Файл: Оркестровый стиль Гайдна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оркестровый стиль Гайдна

В основе современного большого симфонического оркестра лежит оркестровый состав, выработанный Гайдном и композиторами Мангеймской школы.

До Гайдна инструменты в оркестре имели слабое неравномерное звучание. Использовались лютни, теорбы, клавесин, за которым сидел капельмейстер, заполняя недостающие гармонии, связывая отдельные инструменты в одно целое.

Как и все композиторы XVIII века, Гайдн писал свои симфонии на тот состав оркестра, «который в данный момент был у него под рукой». Первые симфонии, написанные для графа Морцина, исполняли 12-16 музыкантов.

В июле 1762 года князь Миклош Эстергази утвердил оркестр из 14 человек (7 струнников и 7 духовиков). Позднее состав оркестра вырос до 25 и более музыкантов (16 струнных, флейты, гобой, фаготы, трубы, валторны и литавры). В наше время оркестр «Академия старинной музыки» под правлением известного английского дирижера Кристофера Хогвуда исполнил симфонии Гайдна на инструментах той эпохи. В зале замка Эстерхаз, где эти симфонии звучали при жизни композитора, музыканты сыграли их в том же составе, при странном, на первый взгляд, соотношении струнных, деревянных и медных инструментов. Какой же был состав оркестра Эстергази во время Гайдна? Он включал: 4 первые скрипки, 4 вторые скрипки, виолончель, контрабас, альт,  2 гобоя, 2 валторны и литавры.

Затем К. Хогвуд попробовал сыграть симфонии в другом, современном соотношении струнных, а именно: 6 первых скрипок, 4 вторых, 3 альта, 2 виолончели, контрабас.

Оказалось, что гайдновское соотношение инструментов в этом зале было наиболее удачным! Стало очевидным, что Гайдн был великолепным знатоком оркестра.

Лондонский оркестр Саломона состоял из 40 музыкантов. Для такого состава Гайдн написал свои 12 «Лондонских симфоний». Правда, кларнеты композитор использовал только в 101, 103 и 104 симфониях. Вероятно, это произошло под влиянием Моцарта. Введение в оркестр кларнетов расширило группу деревянных инструментов до полного парного состава. Так завершилось формирование малого или «классического» симфонического оркестра.

Интересно, что кларнет, изобретенный в конце семнадцатого века, стал постоянным «членом» оркестра лишь 100 лет спустя. Гайдн пробовал ввести кларнет в оркестр князя Эстергази в восемнадцатом веке, но так как
инструмент был еще несовершенен, кларнеты заменили трубами.

Оркестровка Гайдна

В оркестровке Гайдн проявил себя смелым экспериментатором. Композитор умело использует контрастные сопоставления отдельных оркестровых групп или струнных инструментов с общим звучанием оркестра. Он старался повторять материал при вторичном появлении в новом, более полном изложении.

Ведущую роль в оркестре Гайдна играют первые скрипки, но и флейтам с гобоями поручаются сольные эпизоды, которые чередуются со звучанием темы у скрипок.

Постепенно альты получают в оркестре Гайдна более независимую партию. Все чаще виолончелям «дозволяется» играть независимо от контрабасов.

Валторн и трубы лишь подчеркивают ритм и гармонию, исполняя скромную функцию. Это связано с тем, что натуральным медным духовым инструментам еще предстояло быть усовершенствованными.

Обратимся к симфоническому творчеству Гайдна, как к наиболее яркой иллюстрации применения оркестровых красок.

Симфонический стиль Гайдна формировался в процессе длительной эволюции. Самые значительные сочинения композитора созданы в 1780-е и 1790-е годы; первая же симфония появилась в 1759 году. Работу Гайдна над симфонией можно разделить на четыре периода.

Ранние симфонии.

Первый период охватывает сочинения конца 1750-х и 1760-х годов (до симфонии № 31 включительно). В них шли поиски образности, тематизма, композиции, формообразующих приемов, оркестрового состава. Симфонии очень различны — и по количеству частей, и по их типу, облику. Первые пять симфоний, например, написаны для очень скромного состава оркестра: струнный квинтет, 2 гобоя, 2 валторны и клавесин.

Особый интерес представляют три программные симфонии 1761 года: «Вечер», «Утро», «Полдень» («Часы дня», так называли их современники). Программный замысел, сам характер программы (живописность, изобразительность, мир природы) для Гайдна явление не случайное. Здесь определилось одно из звеньев, связывающих Гайдна с художественной традицией XVIII века, программными идеями Вивальди, (цикл концертов «Времена года»), музыкой французских клавесинистов (миниатюры-пасторали Рамо, Куперена). Одновременно это и взгляд в будущее, к    Бетховену с его Шестой («Пасторальной») симфонией, и к романтической программности. В музыке симфоний много тонких живописных деталей. Такова, например, картина восхода солнца в симфонии   «Утро»,   создаваемая   постепенным   введением    инструментов. Тонко воспроизведены детали живописной картинности: прозрачность звучания, пасторальные наигрыши флейт в симфонии «Вечер» рождают ассоциации с тихим,

умиротворенным угасанием дня, мягкой   сумрачностью вечернего пейзажа; удивительно живописно-конкретна картина грозы в финале этой симфонии. С   живописными задачами связано, вероятно, значительное расширение оркестрового состава, особенно деревянных духовых: флейта, 2 гобоя, фагот, 2 валторны, широкое    использование  солирующих   инструментов —   скрипки, фагота, виолончели.

Парижские симфонии.

В большинстве симфоний этого цикла состав оркестра приобретает почти классический «парный» вид, правда, с одной флейтой. Кроме того, в симфониях № 83 и 85 отсутствуют трубы и литавры. В композиции симфоний есть принципиально важные для Гайдна моменты: например, наличие медленного вступления, его контраст с последующим развитием экспозиции.

Зрелость гайдновского симфонического стиля вообще проявляется в возрастании образной контрастности, а также индивидуализации тематического материала.

«Оксфордская» симфония (соль мажор, № 92). Симфония очень близка последовавшим за ней Лондонским. В ней замечательно представлен тип гайдновского финала, полного необычайной динамичности, радостного стремительного движения.

Лондонские симфонии.

В серии Лондонских симфоний устанавливается «парный» оркестровый состав (в симфониях № 99, 101, 103, 104). Это происходит с введением в группу деревянных духовых кларнетов (очевидно, не без влияния симфоний Моцарта 1788 года), позже других инструментов, утвердившихся в гаидновских партитурах. Уравновешенность звучания струнной и деревянной духовой  групп  (валторны и особенно трубы используются более эпизодически) способствует общей гармоничности и стройности облика симфонии.  Некоторые из Лондонских симфоний получили наименования, как это уже не раз случалось с сочинениями Гайдна предшествующих лет. Так, симфония соль мажор, № 94 получила название «Сюрприз» или «С ударом литавр»: во II части симфонии, Andante (ее тему см. на с. 138) внезапно раздается «выстрел» литавры с одновременным tutti fortissimo. Симфония «Часы» (ре мажор, № 101) обозначена так из-за постоянной мерной пульсации в Andante.

Симфонию соль мажор, № 100 назвали «Военной»: группа ударных усилена в ней дополнительными инструментами из арсенала военных оркестров (кроме обычных литавр — тарелки, треугольник, большой барабан), что вызвало в воображении слушателей картину военного лагеря. Правда, единственный «военный эпизод» содержится во II части (Allegretto),  где звучит трубный сигнал.


Произведения для оркестра

  1. Семь слов Спасителя на кресте

  2. Сотворение мира

  3. Времена года

  4. Увертюры, танцы, марши

  5. Концерты для солирующих инструменов с оркестром

  6. Оперы для хора и оркестра