Файл: 5 проблемы сенсорной и социальной депривации лиц с отклонениями в развитии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МЧС РОССИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
___________________________________________________________________________________________________
Кафедра психологии и педагогики
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры
психологии и педагогики
полковник внутренней службы
Ю.Н. Соболев
«____» ___________ 200__ г.
ЛЕКЦИЯ
ТЕМА 5: «ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ»
Рассмотрена и утверждена
на заседании кафедры
психологии и педагогики
Протокол № ____от «____»____________200__г.
Санкт-Петербург
2009
I. Учебные цели
-
Ознакомить слушателей с понятием сенсорной депривации. -
Рассмотреть влияние сенсорной депривации на различные структурные компоненты психики; возможности профилактики и коррекции негативных последствий социальной депривации.
3. Раскрыть понятие «социальная депривация», охарактеризовать ее влияние на развитие психики ребенка.
II.Воспитательные цели
-
Развивать у обучаемых познавательный интерес к изучаемой теме. -
Воспитывать у обучаемых стремление к самообразованию.
III. Расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятия | Время, мин |
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы:
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | 5 80 20 20 20 10 5 |
IV. Литература
Основная:
-
Баскакова Н.Л. Внимание школьников-олигофренов. М., 1982. -
Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. М., 1973. -
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973. -
Дефектологический словарь. М., 1970. -
Зотов А.И. Очерк по теории зрительных ощущений., Л., 1971. -
Коломенский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. Киев, 1978. -
Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности психики аномальных детей. Дефектология, 1971. №6. -
Морозова Г.Н. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М., 1969.
Дополнительная:
-
Баскакова Н.Л. Внимание школьников-олигофренов. М., 1982. -
Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. М., 1973. -
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой, М., 1994. -
Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г.Изучение психического развития аномальных детей. М., 1983. -
Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. 1УШ. Земцовой. М., 1967. -
Егорова Т.В.Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973. -
Коломенский Н.Л.Развитие личности учащихся вспомогательной
школы. Киев, 1978. -
Лангметр Г., Матейчек3.Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. -
Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии. Л., 1973. -
Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М„ 1978.
11. Менчинская Н.А.Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971.
V. Учебно-материальное обеспечение
- плакатный фонд;
- видеопроектор;
- слайды
ВВЕДЕНИЕ
Термин «депривация», вошедший в психологический словарь в середине восьмидесятых годов, в буквальном смысле означает «лишение».
По своей сути депривационные феномены представляют собой многообразные измененные состояния сознания, а также различные варианты нарушений нормального хода возрастного психического развития вследствие блокировки значимых психофизиологических потребностей человека.
В силу различных обстоятельств человечество неоднократно сталкивалось с депривационными феноменами и могло наблюдать их различные последствия, но собственно научные исследования этого в высшей степени интересного явления начались только в середине 40-х годов двадцатого столетия.
Во многом это было, вероятно, связано с бурным развитием технического прогресса, предоставившего человеку новые возможности, но вместе с тем предъявившего к нему особые требования и создававшего экстремальные условия существования: освоение космоса, длительное автономное подводное плавание, управление сверхзвуковыми летательными аппаратами, многомесячное пребывание на полярных станциях и др.
Эти весьма нетипичные для повседневной жизни условия тем не менее дают уникальный шанс изучения потенциальных возможностей человеческой психики.
УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1.
Депривационные феномены как причина и следствие нарушенного развития
В определении депривации говорится о процессе блокирования потребностей, к числу которых, прежде всего, относятся потребность в двигательной активности, в новых впечатлениях - перцептивная потребность. Особое значение в жизни человека также имеют потребности в общении, эмоциональной поддержке, самореализации, уважении, безопасности, творчестве, идентичности, интимности и пр.
Невозможность реализовывать их длительное время, как правило, приводит к серьезным дисфункциям сознания. Так, например, при резком сокращении потока внешней стимуляции, как в экспериментальных, так и в естественных условиях, могут возникать разнообразные расстройства в работе психики - изменения темпа протекания субъективного времени, нарушения восприятия пространства, трудности в произвольном контролировании мыслительных процессов, активизация внутреннего диалога, расстройства схемы собственного тела, разнообразные эмоциональные нарушения. В ряде случаев отмечается появление галлюцинаций. В зависимости от длительности пребывания человека в подобной ситуации вышеописанные нарушения могут приобретать необратимый характер.
В настоящее время не существует единой теории депривационных явлений и общей их классификации.
Наиболее распространенная эмпирическая классификация базируется на выделении нескольких видов лишений в зависимости от характера блокируемой потребности:
-
сенсорно-перцептивная депривация, -
коммуникативная, -
кинестетическая, -
эмоциональная и др.
В данном случае следует подчеркнуть два принципиальных момента. Прежде всего, надо иметь в виду, что депривационные феномены не могут выступать в качестве объяснительного принципа в научных исследованиях, ибо сами нуждаются в тщательном описании и объяснении.
Кроме того, не следует путать депривационные явления с депривационной ситуацией. Последняя представляет собой внешние объективные условия, препятствующие реализации той или иной потребности человека. Первые же суть явления субъективные, внутренние, присущие сознанию. И то и другое находится в причинно-следственных отношениях, но единство не означает их тождества.
Сказанное предполагает, что разные люди индивидуально реагируют на ситуации лишения. Человек достаточно долго может находиться в подобных условиях, но при этом не проявлять никаких выраженных признаков депривационных феноменов, и наоборот.
Для профессионалов в области специальной психологии особый интерес представляют такие формы депривации, как коммуникативная и эмоциональная. Недостаточность общения и эмоционального тепла, особенно в первые годы жизни, весьма пагубно сказывается на психическом развитии ребенка.
Последствиям детской эмоциональной депривации посвящено огромное количество исследований, одно из первых и наиболее полных среди них принадлежит Анне Фрейд и Шарлоте Бюлер. Именно они описали феномен, получивший название синдром госпитализма.
Основные проявления синдрома госпитализма сводятся к следующему. У ребенка, лишенного в первые годы жизни возможности общения с матерью или заменяющим ее лицом, наблюдается серьезное отставание в темпах физического, умственного, речевого и эмоционального развития.
Подобные дети отличаются выраженными поведенческими нарушениями и трудностями социально-психологической адаптации. Указанные обстоятельства говорят о том, что депривационные ситуации - серьезная причина выраженных отклонений в развитии ребенка. Именно поэтому некоторые авторы вполне справедливо выделяют особую форму дизонтогенеза, обозначая термином «депривационные повреждения».
С другой стороны, некоторые варианты отклонений сами являются причиной возникновения депривационных феноменов, что дополнительно отягощает процесс развития.
Так, выраженные нарушения зрения, слуха, двигательного анализатора и речи, безусловно, представляют собой особые формы сенсорной и коммуникативной депривации. Их своеобразие кроется в самой структуре депривационной ситуации. Обычно депривационные явления, изучаемые в естественных и экспериментальных условиях, характеризуются внешней локализацией блокиратора потребности. В случаях сенсорных нарушений таковыми выступают они сами.
Вероятно, иная структура депривационной ситуации может сказаться на качественном своеобразии самих депривационных феноменов. Так, в условиях экспериментальной сенсорной депривации очень часто обнаруживаются нарушения восприятия в виде многочисленных иллюзий и галлюцинаций.
В ситуации врожденной слепоты и глухоты подобных явлений не наблюдается. Потеря зрения в зрелом возрасте, особенно внезапная, может сопровождаться галлюцинаторными образами, давно известными в психопатологии под названием «иллюзии Шарля Бонэ».
Однако они обладают особенностями, отличающими их от подобных явлений, имеющих место в ситуации экспериментальной сенсорной депривации. В последнем случае нарушения в сфере восприятия и эмоциональные расстройства усиливаются и усложняются в своем содержании. При утрате зрения в зрелом возрасте, напротив, иллюзорные нарушения восприятия (и эмоциональной сферы) со временем редуцируются. Кроме того, в условиях экспериментальной (внешней) депривации значительно повышается психическая активность индивида. В ситуации врожденного и поздно утраченного зрения наблюдается нечто обратное — снижение активности, и прежде всего познавательной.
Сказанное позволяет утверждать, что депривация может выступать одновременно и как причина, и как следствие дизонтогенеза. Вместе с тем надо отметить, что ребенок, проявляющий признаки нарушенного развития, испытывает на себе влияние нескольких видов лишений. Прежде всего, это исходная депривационная ситуация, связанная с основным нарушением.
Помимо этого для большинства детей с проблемами в развитии, особенно в дошкольном детстве, свойственна ситуация коммуникативной депривации. Очень часто раннее детство подобных детей протекает в замкнутом семейном кругу, ограниченном контактами с ближайшими родственниками, что весьма пагубно сказывается на характере психического развития ребенка, лишенного общения со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности.
К перечисленному следует добавить и нередкие ситуации эмоциональной депривации, обусловленные своеобразными личностными реакциями родителей на факт обнаруженных у ребенка отклонений. Отчаяние, безнадежность, бессилие иногда сопровождаются эмоциональным отвержением ребенка со стороны одного или сразу двух родителей. Ребенок воспринимается как источник незаслуженных страданий, а потому внутренне не принимается. Отвержение может быть как неосознаваемым, так и тщательно скрываемым. И в том и в другом случае ребенок становится лишь объектом ухода, но не любви и воспитания.
Эмоциональная черствость родителей представляет собой дополнительный негативный фактор, усугубляющий и без того сложную ситуацию развития детской психики. При этом подавляющее большинство коррекционных учреждений - заведения интернатного типа; среди детей с отклонениями в развитии нередки и госпитализации с целью дополнительной диагностики и лечения.