопорядка и безопасности; 4) Поддержание политической стабильности и социального мира; 5) Создание условий для развития культуры.

15.Формы осуществления функций государства.

Формы осуществления функции государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.


Выделяют правовые и организационные формы. Правовые формы есть однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия. К правовым формам относят деятельность:

  • правотворческую (по подготовке и изданию нормативных актов);

  • правоприменительную (по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера);

  • правоохранительную (по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т. п.).

К организационным формам относят деятельность:

  • организационно-регламентирующую (текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органа государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и др.);

  • организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухгалтерским учетом, статистикой, снабжением и т. д.);

  • организационно-идеологическую (повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения и пром.).

16.Механизм (аппарат) государства: понятие, признаки и структура.

Механизмом государстваназывают систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

  • органы представительной власти;

  • органы исполнительной власти;

  • судебные органы;

  • контрольно-надзорные органы;

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:



  1. государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

  2. государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;

  3. государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

  4. здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

Под принципами организации и деятельности государственного аппарата следует понимать обусловленные закономерностями его развития и функционирования общие требования, определяющие в силу их законодательного закрепления и регулирующей роли организационные основы, эффективное решение задач и осуществление функций оптимальными средствами.

Определяющими для всего облика государственного аппарата являются такие фундаментальные (общецивилизационные) принципы, как:

-  приоритета общечеловеческих ценностей в государственно-правовой жизни общества - свободы, равенства, справедливости;

- демократизма организационных и деятельных основ, прежде всего во всемерном осуществлении основных прав и свобод человека и гражданина;

- разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную при эффективности сбалансированных юридических ограничений этих ветвей власти;

- законности как обязанности государства, его органов, органов местного самоуправления, должностных лиц обеспечивать правомерность при осуществлении властных полномочий, точную и единообразную реализацию норм права всеми субъектами права.

Названные принципы отражают действие наиболее общих для всего государства закономерностей, действуют во всей сфере государственно-правовой жизни, в том числе имеют определяющее значение для организации и деятельности государственного аппарата.

Вместе с тем собственно организация и деятельность аппарата и механизма государства определяются специфическими принципами. Среди них называют:

-  принцип федерализма, определяющий структуру государственного аппарата в РФ, разграничение полномочий федерального центра и субъектов федерации (ст.ст. 
71-73, 76 Конституции РФ);

-  принцип гласности, обеспечивающий прозрачность, доступность и информированность населения относительно порядка формирования и деятельности органов государства;

-  принцип профессионализма, который служит ориентиром в кадровом обеспечении корпуса государственных служащих, чиновников;

-  принцип бюрократизма - противостоит тенденции бюрократизации   государственного  аппарата  и   содержит  требование обезличенности государственной работы в сочетании с господством оптимальных юридических процедур;

-  принцип безусловной ответственности чиновника в случаях уклонения от приведения в действие полномочий, когда это входит в его обязанность, либо виновного в нарушении процесса реализаций этих полномочий.

17.Понятие и признаки государственных органов.


Государственный орган — это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

ПРИЗНАКИ

  • 1. Государственный орган является самостоятельным элементом механизма государства;

  • 2. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, в т.ч. возможностью применения в случае необходимости мер принуждения;

  • 3. Государственный орган действуют от имени государства и по его поручению;

  • 4. Государственные органы образованы и действуют на основе принятых государством нормативно-правовых актов;

  • 5. Выполняют свойственные только им задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;

  • 6. Состоят из государственных служащих и соответствующих подразделений;

  • 7. Имеют соответствующую материальную базу;

  • 8. В процессе реализации имущественных прав выступают в качестве юридического лица;

  • 9. Осуществляют свою деятельность на определенной территории.

18.Классификация государственных органов.

I. По характеру функций органы делятся на следующие виды:

● Законодательные - органы, уполномоченные принимать законы. Обычно эти органы носят представительный характер - то есть представляют все основные слои общества, различные территориальные части, основные политические направления.

● Исполнительные - органы, осуществляющие преимущественно исполнительно-распорядительные функции. Например, Правительство России, Администрация Московской области, Министерство финансов России, Федеральное правительство ФРГ, Мэрия города Парижа.

● Судебные - органы, осуществляющие функции правосудия, разрешения споров между субъектами общества. Например, Верховный Суд России, Московский областной суд, Верховный суд США.

Некоторые авторы выделяют как специальный вид органы надзора и контроля - например, органы прокуратуры, органы парламентского контроля, всевозможные инспекции.