Файл: 1. Теория государства и права в системе общественных наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


20.Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Элементы: 1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.

21. Форма правления: понятие и виды.

Форма правления – это способ организации структуры и взаимоотношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением.

Виды:

v Монархия - это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Общие черты монархии:

- существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью бессрочно;

- наследственный порядок преемственности верховной власти;

- юридическая безответственность монарха.

Ø Абсолютная монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу - царю, королю, императору, власть монарха ничем не ограничена, он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было.

Ø Ограниченная: Конституционная (парламентарная) монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию. Парламентарная монархия характеризуется следующими основными признаками:


- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент

- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

Ø Огранич: Парламентская монархия- разновидность монархической формы правления, государство, в котором власть монарха значительно ограничена выборным представительным органом (парламентом).

Ø Дуалистическая монархия- это конституционная монархия, при которой власть монарха ограничена конституционными актами и Конституцией, при этом монарх фактически и формально сохраняет свои властные полномочия. (При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Законы принимает только парламент, а управляет страной монарх, через назначаемое и ответственной перед ним правительство. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. (у Зайцевой в лекции))


v Республика - это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Ø Парламентарная республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

Ø Президентская республика – одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Ø Смешанная республика характеризуется:

Правительство возлагаемое премьер министром ответственное и перед президентом и перед парламентом, Президент избирается народом, но не является главной исполнительной власти

22.Форма государственного устройства и ее виды.

Форма государственного устройства - это способ организации государственной власти по территории, который раскрывает характер деления государства на части, характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Виды:

Унитарное государство – это форма государственного территориального устройства, подразумевающая единство политико-правовой системы государства и непредполагающая существования в его границах государственных образований, обладающих элементами суверенитета. ( - Единое законодательство как результат работы единых органов законодательной власти-Структурирование территориальности единицами являются главным образом административно-территориальные образования.)

Федерация – это форма государственного устройства, подразумевающая деление государства на ряд политико-территориальных образований (субъектов федерации), политический и юридический статус которых предполагает их самостоятельность и независимость от центральных властей федеративного государства в вопросах, относимых к их компетенции. (-разделение властных полномочий между федеральными и региональными органами власти, закрепленными на законодательном уровне. Наличие двухуровневых систем государственной власти и управления-Наличие двухпалатного парламента-Характер отношений между государством в целом и его составными частями не может быть изменений без обоюдного согласия-Состоит из двух или более относительно самостоятельных государственных образований-Наличие у субъектов федерации права формировать органы законодательной власти и принимать законы)


23.Государственный (политический) режим: понятие и виды.

Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание.

Различают демократический и антидемократический политические режимы.

Демократический режим (народовластие).

Признаки демократического режима:

1) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3) предполагается существование правового государства и гражданского общества;

4) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

5) силовые структуры (вооруженные силы, милиция);

6) доминируют методы убеждения и компромисса;

7) политический плюрализм (любой дееспособный гражданин может организовать или быть участником любой политической партии), в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции.

8) гласность средства массовой информации свободны от цензуры;

9) реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (принимающую законы), исполнительную (осуществляющую принятые законы), судебную (разрешающую споры, и т.д.).

Антидемократические режимы - тоталитарные и авторитарные.

Тоталитарный режим возникает в ХХ веке, как реакция некоторых государств на необходимость экономического роста в условиях враждебного окружения. Для данного режима характерно господство одной идеологии, наличие лидера, развита карательная система, агрессивная политика, контроль государства над всеми областями власти.

Признаки тоталитарного политического режима:

1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни;

2) общество отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о единстве власти и народа;

3) монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией, вплоть до личной жизни;

4) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена тайной, недоступна для контроля со стороны народа;


5) доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

6) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил, права и свободы гражданина носят декларативный формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации;

7) устраняется плюрализм, централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением.

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, то есть радикальный тоталитаризм. Впервые возникший в Италии (стремились к возрождению Римской империи 1922 г.) и Германии (1933 г. господство арийской расы, высшая нация германская). Данный режим характеризуется культом вождя, воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом.

Авторитарный режим рассматривается как компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. С одной стороны авторитарный режим мягче, чем тоталитаризм, с другой стороны жестче, чем демократический.

Авторитарный режим - это государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа) при минимальном участии народа.

Признаки авторитарного режима:

1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

2) игнорируется принцип разделения властей ( на законодательную, исполнительную, судебную) зачастую президент исполнительно распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы;

3) роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

4) суд выступает вспомогательным органом;

5) сужена сфера действия принципов выборности гос.власти и должностных лиц;

6) сохраняется ограниченная цензура, полугласность;

7) существует частичный плюрализм;

8) права и свободы граждан провозглашаются, но реально не обеспечиваются в полной мере;

9) силовые структуры обществу неподконтрольны, используются в политических целях.

24. Формационный подход к типологии государства.