Файл: Практикум по психокоррекции Группа 20П112 Студент Ковдря А. В. I. Москва 2023 цели и задачи программы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В целом, для отслеживания результативности развивающей программы используются следующие формы и методы оценки:
- в ходе работы используются домашние задания, анкеты обратной связи и т.д.;
- после прохождения курса занятий проводится повторная диагностика склонности к девиантному поведению и исследование Я-концепции.
Более подробно мероприятия оценки эффективности работы подростка на занятиях представлены в таблице:
Оценка эффективности работы | Цель | Формы |
Текущая | Определение степени усвоения полученной информации и овладения навыками в процессе изучения этапа. | Беседы, дискуссии, самопроверка, практические задания. Наблюдение за состоянием учащихся. |
По разделам программы | Определение степени усвоения полученной информации и овладения навыками по итогам изучения разделов программы. | Домашние задания, беседы, анкетирование. Наблюдение за состоянием учащихся. |
Итоговый мониторинг | Проверка степени усвоения полученных знаний, опыта и навыков поведения. | Контрольная диагностика по изучению социально-психологического состояния личности подростка с формами девиантного поведения: 1. Тест склонности к девиантному поведению (СДП), разработанный коллективом авторов Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск 2. Тест на самооценку личности: Я-реальное, Я-идеальное. Методика С.А.Будасси исследования Я-концепции |
По результатам наблюдения педагога-психолога в процессе всей коррекционно-развивающей работы за подростками, контрольной диагностики по изучению социально-психологического состояния личности подростка с формами девиантного поведения, анкет обратной связи, выявляется степень успешности коррекционно-развивающей психолого-педагогической программы «Моя уникальность».
Косвенным показателем эффективности проводимых занятий могут быть отзывы родителей, учителей ОУ о видимых изменениях учащихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «МОЯ УНИКАЛЬНОСТЬ»
№ п\п | Наименование этапов и тем занятий | Цель занятий | Кол-во часов |
I | Этап «Мой внутренний мир | 5 | |
1 | «Кто Я» | Способствовать осознанию особенностей своей личности (характер, темперамент); Способствовать формированию позитивного самоотношения, способности к рефлексии; Обучать приемам аутотренинга. | 1 |
2 | «Мои сильные стороны» | Способствовать формированию умения беспристрастно оценивать черты своего характера, учить осознанию своей индивидуальности, обучать приемам аутотренинга. | 1 |
3 | «Мои слабые стороны» | Способствовать формированию умения беспристрастно оценивать черты своего характера, учить осознанию своей индивидуальности, обучать приемам аутотренинга. | 1 |
4 | «Мои ресурсы» | Создавать условия для выделения в себе черт личности, отличающихся от других, учить регулировать свое эмоциональное состояние. | 1 |
5 | «Моя инди -видуальность» | Создавать условия для формирования позитивного самоотношения; Развивать способность к рефлексии, обучать приемам аутотренинга. | 1 |
II | Этап «Я во внешнем мире» | 7 | |
6 | «Как я живу» | Способствовать самоанализу, развивать умение анализировать и определять составляющие своей жизни; Способствовать формированию умения выносить моральные оценки, анализировать ситуацию учить регулировать свое эмоциональное состояние | 1 |
7 | «Умение сказать «НЕТ» | Способствовать формированию умения различать хорошее и плохое; избегать опасных ситуаций; Создавать условия для формирования способности к волевому усилию. Профилактика созависимого поведения. | 1 |
8 | «Цели маленькие и большие» | Создавать условия для формирования способности к целеполаганию; умения планировать поэтапно пути достижения цели; Способствовать осознанию Я - реального и возможности самосовершенствоваться в деятельности. | 1 |
9 | «Каким я хочу быть» | Способствовать самоанализу подростка, развивать умение определять и анализировать свои психологические характеристики; Создавать условия для осознания возможного пути от Я реального к Я идеальному. | 1 |
10 | «Мое место в мире» | Расширять представления подростка о возможностях планирования профессионального пути, о взаимосвязи профессии и образа жизни человека; Способствовать пониманию учащимся возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям. | 1 |
11 | «Навыки общения» | Создавать условия для формирования конкретных социальных навыков и приемов межличностного взаимодействия. | 1 |
12 | «Люди с Марса. Люди с Венеры» | Создавать условия для осознания своей половой принадлежности, формирования адекватного образа мужчины и женщины. | 1 |
III | Этап «Мир будущего» | 3 | |
13 | «Что есть сегодня» | Способствовать анализу компонентов своей личности и жизненной ситуации. | 1 |
14 | «Что будет завтра» | Способствовать умению анализировать последствия своих действий; формировать понимание об ответственности за свое будущее; осознать наиболее значимые жизненные события и достижения и пути реализации этих целей. | 1 |
15 | «Мой путь Уникален» | Подвести итоги курса занятий; закрепить осознание своей уникальности и неповторимости. | 1 |
Всего | 15 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ (Планы занятий).
1 Этап «Мой внутренний мир».
Занятие 1 «Кто Я»
Цель: Способствовать осознанию особенностей своей личности (характер, темперамент); Способствовать формированию позитивного самоотношения, способности к рефлексии;
Обучать приемам аутотренинга.
-Первичная беседа «Что ты знаешь о себе»
-Анкета «Мои предпочтения»
-упражнение «Кто Я»
-обучение аутотренингу
Занятие 2 «Мои сильные стороны»
Цель: Способствовать формированию умения беспристрастно оценивать черты своего характера, учить осознанию своей индивидуальности, обучать приемам аутотренинга
-Рассмотри себя: мои плюсы, особенности организма, черты характера
-Беседа «Самый-самый»
-упражнение «Никто не знает, что я…»
-обучение аутотренингу
Занятие 3 «Мои слабые стороны»
Цель:. Способствовать формированию умения беспристрастно оценивать черты своего характера, учить осознанию своей индивидуальности, обучать приемам аутотренинга.
-Беседа по терапевтической сказке «Щечка»
- Мои минусы: особенности организма, черты характера
-обучение аутотренингу
Занятие 4 «Мои ресурсы»
Цель: Создавать условия для выделения в себе черт личности, отличающихся от других, учить регулировать свое эмоциональное состояние.
-Беседа по результатам диагностических исследований «Темперамент, характер, способности»; обсудить понятие Скрытые возможности
-упражнение «Ласковое слово»
-учить регулировать свое эмоциональное состояние
Занятие 5 «Моя индивидуальность»
Цель: Создавать условия для формирования позитивного самоотношения; Развивать способность к рефлексии, обучать приемам аутотренинга..
-Беседа «Индивидуальность, в чем она?»
-упражнение «Мое качество»
-упражнение «Чем Я отличаюсь \Чем Я похож на других»
-проективное рисование «Мой путь»
-учить регулировать свое эмоциональное состояние
2 этап «Я во внешнем мире»
Занятие 6 «Как я живу»
Цель: Способствовать самоанализу, развивать умение анализировать и определять составляющие своей жизни; Способствовать формированию умения выносить моральные оценки, анализировать ситуацию учить регулировать свое эмоциональное состояние
-Беседа «Мой образ жизни»: обсудить вредные привычки, положительные моменты, активность/пассивность жизненной позиции
- проективное рисование «Вспомни и нарисуй САМЫЙ… день в твоей жизни»
-учить регулировать свое эмоциональное состояние
Занятие 7 «Умение сказать «НЕТ»
Цель: Способствовать формированию умения различать хорошее и плохое; избегать опасных ситуаций; Создавать условия для формирования способности к волевому усилию. Профилактика созависимого поведения.
-Беседа «Вредные привычки»
-упражнение «Контролируй эмоции»
-моделирование ситуации «Если бы не было норм»
-упражнение «Как сказать НЕТ»
Занятие 8 «Цели маленькие и большие»
Цель: Создавать условия для формирования способности к целеполаганию; умения планировать поэтапно пути достижения цели; Способствовать осознанию Я - реального и возможности самосовершенствоваться в деятельности.-Беседа «Жизненные цели и пути их достижения»
- «Дерево жизни» упражнение на осознание путей достижения целей, необходимости трудиться ради результата
Занятие 9 «Каким я хочу быть»
Цель: Способствовать самоанализу подростка, развивать умение определять и анализировать свои психологические характеристики; Создавать условия для осознания возможного пути от Я реального к Я идеальному.
-проективное рисование «Мой портрет в лучах солнца»
-упражнение «Профконсультация»
-упражнение «Ловушки-капканчики»
-учимся ставить цели
Занятие 10 «Мое место в мире»
Цель: Расширять представления подростка о возможностях планирования профессионального пути, о взаимосвязи профессии и образа жизни человека; Способствовать пониманию учащимся возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям.
-Беседа «Мое место в мире»
-упражнение «Самая-самая профессия»
-Мои задатки/Чего не хватает/Как развивать
-учимся ставить цели
-беседа-упражнение «Три судьбы»
-учимся ставить цели
- упражнение «Один день из жизни»
-упражнение «Защита профессии»
Занятие 13 «Навыки общения»
Цель: Создавать условия для формирования конкретных социальных навыков и приемов межличностного взаимодействия.
-Беседа по терапевтической сказке «Об одинокой рыбке»
-упражнение «Волшебный щит»
-упражнение «Принятие критики».
-упражнение «Преодоление обвинения»
-упражнение «Просьба о помощи»
-упражнение выражение благодарности»
-упражнение «Ведение переговоров»
-упражнение «Отстаивание своего мнения»
Занятие 16 «Люди с МАРСА. Люди с ВЕНЕРЫ»
Цель: Создавать условия для осознания своей половой принадлежности, формирования адекватного образа мужчины и женщины.
- Беседа «Идеальная женщина/Идеальный мужчина, кто они?»
-упражнение «Два в одном»
-«Спрашивайте-отвечаем»
-упражнение «Два мира»
-«Спрашивайте-отвечаем»
3 этап « Мир будущего»
Занятие 18 «Что есть сегодня»
Цель: Способствовать анализу компонентов своей личности и жизненной ситуации.
-Беседа «Расскажи о себе» (школьная жизнь, интересы, увлечения, достижения)
-упражнение «Незаконченные предложения»
-упражнения «Белое-Черное»
-проективное рисование «Я через 5 лет»
Занятие 19 «Что будет завтра»
Цель: Способствовать умению анализировать последствия своих действий; формировать понимание об ответственности за свое будущее; осознать наиболее значимые жизненные события и достижения и пути реализации этих целей.
-упражнение «Моя мечта»
-Создаем «Модель будущего»,
-проективное рисование «Я через 10 лет»
-Шаги к цели
Занятие 20 «Мой путь Уникален»
Цель: Подвести итоги курса занятий; закрепить осознание своей уникальности и неповторимости.
–Беседа «Самое ценное – жизнь! Ты ее хозяин!»
-Придумываем жизненный девиз и правила
-упражнение на развитие позитивного образа Я «Мой портрет в лучах солнца»
-Подведение итогов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
-
"Практикум по арт-терапии". Ред. А.И.Копытин. – СПб.: Речь, 2001. -
Практикум по социально-психологическому тренингу. 3-е изд. / Под. ред. Б.Д. Парыгина. СПб: Изд-во В.А. Михайлова, 2000 – 352с. -
Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. 5-е изд., испр. и доп. /Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2002 – 369с. -
Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1998. (Практическая психология в образовании). -
Божович Л.И. Проблемы формирования личности/ Избранные психологические труды. – М.: Воронеж, 1995. -
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. -М.,1990 -
Вальдес Одриосола. М. – "Арттерапия в работе с подростками". -
Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.Б. Драгуновой. - М., 1967. -
Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999. -
Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". – СПб.: Речь, 2008. -
Копытин А.И. "Теория и практика арт-терапии". – СПб., 2002. -
Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. – СПб.: Речь, 2010. -
Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. — СПб: Питер, 2001. 5. Литягин А. 100 игр и упражнений для бизнес-тренингов. — М.: HRC, 2004. -
Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". – СПб.: Речь, 2003. -
Леонов, Н.И. Конфликты и конфликтное поведение / Н.И. Леонов - СПб: Питер, 2005, - 78 с. -
Ментс М. Ван. Эффективное использование ролевых игр в тренинге. – СПб: Питер. 2001 – 208с. -
Метафорическая деловая игра / Под ред. Ж. Завьяловой. — СПб: Речь, 2003. -
Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2002 – 512с. -
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. -184 с. -
Практическая психодиагностика / Под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: Бахрах-М., 2000. -
Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. -
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М.: Знание, 1994. -
Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. / В.И. Слободчиков - М.: Школьная Пресса, 2000, 35-98с. -
Шалагинова И.Г. Развитие конфликтологической компетентности в ходе интерактивных