Файл: Законодательная нормативная база всэ закон рф О ветеринарии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Цели и задачи ВСЭ

Целью этой экспертизы является обеспечение безопасности потребителей путем предотвращения инфицирования их болезнями, общими для человека и животных. Задачи ВСЭ: своевременное выявление опасных инфекционных заболеваний, переносчиками которых могут быть товары; - разработка и применение установленных методов ветеринарно-санитарной оценки; подтверждение соответствия объектов экспертизы ветеринарным требованиям. Объектами ВСЭ являются продовольственное, кожевенное, меховое и иное сырье, а также пищевые продукты животного происхождения.

  1. Законодательная нормативная база ВСЭ

Закон РФ «О ветеринарии»

Стандарты, правила, инструкции, устанавливающие ветеринарные требования, в т.ч. обязательные, при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продукции животноводства и сырья животного происхождения.

  1. Сырье для мясоперерабатывающей промышленности

Сырьем для мясной промышленности являются убойные животные, т.е. сельскохозяйственные животные, предназначенные на мясо и поступившие на мясоперерабатывающие предприятия. Различают мясные, мясомолочные и молочные породы крупного рогатого скота. Мясные породы. Животные мясных пород отличаются нежным костяком, короткой широкой головой, короткой развитой шеей, незаметно переходящей в туловище, мощным передним поясом с широко развитой грудью и выделяющимся вперед подгрудком. Их спина, поясница, круп широкие, ноги короткие, приземистые, молочная железа слабо развита, кожа эластичная с короткой шерстью. Форма туловища этих пород имеет вид параллелограмма. Молочные и мясомолочные породы. Эти животные характеризуются легкой головой, хорошо развитой брюшной областью, большим выменем, кожа менее плотная, шерсть мягкая, форма тела имеет вид усеченного треугольника. Коровы молочных пород поступают на мясокомбинат и мясоперерабатывающие предприятия после использования в молочном хозяйстве.

По хозяйственным признакам овцы подразделяют на мясошерстные, курдючные, каракулевые и мясные. Мясошерстные овцы. К ним относятся асканийская, алтайская, казахская тонкорунная и др. породы овец, от них получают тонкую шерсть и хорошее нежное мясо. Курдючные овцы. Гиссарская, эдильбаевская, калмыцкая — эти породы сального направления. Каракульские овцы. Основная продукция этой группы овец — смушки ягнят. Овцы мясного направления отличаются высокой продуктивностью по мясу и салу. Они довольно неприхотливы к климатическим условиям и для хорошего выхода продукции требуется адекватное кормление. По хозяйственно-полезным качествам свиней разделяют на мясные, мясосальные, сальные. От кур получают мясо хорошего качества и пищевые яйца. По направлению продуктивности их делят на яичные, мясояичные и мясные.


  1. Требования животному сырью

. Непереработанное продовольственное (пищевое) сырье животного происхождения должно быть получено от продуктивных животных, которые не подвергались воздействию натуральных и синтетических эстрогенных, гормональных веществ, тиреостатических препаратов (стимуляторов роста животных), антибиотиков и других лекарственных средств для ветеринарного применения, введенных перед убоем до истечения сроков их выведения из организмов таких животных.

4. Хранение продовольственного (пищевого) сырья и компонентов, используемых при производстве (изготовлении) пищевой продукции, должно осуществляться в условиях, обеспечивающих предотвращение порчи и защиту этого сырья и этих компонентов от загрязняющих веществ.

  1. Возрастные категории убойного КРС

молодняк - бычки (МБ), бычки-кастраты (МК), телки (МТ), коровы - первотелки (МКП); взрослый скот - коровы (ВК), быки (ВБ); телята-молочники (ТМ); телята (Т).

  1. Возрастные категории убойных свиней

Поросенок-молочник 2-6кг

Поросенок 6-20 кг

Подсвинок-самка/кастр.самец 20-59 кг

Взрослая свинья 59+кг

Хряк 20+кг

Боров

  1. Упитанность. Категории упитанности у КРС.

Упитанность животных, степень накопления в теле животных резервных питательных веществ, главным образом жира. По этому стандарту волов, коров и молодняк делят на 3 категории упитанности: высшая; средняя; нижесредняя.

Упитанность высшая – мускулатура развита хорошо, формы туловища округлые, лопатки слегка заметны, бедра хорошо выполнены; остистые отростки спинных и поясничных позвонков не выступают, отложения подкожного жира наиболее хорошо прощупываются у основания хвоста, на седалищных буграх; Упитанность средняя – мускулатура развита удовлетворительно, формы туловища несколько угловатые, лопатки выделяются, бедра слегка подтянуты; остистые отростки спинных поясничных позвонков, седалищные бугры, но не резко; отложения подкожного жира прощупываются у основания хвоста и на седалищных буграх; щуп выполнен слабо; у волов мошонка слабо заполнена жиром, на ощупь мягкая; Упитанность нижесредняя – мускулатура развита неудовлетворительно, формы туловища угловатые, лопатки заметно выделяются, бедра плоские, подтянутые; остистые отростки спинных и поясничных позвонков, седалищные бугры заметно выступают; отложения подкожного жира могут быть в виде небольших участков на седалищных буграх и пояснице; отложения подкожного жира могут не прощупываться; у волов мошонка подтянута, сморщена и без жировых отложений.



  1. Виды транспортировки животных и птиц

Убойных животных в места их перера­ботки на мясо доставляют автомобильным транспортом, перевозят по железной до­роге или водным путем. В отдельных слу­чаях разрешается перегон животных. Дальность перевозок составляет: крупный рогатый скот — до 200 км, свиньи — до 150 км, овцы — до 300 км. Для перевоз­ки животных автотранспортом использу­ют специальные машины — скотовозы, а также обычные грузовики с надстроенны­ми бортами. Кузов машины должен быть чистым, гладким, без посторонних пред­метов, которые могли бы травмировать животных. При необходимости машины дезинфицируют. Для предохранения жи­вотных от переохлаждения или перегрева кузов машины покрывают брезентом. Погрузку животных проводят по тра­пам или с платформ. Крупных животных оставляют в кузове на привязи голо­вой вперед или к боковой стенке; осталь­ных животных перевозят без привязи. В одну автомашину грузят животных од­ного вида, пола и возраста. Один ското­воз вмещает до 20 голов крупных живот­ных или же 60 голов свиней и до 100 го­лов овец. Скорость движения по асфальтирован­ной дороге должна составлять не более 60 км/ч, по щебеночной — до 45 км/ч, по грунтовой — до 25 км/ч. Через каждые 6 часов движения животных необходимо кормить и поить, а через каждые 10-12 часов нужно предоставлять отдых с трехчасовой остановкой. Сельскохозяйственную птицу перево­зят в специальных клетках или ящиках, установленных в несколько ярусов. Лошадей и крупный рогатый скот размещают вдоль кузова головами впе­ред, по 3 животных в автомашину. Овец и коз грузят 15-20 голов, а свиней 6-12 голов.

Железнодорожные перевозки исполь­зуют для транспортирования животных на большие расстояния (300 км и более). Животных, подлежащих отправке по же­лезной дороге, в течение нескольких дней переводят на транспортный режим корм­ления, обычно на кормление сеном. Животных перевозят в специализи­рованных или обыкновенных товарных вагонах. Перед погрузкой вагоны долж­ны быть очищены, промыты, а в некото­рых случаях и продезинфицированы. Так­же они оборудуются дверными решетка­ми, полками для фуража и кольцами для привязи крупных животных. Крупный рогатый скот, лошадей и верблюдов привязывают в вагонах головой по ходу поезда или поперек вагона. Всех остальных живот­ных размещают без привязи. К перевозке по железной дороге до­пускают только здоровых животных, с очищенным от грязи и навоза кожным покровом. Слабые и истощенные живот­ные к транспортировке не допускаются. Кормление животных проводят 2 раза в сутки. Сено для крупного рогатого ско­та раскладывают так, чтобы оно не попа­дало под ноги животным; овцам и козам его раскладывают вдоль стенок вагона; свиньям дают концентраты в корытах. Поят животных на станциях, имею­щих водопойные колонки. Зимой жи­вотных поят 2 раза, желательно перед кормлением, а летом — 3 раза в день. Перегон убойных животных, преимущественно крупного и мелкого рогатого скота, может быть, осу­ществлен на короткие расстояния: к бли­жайшему боенскому предприятию, же­лезнодорожной станции, водной приста­ни. Гурты крупного рогатого скота комп­лектуют по 150-200 голов, отары овец — по 500-1000 голов. Отправляемых жи­вотных подбирают с учетом возраста, пола и упитанности. Подготовленную партию животных взвешивают, биркуют, опреде­ляют их упитанность. Дороги, по которым осуществляют перегон животных, называют «скотопро­гонные тракты». Эти дороги должны про­ходить по местности, благополучной по заразным заболеваниям животных и в сто­роне от пастбищ для местных животных. Трассы перегона находятся под постоян­ным ветеринарно-санитарным надзором. Скорость движения гуртов при хоро­шем травостое не должна быть больше 12-15 км в сутки, а при плохом — 15-20 км. Для овец эти нормы соответствен­но 7-8 и 10-12 км. Поят животных через час после оста­новки, летом 2—3 раза, а осенью 2 раза в сутки. Нельзя поить животных водой из канав, болот и ям.


  1. Ветеринарно-санитарные требования при транспортировке животных

Вопрос 8

  1. Транспортные заболевания животных. Профилактика.

ТРАНСПОРТНАЯ БОЛЕЗНЬ, болезнь, возникающая при перевозках животных на дальние расстояния. Развивается у животных, перевозимых после пребывания их на пастбище или в условиях высокой влажности в жаркое время суток. Чаще болеют стельные коровы, реже — лошади и свиньи. Профилактика: за 4—5 сут до начала длит. перевозки животных переводят с пастбищного на стойловое содержание, одновременно сокращают до минимума в их рационе зелёные корма, заменяя их сеном и концентратами. В пути следования обеспечивают достаточную вентиляцию транспортных средств, не допускают скученности и перегрева животных, снабжают их питьевой водой в достаточном кол-ве. Не рекомендуется в летнее время перевозить животных в стадии поздней беременности.

  1. Обработка транспортных средств после выгрузки

Ветеринарно-санитарная обработка транспортных средств проводится на дезопромывочных станциях и площадках. Дезинфекцию транспортных средств производят по трем категориям. По первой категории дезинфицируют вагоны, в которых перевозились: а) здоровые животные и птица из пунктов, благополучных по заразным болезням; б) мясо и животное сырье боенского происхождения от здоровых животных; в) кожевенное сырье, исследованное на сибирскую язву с отрицательным результатом; г) импортная шерсть, прошедшая горячую мойку на отечественных шерстомойках. По второй категории производят дезинфекцию транспортных средств, в которых: а) перевозились животные и птицы, больные, подозрительные в заболевании или заражении; б) в пути следования или при выгрузке обнаружены трупы животных; в) перевозилось сырье неизвестного происхождения. По третьей категории дезинфицируют вагоны, в которых перевозились: а) животные больные, подозрительные в заболевании сибирской язвой, эмфизематозным карбункулом, сапом, столбняком, брадзотом овец и эпизоотическим лимфангитом, а также вагоны, в которых обнаружены трупы животных, павших от этих инфекций; б) кожевенное сырье небоенского происхождения, не подвергавшееся исследованию на сибирскую язву, сборные кости и импортное животное сырье, за исключением шерсти, прошедшей горячую мойку на отечественных шерстомойках. Вагоны первой категории после механической очистки от навоза промывают горячей водой, подаваемой из котельной установки или от паровоза. Вагоны второй категории после очистки промывают, а затем дезинфицируют, промывают и вторично дезинфицируют. Перед очисткой внутренние стены, пол или поверхностный слой навоза и все находящиеся в вагоне предметы увлажняют дезинфицирующим раствором. Малоценные предметы внутреннего оборудования сжигают. Вагоны третьей категории дезинфицируют только на дезопромывочных станциях, где имеются специальные сооружения для обеззараживания сточных вод. Вагоны очищают от загрязнений и навоза, а затем дезинфицируют, промывают и вторично дезинфицируют. Малоценные предметы внутреннего оборудования и навоз сжигают.


  1. Правила погрузки и выгрузки животных

Погрузка, выгрузка животных осуществляется с обязательным участием представителя органа Госветнадзора, который должен быть уведомлен не позднее чем за 24 часа до начала грузовых операций, грузополучателем, грузоотправителем, осуществляющими погрузку, выгрузку животных.

  1. Подготовка животных к убою

В цехе предубойной подготовки жи­вотных выдерживают на голодном режи­ме: крупный рогатый скот и овец — 24 часа, а свиней — 12 часов. При этом поение должно быть обильное; прекра­щают поить животных за 3 часа до пода­чи их на убой. Если нет возможности предоставить находящимся на голодном режиме жи­вотным свободное поение, его заменяют трехкратным поением. Убойно-разделочный цех является главным цехом любого предприятия по переработке животных на мясо. Он обес­печивает сырьем все остальные цеха бо­енского предприятия. Различают два способа убоя живот­ных на мясо: убой без оглушения и убой с предварительным оглушением. Убой с предварительным оглушени­ем имеет своей целью обезопасить рабо­чих, выполняющих убой, и вызвать у животного бессознательное состояние. Убой крупных животных (крупный рогатый скот, лошади, свиньи, верблю­ды, яки и др.) включает две последова­тельные технологические операции: оглу­шение и обескровливание. Животных других видов убивают без оглушения. Оглушение стилетом. Для оглуше­ния этим способом зафиксированному животному наносят укол обоюдоострым ножом (стилетом) в отверстие между за­тылочной костью и атлантом. Оглушение молотом. Для оглушения пользуются деревянным молотом массой 2,5 кг, длина рукоятки которого —1м. Зафиксированному животному наносят удар в лобную кость. При таком ударе наступает обездвиживание животного, со­кратительная способность мускулатуры и сердечная деятельность сохраняются, в результате чего туши хорошо обескровле­ны. Оглушение при помощи пневматиче­ского пистолета. Стержень про­бивает лобную кость и частично разру­шает головной мозг. Животное теряет сознание и падает. Недостатки этого спо­соба такие же, как и при оглушении мо­лотом. Электрооглушение. Доказано, что под действием электрического тока наступает стимули­рование работы сердца, повышается то­нус кровеносных сосудов; это содейству­ет наилучшему обескровливанию туш. Оглушение углекислым газом. Свиньи, попавшие в ка­меру, вдыхают углекислый газ. Послед­ний, соединяясь с гемоглобином крови, приводит к успокоению и засыпанию животного. Источником углекислого газа является сухой лед. Этот метод пытались апробировать в нашей стране, однако он не нашел промышленного применения.