Файл: Практикум по психокоррекции Группа 20П112 Студент Ковдря А. В. I. Москва 2023 цели и задачи программы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ИНСТРУМЕНТАРИЯ.

Программа предназначена для социально-психологической работы с подростками. Основная идея программы заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя. Программа направлена на саморазвитие личности подростка, т.е. на осознание своих сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

Формы организации образовательного процесса: Индивидуальная форма и групповая форма. Курс занятий может проводится как в форме индивидуальных занятий, так и в малых группах. Индивидуальная форма работы выбрана в связи с индивидуальными особенностями детей с проблемами в поведении. Дети более активно взаимодействуют в процессе индивидуальных бесед с психологом, это позволяет подростку адекватнее и глубже понять самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличностном взаимодействии, и изменить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия. Параллельно с подростками проводится профилактическая групповая работа в рамках классного коллектива по общему плану работы.

Методы, использованные в программе. Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является общение(Эльконин Д.Б., Драгунова Г.В.), поэтому занятия организованы в виде личный консультаций, бесед подростка с психологом в рамках которых и реализуются все необходимые методы и приемы. У школьников в этом возрасте происходит бурное и плодотворное развитие познавательных процессов (восприятие становится целенаправленным, избирательным; внимание устойчивым, произвольным; развивается логическая память; формируется абстрактное, теоретическое мышление), формируется самооценка, развивается личностная рефлексия, самосознание, воображение. Основываясь на особенностях подросткового возраста, в работе мы использовали следующие методы:

1. Беседа/Диалог с психологом. Применение метода беседы работе позволяет подросткам научиться:

-точно выражать свои мысли;

-активно отстаивать свою точку зрения;

-аргументировано возражать;

- опровергать ошибочную позицию противника.


2. Арт-терапия. Применение арттерапии в данной коррекционно-развивающей работе позволяет:

-обеспечить эффективное эмоциональное реагирование;

-облегчить процесс коммуникации;

-преодолеть коммуникативные барьеры;

-создать благоприятные условия для развития произвольности и способности к самореализации;

-создать психологические условия для осознания подростком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;

-создать предпосылки для произвольной регуляции эмоциональных состояний и реакций;

-повысить личностную ценность, содействовать формированию позитивного «образа Я» и повышению уверенности в себе.

3. . Психогимнастика. Релаксация. Визуализация. Аутотренинг. Применение психогимнастики в работе способствует:

-снижению эмоционального и нервно-мышечного напряжения;

-снятию страхов;

-развитию внимания;

-развитию чувствительности к собственнму физическому и эмоциональному состоянию;

-сокращению эмоциональной дистанции между подросткоми взрослым;

-формированию способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение других участников.

4. Игротерапия. Применение игротерапии в работе способствует созданию близких отношений, снятию напряжения, тревоги, повышению самооценки, позволяет подросткам проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

5. Поведенческая терапия. Использование метода поведенческого тренинга в данной

программе обеспечивает подросткам возможность достаточно быстрого и результативного научения новым формам и способам поведения в условиях дефицита наличного поведенческого репертуара.

Диагностический инструментарий по изучению социально-психологического состояния личности подростка с формами девиантного поведения.

Для выявления эффективности коррекционно-развивающей работы по программе «Моя уникальность», а для отслеживания динамики изменений у подростка, мы предлагаем использовать две диагностические методики, которые проводятся перед началом курса занятий и по его окончанию.

1. Тест склонности к девиантному поведению (СДП), разработанный коллективом авторов Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск

(Приложение 1) является основной методикой диагностики девиантного поведения несовершеннолетних в данной программе. Тест прошел процедуру адаптации и стандартизации.

Предлагаемая методика диагностики склонности к девиантному поведению (СДП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. При разработке способа учитывались наиболее распространенные виды поведенческих девиаций, такие как зависимое, суицидальное, агрессивное, делинквентное поведение, определяющие не только поведение и образ жизни подростка, но и несущих серьезные последствия для состояния здоровья.

Данный способ оценки степени социально-психологической дезадаптации при девиантном поведении у подростков позволяет определить наличие и степень выраженности девиаций у подростков. Конструирование способа проводилось в соответствие с классической теорией создания тестов; для измерения использовалась метрическая интервальная шкала, а измеряемое психическое свойство считается линейным и одномерным.

Способ позволяет получить максимально полную информацию о наличии разного рода поведенческих девиаций у подростков при проведении исследований и выявить динамику после проведения коррекционно-развивающей работы.


2. Тест на самооценку личности: Я-реальное, Я-идеальное. Методика С.А.Будасси исследования Я-концепции (Приложение 2). Тест позволяет провести исследование самооценки личности, измеряемое количественно. В основе данной методики лежит способ ранжирования. Психодиагностика самосознания, самоотношения, самооценки направлена на изучение и оценку представления о себе. “Я-концепция”, которая есть сумма “Я-реального” и “Я-идеального”, важный фактор формирования, выбора того или иного типа поведения человека. Которое во многом определяет направление его деятельности, поступки, совершаемые во всех сферах жизни, при контактах с людьми. Анализ "Я-образа" позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют значительную часть его представлений о себе - его "Я-концепцию". Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится причиной его перманентного самоотношения. Не все реально постигаемое в себе самом и не все в самоотношении ясно осознанно. Некоторые аспекты "Я-образа" оказываются ускользающими от сознания, неосознанными, бессознательными. Данный тест позволяет их выявить.

Также предлагается комплекс диагностических методик для изучения социально-психологического состояния личности подростка с формами девиантного поведения, который может применяться в процессе коррекционно-развивающей работы. Набор методик может дополняться, их количество и состав при работе с подростком индивидуально и зависит от формы девиантного поведения и необходимости уточнения того или иного показателя.

Таблица 1 – Диагностический инструментарий

1

Методика «Уровень тревожности» с помощью теста школьной тревожности Филлипса

Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тексты [Текст]: учебное пособие / Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ»

Изучение уровня и характера тревожности по восьми факторам.



Данная методика позволяет изучить уровень и характер тревожности по восьми факторам.

1. Общая тревожность в школе.

2. Переживание социального стресса.

3. Фрустрация потребностей в достижении успеха.

4. Страх самовыражения.

5. Страх ситуации проверки знаний.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями.

2

Метод социометрических измерений (Социометрия)
Психологические тесты [Текст] / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. Изд- центра ВЛАДОС, 2002.

Выявление «социометрических позиций», соотносительно авторитета в классе по принципам «симпатии-антипатии», где на крайних полюсах оказываются «лидер» и «отвергнутый»

Данная методика была применена для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать технологию социального поведения подростков с формами девиантного поведения в условиях групповой деятельности; можно судить о социально-психологической совместимости подростков с формами девиантного поведения с одноклассниками.

Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, всегда в тех или иных отношениях проецировала на формальную структуру, то есть на систему отношений и тем самым влияла на сплочённость класса, его продуктивность. Социометрический метод позволяет выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков, и таким образом, получить ценную информацию о состоянии группы.

3

Методика Басса-Дарки
Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст]: учеб.пособие / Л. М.Семенюк. – 2-е изд.- М.: Московский психолого-социальный институт:Флинта, 2003 .

Определение типичных для девиантных подростков формы агрессивного поведения

позволяет определить формы агрессивного поведения у подростков с формами девиантного поведения:

• физическая агрессия (нападение);

• косвенная агрессия (взрывы ярости под влиянием алкоголя);

• раздражение (при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости);

• негативизм (нарастание от пассивного сопротивления до активной борьбы);

• обида (ненависть к окружающим);

• подозрительность (недоверие и осторожность);

• вербальная агрессия (ссора, крик, визг, угрозы, ругань);

• угрызение совести и чувства вины (выражается степень убеждения, что он является плохим человеком).

Применяя данную методику, можно зримо убедиться в том, что у подростков агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Вместе с тем, эта методика позволяет получить данные о готовности подростков действовать в определённом направлении.

Кроме того, результаты применения данной методики позволяют сделать некоторые выводы о содержании мотивационной сферы у подростков с формами девиантного поведения, так как выбор способов поведения из числа привычных для субъекта форм реагирования связан с реально действующими смыслообразующими мотивами.

4

Методика «Склонность

к риску»
Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст]: учеб.пособие / Л. М.Семенюк. – 2-е изд.- М.: Московский психолого-социальный институт:Флинта, 2003 .

Выявление склонности подростка девиантного поведения к риску

Для получения достоверных данных об агрессии и агрессивности в процессе работы необходимо применять специальный тест склонности к риску, построенный К. Левитиным в форме личностного опросника. Данный тест несёт определённую информацию о склонности подростков к риску.

Преимуществом данного теста является его простота, возможность проведения без бланков. Эта методика является модификацией широко распространённого вопросника для изучения принятых рискованных решений и строится по типу проективных тестов: подростку предлагается набор гипотетических жизненных ситуаций, в которых он должен идентифицировать себя с одним из персонажей и принять решение о рискованном (или наоборот, осторожном) поведении.

5

Методика определений акцентуаций характера

К. Леонгарда
Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тексты [Текст]: учебное пособие / Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998.

Определение психотипа личности подростка с девиантным поведением

позволяет выделить и охарактеризовать доминирующие признаки акцентуации у подростков с формами девиантного поведения, а также даёт возможность определить один из психотипов личности подростка:

• гипертимы;

• застревающие, ригидные;

• эмотивные, лабильные;

• педантичные;

• тревожные;

• циклотимные;

• демонстративные;

• неуравновешенные, возбудимые;

• дистимичные;

• экзальтированные

6

Методика «Стили семейного воспитания»
Клюева, Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг [Текст]./ Н. В. Клюева. – Ярославль: Академия развития, 2001.

Выявление стиля отношений преобладающего в семье подростков данной категории

позволяет изучить, какой стиль отношений преобладает в семье, где есть подростки с формами девиантного поведения.

Применение разноплановых методик для исследования форм девиантного поведения подростков даёт возможность получить широкую и разнообразную информацию об изучаемой проблеме. Вместе с тем, названные методики выявляют лишь наличие девиантных компонентов, позволяя диагностировать формы девиантной тенденции. Но истолкование полученных данных требует как дополнительного теоретического анализа, так и создания специальных экспериментальных ситуаций для раскрытия условий и возможностей коррекции подростковой девиантности.

7

Методика «Ваши суицидальные наклонности» Злата Королева

https://cloud.mail.ru/public/Gqy5/Ci5G47Cuj

Определение суицидальных наклонностей субъекта

методика тестирования включает подростка в изобразительный процесс, помогает узнать о его характере, его отношениях с окружающим миром, способностях, личностных и деловых качествах и т. д.

8

Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)

https://cloud.mail.ru/public/Gqy5/Ci5G47Cuj

Исследование аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения

В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти.

Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций:

• можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть;

• я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни;

• выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан;

• я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.



КРИТЕРИИ ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ НА УЧАСТИЕ В ОСВОЕНИИ ПРОГРАММЫ. Программа не имеет противопоказаний.
СПОСОБЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ГАРАНТИИ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ.

Программа проводится при наличии согласия родителей (законных представителей) на психологическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении и при добровольном согласии подростка на участие. Родители (законные представители) имеют право отказаться от участия ребенка в коррекционно-развивающих занятиях, предоставив психологу школы заявление об отказе на имя директора школы.

Психолог обязуется предоставлять информацию о результатах психологического обследования ребенка при обращении родителей (опекунов); не разглашать личную информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями (опекунами).

Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях:

-Если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам

-Если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими.

-Если материалы индивидуальной работы будут затребованы правоохранительными органами.

О таких ситуациях родители должны быть немедленно информированы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

- Повышение всех параметров самоотношения: самоуважения, аутосимпатии, самоинтереса, самопонимания, самопринятия, ожидания положительного отношения от других.

- Позитивные изменения абсолютных значений в Я-реальном и Я-идеальном в сторону адекватности; сокращение разницы между показателями Я-реального и Я-идеального - что повышает конгруэнтность, удовлетворенность собой.

- Приобретении навыков рефлексии;

- Создание устойчиво позитивных психоэмоциональных состояний.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В процессе реализации программы основными критериями оценки достижения планируемых результатов, главным образом, будет являться положительная динамика по шкалам: социально одобряемое поведение (СОП), делинквентное (противоправное) (ДП), аддиктивное (зависимое) (ЗП), агрессивное (АП), самоповреждающее (аутоагрессивное) поведение (СП).