Файл: 1. Теория государства и права в системе общественных наук.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12. Сущность государства. Подходы к сущности государства.
Сущность государства – это совокупность наиболее важных характеристик, устойчивых связей и внутренних закономерностей, присущих такому социальному явлению как государство.
Подходы к сущности:
Классовый. Государство это организация политической власти экономически господствующего класса, так как оно удовлетворяет интересы либо феодалов, либо помещиков, капиталистов и т.д.
Общесоциальный. Государство это выражение компромисса между интересами различных классов общества, поскольку удовлетворяются интересы большинства населения.
Религиозный. Государство служит интересам одной религии
Национальный. Государство служит интересам только одной нации.
13. Государство в политической системе общества.
Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.
14. Функции государства.
Внешние
1) участие в решении глобальных проблем; 2) обеспечение национальной безопасности; 3) развитие взаимовы-годного сотрудничества; 4) отстаивание государственных интересов в международ- ных отношениях.
Внутренние
-
Регулирование экономических процессов; 2) Производство общественных благ; 3) Обеспечение правопорядка и безопасности; 4) Поддержание политической стабильности и социального мира; 5) Создание условий для развития культуры.
15.Формы осуществления функций государства.
Формы осуществления функции государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
Выделяют правовые и организационные формы. Правовые формы есть однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия. К правовым формам относят деятельность:
-
правотворческую (по подготовке и изданию нормативных актов); -
правоприменительную (по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера); -
правоохранительную (по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т. п.).
К организационным формам относят деятельность:
-
организационно-регламентирующую (текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органа государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и др.); -
организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухгалтерским учетом, статистикой, снабжением и т. д.); -
организационно-идеологическую (повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения и пром.).
16.Механизм (аппарат) государства: понятие, признаки и структура.
Механизмом государстваназывают систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.
Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:
1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:
-
органы представительной власти; -
органы исполнительной власти; -
судебные органы; -
контрольно-надзорные органы;
2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:
-
государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки; -
государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны; -
государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность; -
здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.
Под принципами организации и деятельности государственного аппарата следует понимать обусловленные закономерностями его развития и функционирования общие требования, определяющие в силу их законодательного закрепления и регулирующей роли организационные основы, эффективное решение задач и осуществление функций оптимальными средствами.
Определяющими для всего облика государственного аппарата являются такие фундаментальные (общецивилизационные) принципы, как:
- приоритета общечеловеческих ценностей в государственно-правовой жизни общества - свободы, равенства, справедливости;
- демократизма организационных и деятельных основ, прежде всего во всемерном осуществлении основных прав и свобод человека и гражданина;
- разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную при эффективности сбалансированных юридических ограничений этих ветвей власти;
- законности как обязанности государства, его органов, органов местного самоуправления, должностных лиц обеспечивать правомерность при осуществлении властных полномочий, точную и единообразную реализацию норм права всеми субъектами права.
Названные принципы отражают действие наиболее общих для всего государства закономерностей, действуют во всей сфере государственно-правовой жизни, в том числе имеют определяющее значение для организации и деятельности государственного аппарата.
Вместе с тем собственно организация и деятельность аппарата и механизма государства определяются специфическими принципами. Среди них называют:
- принцип федерализма, определяющий структуру государственного аппарата в РФ, разграничение полномочий федерального центра и субъектов федерации (ст.ст.
71-73, 76 Конституции РФ);
- принцип гласности, обеспечивающий прозрачность, доступность и информированность населения относительно порядка формирования и деятельности органов государства;
- принцип профессионализма, который служит ориентиром в кадровом обеспечении корпуса государственных служащих, чиновников;
- принцип бюрократизма - противостоит тенденции бюрократизации государственного аппарата и содержит требование обезличенности государственной работы в сочетании с господством оптимальных юридических процедур;
- принцип безусловной ответственности чиновника в случаях уклонения от приведения в действие полномочий, когда это входит в его обязанность, либо виновного в нарушении процесса реализаций этих полномочий.
17.Понятие и признаки государственных органов.
Государственный орган — это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.
ПРИЗНАКИ
-
1. Государственный орган является самостоятельным элементом механизма государства; -
2. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, в т.ч. возможностью применения в случае необходимости мер принуждения; -
3. Государственный орган действуют от имени государства и по его поручению; -
4. Государственные органы образованы и действуют на основе принятых государством нормативно-правовых актов; -
5. Выполняют свойственные только им задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы; -
6. Состоят из государственных служащих и соответствующих подразделений; -
7. Имеют соответствующую материальную базу; -
8. В процессе реализации имущественных прав выступают в качестве юридического лица; -
9. Осуществляют свою деятельность на определенной территории.
18.Классификация государственных органов.
I. По характеру функций органы делятся на следующие виды:
● Законодательные - органы, уполномоченные принимать законы. Обычно эти органы носят представительный характер - то есть представляют все основные слои общества, различные территориальные части, основные политические направления.
● Исполнительные - органы, осуществляющие преимущественно исполнительно-распорядительные функции. Например, Правительство России, Администрация Московской области, Министерство финансов России, Федеральное правительство ФРГ, Мэрия города Парижа.
● Судебные - органы, осуществляющие функции правосудия, разрешения споров между субъектами общества. Например, Верховный Суд России, Московский областной суд, Верховный суд США.
Некоторые авторы выделяют как специальный вид органы надзора и контроля - например, органы прокуратуры, органы парламентского контроля, всевозможные инспекции.