Файл: 1. Представьте краткую характеристику одного из видов ощущений (по модальностям) зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 286
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Результаты исследования имели очень важное жизненное, индивидуально-личностное и гуманистическое значение, были вскрыты широкие возможности преодоления недостатков одних сторон «стареющей» памяти высоким развитием других. Главную роль в этой компенсации выполняет логическая память или «память-мышление» (по П.П. Блонскому). Позже стержневым стал вопрос об управлении развитием мнемическими процессами. Решалась важнейшая задача изучения возможностей формирования логической памяти на относительно ранних этапах психического развития ребенка. Детей обучали пользоваться такими приемами, как смысловое соотнесение (З.И. Истомина), классификация материала (В.И. Самохвалова); составление плана текста (К.П. Мальцева), самоконтроль (Н.М. Гнедова). Значение результатов, полученных в этих исследованиях, состояло в том, что были раскрыты, значительно более богатые возможности логического запоминания у детей младших возрастов. Это позволило определить пути их успешного использования в обучении - для повышения эффективности усвоения учебного материала. Они изменили представления о природе памяти и ее развитии. Появилась возможность проводить практические формирующие занятия по обучению мнемическим приемам.
Задание 6
Практическое задание.
Прочитайте книгу А.Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти». Напишите свое впечатление в виде эссе
Известный психолог и писатель Оливер Сакс отмечает, что Александру Лурии, с которым Сакс состоял в активной переписке, за полвека научной карьеры удалось доказать: любые функции мышления человека нужно изучать в контексте его жизни и получаемого им опыта. Лурия, развивая идеи своего коллеги Льва Выготского, во время Второй мировой войны занимался реабилитацией раненых с травмами головы, изучая, как изменение одного процесса влияет на весь организм. Благодаря деятельности ученого появилась новая дисциплина – нейрофизиология.
Под обложкой "Романтических эссе" оказались две наиболее известные широким массам произведения Александра Романовича: "Маленькая книжка о большой памяти" и "Потерянный и возвращенный мир". Эпитет "романтические" взялся неспроста, именно "романтической наукой" называл Лурия ту разновидность психологии, к которой его влекло сильнее всего. Когда пациент не безликий лабораторный случай, а личность, к которой необходимо отнестись с должным уважением. И только благодаря уважению и искренней заинтересованности в человеке самом, а не только в его психологической особенности, будет достигнут самый положительный результат. Александр Лурия особенно подчеркивает, что по его мнению, изучать психологический феномен ни в коем случае нельзя отдельно от того, как эта особенность влияет на человека в целом - на его характер, на его самоопределение, на его отношения с окружающим миром. Мнение, которое сегодня кажется более, чем разумным, оказывается изначально вызывало немало недоверия среди коллег Лурия.
«Маленькая книжка о большой памяти» – романтическое исследование памяти одного человека в течение 30 лет. Это рассказ о выдающемся мнемонисте Шерешевском. Он работал корреспондентом в газете, когда редактор дал задание посетить большой список адресов, чтобы получить комментарий. Шерешевский не стал записывать адреса, на что редактор разозлился, но вскоре убедился, что тот прекрасно воспроизводит список по памяти. Так благодаря случайности, он оказался однажды в лаборатории Лурия, что послужило началом, как к долгим плодотворным исследованиям, так и долгой дружбе.
Лурия изучает мир, личность и самоопределение Шерешевского с азартом, радуется, как ребенок, предлагает тест за тестом, ведет долгие беседы. Самое замечательное в книге это то, как он постепенно открывается сам для себя, анализирует и рационально познает механизм своей удивительной памяти. Выдающаяся память Шерешевского питается силой его синестезии. Он видит звуки, ощущает их на вкус, может учуять. Благодаря такому уникальному миру образов механизм запоминания Шерешевского походит на удивительный многомерный шифр, наблюдать за составление которого сравни присутствию на магическом сеансе.
В ходе постоянного общения с Шерешевским Лурия установил, что одна из главных особенностей мнемониста – возможность переносить то, что происходит с ним («Я»), на другого («Он»), будь то ощущения зубной боли или страх. Со временем мир образов стал для пациента более реальным и, конечно, более управляемым пространством, чем социальная реальность. При всей глубине его памяти Шерешевскому было трудно запоминать хаотичные, меняющиеся объекты – лица людей – или понимать художественную литературу, в которой значение слова чаще всего отличается от его смысла. Если большинство людей стремятся вспомнить что-то, то мнемонист учился искусству забывать ненужные сведения. Особые способности заставили мнемониста, как и любого другого человека с исключительным восприятием, начать изучение самого себя и той границы, которую он каждый день стирает, покидая свою память как убежище.
"Весь его мир не такой, как у нас. Здесь нет границ цветов и звуков, ощущений на вкус и на ощупь... Гладкие холодные звуки и шершавые цвета, соленые краски и яркие светлые и колючие запахи...все это переплетается, смешивается, и уже трудно отделить одно от другого..." Лурия откровенно восторгается тем "механизмом", который ему посчастливилось исследовать. И в этом восхищение, что самое приятное, нет скупой кощейской радости над сокровищем, принадлежащим ему одному. Нет. Лурия до всех, и до читателя, посредством книги, доносит эту удивительную сильную радостную эмоцию - посмотрите, как прекрасно!
Задание 7
Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем:
1. Представьте краткую характеристику одного из видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно логическое.
Абстрактно-логическое мышление через логические операции с понятиями отражает взаимосвязи, отношения между предметами и явлениями в мире, который нас окружает. Оно благоприятствует поиску необычных решений самых разных задач, адаптации к постоянно меняющимся условиям.
Существуют некоторые особенности, присущие абстрактно-логическому мышлению:
Знание понятий и критерием, как существующих, так и лишь предположительно существующих в реальном мире и умение ими пользоваться.
Умение анализировать, обобщать и систематизировать информацию.
Умение выявлять закономерности окружающего мира даже без непосредственного взаимодействия с ним.
Умение формировать причинно-следственные связи.
Абстрактно-логическое мышление – основа процесса обучения, и оно применимо в любой осознанной деятельности, как в науке, так и в быту.
2. Дайте краткую характеристику одной из форм мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается в отношении существования предметов, связей между предметом и его свойствами или между предметами.
Суждения делятся на простые и сложные. Простым называется суждение, выражающее связь двух понятий. Суждение, состоящее из нескольких простых суждений, называется сложным. Характеристика сложных суждений будет выражать содержание простых.
В простом суждении имеются субъект, предикат, связка и квантор. Они имеют свое определение и обозначение.
Субъект суждения - это понятие о предмете суждения, логическое подлежащее. Он обозначается латинской буквой «S» (от лат. subjectum).
Предикатом суждения называется понятие о признаке предмета, рассматриваемого в суждении, логическое сказуемое. Его обозначение - «Р» (от лат. praedicatum).
Субъект и предикат являются терминами суждения. Каждый из них играет познавательную роль.
Задание 8
Кратко раскройте суть исследований мышления:
Концепция творческого мышления Дж. Гилфорда.
Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда. Основанием этой концепции явилась его кубообразная модель структуры интеллекта: материал х операции х результаты – SOI (structure of the intellect).
Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. В принципе конкретных решений может быть и несколько (множество корней уравнения), но это множество всегда ограничено.
Таким образом, Гилфорд отождествил способность к конвергентному мышлению с тестовым интеллектом, то есть интеллектом, измеряемым высокоскоростными тестами IQ.
Задание 9
Практическое задание. Проведите диагностику по методике «Исследование обобщения как мыслительной операции» с одним или несколькими испытуемыми (либо самодиагностику), проанализируйте результаты и представьте их (количественный и качественный анализ).
Методика «Исследование обобщения как мыслительной операции»
Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки или логические связи с определенным обобщающим словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих слов и к каждому из них набор из 5 слов, два из которых более всего с ним связаны.
Нужно найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть.
Шаг 1. Инструкция
Из тестового материала Вам предлагается из 5 слов, заключенных в скобки, выписать 2 слова, находящихся в наибольшей связи с обобщающим их словом, стоящим перед скобкой. Например, обобщающее слово «сад». Сад может существовать без собаки, собора и даже без садовника, но без земли и растений – не может. Следовательно, надо подчеркнуть слова «земля» и «растения». Продолжительность выполнения задания – 3 мин.
Тестовый материал
1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).
5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).
8. Чтение (глава, книга, картина, печать, слово).
9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).
10. Игра (карта, игроки, штраф, наказания, правила).
11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).
12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).
13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).
14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).
15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели).
16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).
17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, спортивная площадка).
18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).
19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).
20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).
Шаг 2. Обработка и анализ результатов
Обработка результатов осуществляется с помощью ключа. За каждый совпавший с ключом ответ начисляется 1 балл и 0 баллов за не совпавший или неполный ответ.
Ключ
1. Сад (растения, земля)
2. Река (берег, вода)
3. Город (здание, улица)
4. Сарай (крыша, стены)
5. Куб (углы, сторона)
6. Деление (делимое, делитель)
7. Кольцо (диаметр, округлость)
8. Чтение (книга, слово)
9. Газета (бумага, редактор)
10. Игра (игроки, правила)
11. Война (сражения, солдаты)
12. Книга (бумага, текст)
13. Пение (голос, мелодия)
14. Землетрясение (колебания почвы, шумы)
15. Библиотека (книги, читатели)
16. Лес (лист, дерево)
17. Спорт (состязание, спорт. площадка)
18. Больница (врач, больные)
19. Любовь (чувство, человек)
20. Патриотизм (родина, человек)
Суммарное количество баллов переводят в нормативные баллы по следующей схеме:
нормативные баллы | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
суммарное количество баллов | 20 | - | 19 | 18 | 19-17 | 14-15 | 12-13 | 10-11 | 9 |
Задание может предъявляться на слух, в данном случае после зачитывания каждой строки со словами отводится по 10 с на записывание ответа. В таком варианте нормативные баллы будут иными:
нормативные баллы | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
суммарное количество баллов | 19 | 18 | 17 | 14-16 | 12-13 | 10-11 | 8-9 | 6-7 | 5 |
Уровень выраженности мыслительной операции обобщения определяется по нормативным баллам:
уровень выраженности мыслительной операции обобщения | |
9-8 7-3 2-1 | высокий средний низкий |
Я провела этот тест среди своих коллег-дизайнеров и вот результаты: