Файл: Вопросы для подготовки к государственному экзамену Вопросы для подготовки к государственному экзамену по учебной дисциплине Теория государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 434

Скачиваний: 57

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) обыденное (дается любым гражданином, не обладающим специальными юридическим знаниями);

2) профессиональное (его дают юристы);

3) доктринальное (научное разъяснение юридических норм).

  1. Правовая культура: определение, виды, значение в гражданском обществе.

Правовая культура – это комплекс представлений людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. Суть правовой культуры гражданина можно выразить следующей формулой: знать - уважать – соблюдать законы.

Человек, обладающий высокой правовой культурой, должен ориентироваться в законодательство, обладать позитивным правосознанием, основанным на уважении права, уметь при необходимости правильно его реализовать, в том числе в конфликтных ситуациях. Следовательно, правовая культура представляет собой образ мышления, норму и стандарт поведения, а в целом — правовой менталитет общества.

Виды правовой культуры:

  • правовая культура общества;

  • правовая культура индивида;

  • правовая культура социальных общностей (этносов, наций, народов).

Функции правовой культуры:

  • познавательная (освоение правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права; тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества);

  • регулятивная (направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка);

  • коммуникативная (способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей, реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства);

  • прогностическая (охватывает тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы);

  • ценностно-нормативная (проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах).


  1. Правосознание: определение, структура, виды.

Правосознание – отношение к праву – совокупность идей, взглядов, чувств, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т.п.

Структура правосознания:

Правовая психология – отношение к праву на эмоциональном уровне – в виде настроений, чувств, переживаний. Чем выше уровень правовых знаний, тем адекватнее чувства по поводу тех или иных государственно-правовых явлений.

Правовая идеология – система идей, взглядов, концепций, теорий, выражающих отношение к правовой действительности и ее оценку. Определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов обеспечивается его эффективность.

- Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.

- Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

- Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Виды правосознания по уровням:

+Уровни правосознания отражают глубину познания и отражения правовой действительности.

  • обыденное правосознание (доминирует правовая психология) – определяется правовым опытом лица, в частности его информированностью о правовых нормах, способах разрешения юридических конфликтов, а также обычаями, традициями, которыми руководствуется лицо в правовой ситуации. Складывается стихийно; эмоциональное восприятие превалирует над рациональным. Обыденное правосознание устанавливает лишь внешние связи между правовыми явлениями, не способно проникнуть в сущность права;

  • научное правосознание (доминирует правовая идеология) – формируется на основе юридической науки; выступает в виде различных теорий, учений, концепций и отражает достаточно высокий уровень государственно-правовой действительности;

  • профессиональное правосознание – им обладают юристы, имеющие специальную юридическую подготовку, обладающие знаниями в области права и практики его применения, понимающие ценность правопорядка и законности в обществе.


  1. Нормативный правовой акт: определение, виды.

Нормативно-правовой акт - принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

    • по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);

    • по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:

  • закон;

  • подзаконные акты;

  • международные законы.

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

  1. Закон: определение, виды, место и роль в системе нормативных правовых актов.

Закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Различают законы федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации.

Конституционные законы — это законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции.

К ним, в частности, относятся законы:

  • о военном положении;

  • о чрезвычайном положении;

  • о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;

  • об изменении статуса субъекта РФ;

  • о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;

  • о референдуме;

  • о судебной системе;

  • о судах основного звена;

  • о Конституционном Суде РФ;

  • о Верховном Суде РФ;

  • о Высшем арбитражном суде РФ;

  • о Конституционном собрании РФ.

Федеральные законы принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.).

Федеральные законы, в свою очередь, подразделяются на органические (кодифицированные) законы и обыкновенные.


Особенностью законов субъектов Российской Федерации является то, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являются конституции республик, на уровне краев и областей — уставы, выполняющие функции региональных конституций.

Виды законов по сроку действия:

  • постоянные;

  • чрезвычайные (исключительные) законы — принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

Виды законов по содержанию:

  • общие, действующие в отношении всех граждан данного государства;

  • специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.

Виды законов по предмету правового регулирования — административные, гражданские, уголовные и т. д.

По субъектам законотворчества законы делятся на принятые: в результате референдума; законодательным органом.

  1. Подзаконный нормативный правовой акт: определение, виды.

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты. Они обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них.

Выделяют следующие виды подзаконных актов.

  1. Указы Президента РФ - обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ), подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83-90) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводиться указам, во многом с их помощью глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента РФ публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.)

  2. Постановления Правительства РФ - обязательны к исполнению на территории Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

  3. Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Центрального банка РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службы лесного хозяйства России и т.п.

  4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

  5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

  6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

  7. Локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).


  1. Система права: понятие, структура, характеристика ее элементов.

Система права - это внутренне строение права, выражающее его деление на отрасли, институты и отдельные нормы.

Структурными элементами системы права являются:

а) норма права; Правовая норма - первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.

б) отрасль права; Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений

в) подотрасль права; в рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли. Например, в гражданском праве - авторское право, патентное, жилищное, наследственное, арбитражное; в конституционном - избирательное право; в трудовом - пенсионное; в земельном - горное, водное, лесное и т.д. Эти подотрасли регулируют отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся своей спецификой и известной родовой обособленностью.

г) институт права; Институт права - это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Примеры правовых институтов: в уголовном праве - институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве - институт исковой давности, институт дарения

д) субинститут; нормы, регулирующие еще более узкие отношения с одним предметом (купля-продажа — розничная купля-продажа, поставка, контрактация и т.д.), субинститут — из норм права (общеобязательные правила поведения, закрепленные в законе).

  1. Кодификация как вид систематизации права. Кодификационный акт.