Файл: 1. Представьте краткую характеристику одного из видов ощущений (по модальностям) зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 285
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мерджен - 17-5
Каролина -15 -4
Вера - 11-2
Дилара - 13 - 3
Каждая из них смогла рассказать почему подумала так, а не иначе и рассказали почему не считают свои “ошибки” ошибками. Например, Мерджена и Дилара, к “спорту(№17)” выбрали “победа” и “спорт. площадка”, а Вера и Каролина выбрали “медаль” и “спорт.площадка”. получается, что для них интерпретация слова “спорт” не про состязание, как было в ответах, а про победу.
Т.к. тест был направлен на выделение конкретного или абстрактного стиля мышления, могу предположить, что у Веры и Дилары преимущественно выражен конкретно-ситуационный стиль мышления, а у Каролины и Мерджены наоборот - абстрактно-логический стиль.
Задание 10
Подготовьте небольшое сообщение по каждой из темам:
1. Представьте краткую характеристику одного из видов воображения (активного): воссоздающее, творческое, мечта.
Действительность при творческом воображении сознательно конструируется человеком и творчески преобразуется. Это воображение составляет основу литературной, музыкальной, конструкторской, научной деятельности, а результатами могут быть материальные и идеальные образы. Социальная ценность результатов - значительный критерий этого воображения. Оно рождает несуществующие в данный момент образы и происходит это благодаря разделению свойств и элементов и соединение их в полноценный образ.
Образы могут быть самые разные - сказочные, фантазийные, научные, религиозные, мистические. Это творческое воображение связано с волевыми усилиями, которые необходимы представителям ряда профессий - поэтам, учёным, инженерам, художникам, актерам. С помощью их творческого воображения рождаются шедевры.
2. Мечты и грезы: сравнительная характеристика (с примерами).
Грезы - сновидение, видение в состоянии бреда. зачастую, используется, как синоним слову "мечта", когда предполагается её визуальное представление, психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.
Мечтой называют форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности и для большинства людей являются приятными думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства и агрессивности. Процесс воображения редко сразу же реализуется в практических действиях человека, поэтому мечта – важное условие претворения в жизнь творческих сил человека. Необходимость мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности. Мечта очень важна и в младшем школьном возрасте. Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его направленность, сколько создает ее. В этом состоит формирующая функция мечты.
мечты | грезы |
|
Задание 11
Кратко раскройте суть концепций, определяющих связь воображения и творчества (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):
Этапы творчества по Г. Уоллесу.
Стадии творческого процесса, которые можно найти в рассуждении Пуанкаре, позднее были более чётко сформулированы в работе психолога Грэма Уоллеса “ искусство мысли” (1926). С тех пор эта схема принципиально не изменилась. По Уоллесу, творческий процесс состоит из четырёх стадий:
Подготовка. Исследование нового материала, обработка и планирование, обдумывание задач. Период осознанной концентрации над проблемой.
Инкубация. Отвлечение от задачи, когда «ментальные события» начинают происходить непроизвольно, без контроля сознания. В этот период лучше заняться чем-то другим либо просто отдохнуть. Период инкубации может длиться от нескольких часов до нескольких лет.
Озарение. Вспышка осознания, что решение проблемы найдено. Бессознательное выдаёт результат проделанной работы, что часто достигается соединением случайных образов и ассоциаций.
Проверка. Контроль сознания за найденным решением, отбор идей и проверка гипотез.
Изначальная идея оценивается, дорабатывается и подкрепляется рациональными аргументами. Можно легко заметить, что эти стадии не всегда следуют одна за другой и могут повторяться несколько раз при работе с одной и той же проблемой. В некоторых случаях озарение происходит постепенно, когда отдельные открытия складываются в большую теорию — как это произошло с теорией эволюции Чарльза Дарвина.
Задание 12
Практическое задание (решение задач).
1. Определите и объясните, какой вид воображения проявляется в каждом из отрывков.
а) … Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой. Я изучал течения неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги, где маленькими кружочками были отмечены безыменные фактории, повторял, как стихи, звучные названия – Югорский шар и Гебриды, Гвадаррама и Инвернесс, Онега и Кордильеры. Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам (К. Паустовский. «Золотая роза»).
Воссоздающее воображение. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию представляет себе предмет, который им никогда раньше не воспринимался. Так, глядя на географическую карту, изучая её как книгу, герой отрывка произведения представляет себе то,что никогда не видел.
б) …Неожиданно вспомнились Ромашову недавняя сцена на плацу, грубые окрики полкового командира, чувство пережитой обиды… И в нем тот час же, точно в мальчике… закипели мстительные мысли… … И Ромашов поразительно живо увидел себя ученым офицером Генерального штаба, подающим громадные надежды… …Вот начались маневры. Большой двусторонний бой. Полковник Шульгович не понимает диспозиции, путается, суетит людей и сам суетится, – ему уже делал два раза замечание через ординарца командир корпуса. «Ну, капитан, выручайте, – обращается он к Ромашову. – Знаете по старой дружбе. Уж, пожалуйста». Лицо сконфуженное и заискивающее. Но Ромашов, безукоризненно отдавая честь и подавшись на седле, отвечает спокойно-высокомерным видом: «Виноват, господин полковник… Это Ваша обязанность распоряжаться передвижениями полка. Мое дело – принимать приказания и исполнять их…» А уж от командира корпуса летит третий ординарец с новым выговором. Блестящий офицер Генерального штаба Ромашов идет все выше и выше по пути служебной карьеры… (А. Куприн. «Поединок»).
Пассивное произвольное воображение. К этому виду относят два очень близких и похожих явления - мечты и грёзы. Ромашов видит себя офицером Генерального штаба, что подробно описано в отрывке.
в) …Художник Михайлов, как и всегда, был за работой… Он делал рисунок для фигуры человека, находящегося в припадке гнева. Рисунок был сделан прежде, но он был недоволен им. «Нет, тот был лучше… Где он?» Бумага с брошенным рисунком нашлась, но была испачкана и закапана стеарином. Он все-таки взял рисунок, положил к себе на стол и, отдалившись и прищурившись, стал смотреть на него. Вдруг он улыбнулся и радостно взмахнул руками. - Так, так! – проговорил он. И тотчас же, взяв карандаш, начал быстро рисовать. Пятно стеарина давало человеку новую позу. Он рисовал эту новую позу, и вдруг ему вспомнилось с выдающимся подбородком энергичное лицо купца, у которого он брал сигары, и он это самое лицо, этот подбородок нарисовал человеку. Он засмеялся от радости. Фигура вдруг из мертвой, выдуманной стала живая и такая, которой нельзя уже было изменить. Можно было поправить рисунок сообразно с требованиями этой фигуры. Но, делая эти поправки, он не изменял фигуры, а только откидывал то, что скрывало фигуру. Он как бы снимал с нее те покровы, из-за которых она не вся была видна; каждая новая черта только больше выказывала всю фигуру во всей ее энергичной силе, такою, какою она явилась ему вдруг от произведенного стеарином пятна. (Л.Н. Толстой. «Анна Каренина»
Творческое воображение. Характерной особенностью этого вида воображения является создание новых образов в процессе творческой деятельности, в данном случае - искусство, художественная деятельность. Творческое воображение помогает художнику перерисовать рисунок в более объёмный и живой портрет.