Файл: Снижение содержания серы в дизельном топливе может быть достигнуто путем гидроочистки, проводимой в более жестких условиях.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
улучшаются до полного испарения сырья; при наличии жидкой фазы транспортирование водорода к поверхности катализатора обычно является лимитирующей стадией процесса и повышение парциального давления водорода увеличивает скорость диффузии за счёт уменьшения доли сырья, находящегося в жидкой фазе, т.е. уменьшения толщины плёнки жидкости на поверхности катализатора. После полного испарения сырья глубина гидроочистки с увеличением парциального давления водорода при неизменном общем давлении уменьшается вследствие снижения парциального давления сырья (рис. 3) [8].


1 – жидкофазный процесс; 2 – газофазный процесс.

Рисунок 3 – Влияние кратности циркуляции водорода на полноту обессеривания газойля 200 – 350С прямой перегонки



При гидроочистке дистиллятов вторичного происхождения – газойлей каталитического крекинга и коксования – глубина обессеривания, равная 90%, достигается при парциальном давлении водорода около 2 – 3 МПа. Однако эти продукты имеют низкие цетановые числа. Для получения дизельного топлива с цетановым числом не менее 45 требуется изменение условий гидроочистки и в первую очередь величины парциального давления водорода, т.е. необходим процесс гидрирования.

На рисунке 3 приведены основные результаты гидроочистки фракции 200 – 350С газойля каталитического крекинга, имеющего следующую характеристику: содержание серы – 1,53 %(масс.), количество сульфирующихся углеводородов – 47 %(об.), йодное число – 47, цетановое число – 37. Гидроочистку проводили на алюмокобальтмолибденовом катализаторе при температуре 380С и объёмной скорости подачи сырья -

1,0 ч-1 [1].



1 – глубина обессеривания; 2 – содержание сульфирующихся углеводородов; 3 – цетановое число

Рисунок 4 – Влияние парциального давления водорода на глубину гидроочистки газойля каталитического крекинга.
Из рисунка 4 видно, что глубина обессеривания продукта, равная 90% (содержание серы 0,15 – 0,2 %(масс.)), достигается при парциальном давлении водорода около 2 МПа, т.е. гидрообессеривание протекает достаточно полно в условиях, аналогичных условиям гидроочистки прямогонных фракций.

Низкосернистые и достаточно высокоцетановые топлива можно получить при гидроочистке смеси дистиллятов прямой перегонки и вторичного происхождения. В этом случае достаточно приемлемые результаты достигаются при парциальном давлении водорода 3 – 3,5 МПа, т.е. облагораживание таких смесей можно проводить на промышленных установках гидроочистки, рассчитанных на общее давление 5 МПа [1].


Объёмная скорость подачи сырья в зависимости от его качества, требуемой глубины очистки и условий процесса может изменяться в очень широких пределах – от 0,5 до 10 ч-1. Для тяжёлого сырья и сырья вторичного происхождения объёмная скорость наименьшая.

О влиянии объёмной скорости подачи сырья на процесс гидроочистки смеси дистиллятов прямой перегонки и каталитического крекинга можно судить по данным рисунков 5 и 6 [1].




Рисунок 5 – Влияние объёмной скорости подачи сырья на глубину гидрирования непредельных.
Как видно из рисунков 5 и 6, изменение степени гидрирования непредельных углеводородов в интервале объёмных скоростей подачи сырья от 1,0 до 15,0 ч-1 при общем давлении 4 МПа и подаче газа, содержащего 65 %(об.) водорода, 500м33 сырья происходит по сравнению с гидрированием сернистых соединений более плавно. При температуре около 300С скорости гидрирования непредельных углеводородов и сернистых соединений примерно одинаковы, при более высоких температурах скорость гидрирования сернистых соединений выше.


Рисунок 6 – Влияние объёмной скорости подачи сырья на глубину обессеривания
Характеристика сырья и продуктов гидроочистки
Глубина гидроочистки дистиллятов от серы и других соединений зависит от типа углеводородного сырья, температуры процесса, парциального давления водорода и его кратности циркуляции, объемной скорости подачи сырья и других факторов.

Гидроочистке подвергают как прямогонные фракции (бензин, реактивное и дизельное топливо, вакуумные газойли), так и дистилляты вторичного происхождения (лёгкая фракция пиролизной смолы, бензины, лёгкие газойли коксования и каталитического крекинга).

С утяжелением сырья степень его очистки в заданных условиях процесса снижается. Происходит это по следующим причинам. С повышением средней молярной массы доля серы, содержащейся в устойчивых относительно гидрирования структурах, увеличивается. По мере утяжеления сырья всё большая его часть находится в условиях гидроочистки в жидкой фазе, что затрудняет транспортирование водорода к поверхности катализатора. При жидкофазной гидроочистке с утяжелением сырья скорость диффузии водорода через плёнку жидкости на катализаторе снижается, так как повышается вязкость и снижается растворимость водорода при данных условиях. Увеличение в сырье количества полициклических ароматических углеводородов, смол и асфальтенов, прочно адсорбирующихся на катализаторе и обладающих высокой устойчивостью относительно гидрирования, также снижает глубину очистки.



При одинаковом фракционном составе очистка от серы продуктов вторичного происхождения (коксования, каталитического крекинга) проходит значительно труднее. Это связано с тем, что подвергшиеся крекингу продукты содержат гетероатомы в структуре наиболее термически стабильных, трудно гидрирующихся соединений. Кроме того, продукты вторичного происхождения содержат большое количество ароматических и непредельных углеводородов, обладающих высокой адсорбируемостью на катализаторе и тормозящих в результате гидрирование гетероорганических соединений.

Качество получаемой продукции, то есть дизельного топлива, должно соответствовать показателям, приведенным ниже.

Фракция дизельного топлива гидроочищенная




Показатели качества продукта:




Содержание воды и механических примесей

Отсутствие




Фракционный состав

50% отгоняется при температуре не выше

90% отгоняется при температуре не выше

96% отгоняется при температуре не выше


280°С

340°С

360°С




Сероводородная коррозия

Отсутствие




Испытание на медной пластинке

Выдерживает




Температура вспышки,

определяемая в закрытом тигле, С Не ниже

62




Массовая доля общей серы,ppm масс. Не более

10




Азот, ppm масс. Не более

20




Йодное число, гр/100гр.

0,5




Плотность, кг/м3 Не более

834




Применяется как компонент дизельного топлива.






































Показатели качества продукта:

Содержание воды и механических примесей

Отсутствие


Испытание на медную пластинку

Выдерживает


Температура начала кипения, С Не ниже

40

Температура конца кипения, С Не выше

180

Применяется как компонент автомобильных бензинов.

Бензин-отгон.

Сероводород.

Показатели качества продукта:

Содержание сероводорода, % объемных

не менее

98,0

Применяется в качестве сырья для производства серной кислоты.

Углеводородный газ (после очистки).

Показатели качества продукта:

Содержание сероводорода, % объемных

Не более 0,20


Применяется в качестве печного топлива на установке.


1.3. Катализаторы гидроочистки
Ужесточающиеся требования к качеству нефтепродуктов, в первую очередь по снижению содержания в среднедистиллятных фракциях серы и ароматических углеводородов, заставляют искать более эффективные катализаторы гидроочистки. Катализаторы гидроочистки представляют собой сочетание окислов активных компонентов (никель, кобальт, молибден и др.) с носителем, в качестве которого чаще всего используют активную окись алюминия. Носитель в составе катализатора гидроочистки играет роль не только инертного разбавителя, но и участвует в формировании активных фаз, а также служит в качестве структурного промотора, создающего специфическую пористую структуру, оптимальную для переработки конкретного сырья.

Для гидроочистки применяют катализаторы на основе оксидов металлов VII и VIII групп (никель, кобальт, молибден, вольфрам). В промышленности используют алюмокобальтмолибденовый (АКМ) и алюмоникельмолибденовый (АНМ) катализаторы. В алюмоникельмолибденовый катализатор на силикатной основе для увеличения прочности вводят диоксид кремния (АНМС).



Носителем служит оксид алюминия. Катализаторы выпускают в виде частиц неправильной цилиндрической формы. В настоящее время применяются катализаторы на цеолитной основе. Катализатор АКМ имеет высокую активность и селективность по целевой реакции обессеривания, достаточно активен в гидрировании непредельных соединений. Катализатор АНМ проявляет большую активность при гидрировании ароматических и азотистых соединений.

Наиболее распространённые для гидроочистки в отечественной и зарубежной практике катализаторы приведены в таблице 6 [9].

Таблица 6 – Катализаторы гидроочистки нефтяных фракций

Марка катали-затора

Характеристика

Сырьё

Форма


Тип носи-теля

Актив-ные компо-ненты
AKZO Nobel

KF–845

Высокая обессериваю-щая и деазотирующая активность

От бензина до вакуумного газойля

Четырёх-листник

Al2O3

NiMo

KF–752

Высокая обессеривающая активность

От дизельного топлива до ваку-умного газойля

Четырёх-листник

Al2O3

CoMo

KF–747

Глубокое гидрообессеривание

От дизельного топлива до ваку-умного газойля

Четырёх-листник

Al2O3

CoMo

KF–645

Глубокое гидрообессеривание, деметализация, лёгкий гидрокрекинг

От бензина до вакуумного газойля

Цилиндр

Al2O3

NiCoMo

«Элетрогорский институт нефтепереработки»

ГО–70

Высокая обессериваю-щая и деазотирующая активность

От бензина до вакуумного газойля

Цилиндр, трилистник

Al2O3

CoMo

ГО–86

Высокая обессериваю-щая активность

Среднедистил-лятные фракции

Цилиндр

Al2O3

CoMo

ГО–30-7

Высокая обессериваю-щая и деазотирующая активность

Бензины

Цилиндр

Al2O3

NiMo

ГО–38а

Обессеривание и насы-щение ароматических углеводородов

Масляные дистилляты

Цилиндр

Al2O3

NiMo

КПС–16Н

Высокая обессери-вающая активность

Дизельные фракции

Цилиндр

Al2O3

NiMo

ДТ–005К, ДТ–005Н

Глубокое гидрообессеривание

Дизельные фракции

Цилиндр

Al2O3

CoMo, NiMo

Criterion Catalyst

С–448

Для получения низкосернистого дизельного топлива

Средние дистил-ляты, вакуумный газойль

Сформо-ванные экструдаты

Al2O3

CoMo

С–447

Глубокое гидрообессеривание

Лёгкий и тяжё-лый вакуумный газойль, остатки

Сформо-ванные экструдаты

Al2O3

CoMo

HDS–3

Насыщение ароматических углеводородов

От бензина до вакуумного газойля

Сформо-ванные экструдаты

Al2O3

NiMo

HDS–22

Насыщение ароматических углеводородов

Бензин, сырьё каталитического крекинга

Сформо-ванные экструдаты

Al2O3

CoMo

C–424

Высокая гидрообессеривающая и гидродеазотирующая активность, насыщение ароматических углеводородов

Предваритель-ная гидроочистка сырья каталитического крекинга

Сформо-ванные экструдаты

Al2O3

NiMo

«Всероссийский институт по переработке нефти»

ГS–168

Обессеривающая активность

Бензин, дизельная фракция

Цилиндр

Al2O3+ SiO2

NiMo

ГДК–202

Высокая обессеривающая активность

Среднедистил-лятные фракции

Цилиндр

Al2O3+ цеолит

NiMo

ГДК–205

Высокая обессеривающая активность

Среднедистил-лятные фракции

Цилиндр

Al2O3+ цеолит

NiMo

ГДК–202П

Высокая обессеривающая активность

Среднедистил-лятные фракции

Цилиндр

Al2O3+ цеолит

CoMo

ГП–534

Высокая обессеривающая активность

От бензина до вакуумного газойля

Цилиндр

Al2O3

NiMo

Procatalyse

HPC–60

Высокая обессеривающая активность

От бензина до вакуумного газойля

Лист клевера

Al2O3

-

HR–306C

Гидрообессери-вание, гидро-деазотирование

От бензина до вакуумного газойля

Экструдаты

Al2O3

-

Haldor Topsoe

TK– 524

Глубокое гидрообессеривание

Лёгкий и тяже-лый вакуумные газойли

Трёхлист-ник

Al2O3

CoMo

TK–907, TK– 908

Снижение ароматических углеводородов, низкая сероустойчивость

Лёгкий и тяже-лый вакуумные газойли

Трёхлист-ник

Патент

Патент

Orient catalysts Co. Ltd

HOP–412

Высокое гидродеазотирование и гидрообессеривание

От бензина до вакуумного газойля

Сформован-ные экструдаты

Al2O3

NiMo

HOP–463

Высокое гидродеазотирование и гидрообессеривание

От бензина до котельного топлива

Сформован-ные экструдаты

Al2O3

CoMo