Файл: Практикум по психокоррекции Группа 20П112 Студент Ковдря А. В. I. Москва 2023 цели и задачи программы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ИНСТРУМЕНТАРИЯ.
Программа предназначена для социально-психологической работы с подростками. Основная идея программы заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя. Программа направлена на саморазвитие личности подростка, т.е. на осознание своих сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.
Формы организации образовательного процесса: Индивидуальная форма и групповая форма. Курс занятий может проводится как в форме индивидуальных занятий, так и в малых группах. Индивидуальная форма работы выбрана в связи с индивидуальными особенностями детей с проблемами в поведении. Дети более активно взаимодействуют в процессе индивидуальных бесед с психологом, это позволяет подростку адекватнее и глубже понять самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличностном взаимодействии, и изменить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия. Параллельно с подростками проводится профилактическая групповая работа в рамках классного коллектива по общему плану работы.
Методы, использованные в программе. Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является общение(Эльконин Д.Б., Драгунова Г.В.), поэтому занятия организованы в виде личный консультаций, бесед подростка с психологом в рамках которых и реализуются все необходимые методы и приемы. У школьников в этом возрасте происходит бурное и плодотворное развитие познавательных процессов (восприятие становится целенаправленным, избирательным; внимание устойчивым, произвольным; развивается логическая память; формируется абстрактное, теоретическое мышление), формируется самооценка, развивается личностная рефлексия, самосознание, воображение. Основываясь на особенностях подросткового возраста, в работе мы использовали следующие методы:
1. Беседа/Диалог с психологом. Применение метода беседы работе позволяет подросткам научиться:
-точно выражать свои мысли;
-активно отстаивать свою точку зрения;
-аргументировано возражать;
- опровергать ошибочную позицию противника.
2. Арт-терапия. Применение арттерапии в данной коррекционно-развивающей работе позволяет:
-обеспечить эффективное эмоциональное реагирование;
-облегчить процесс коммуникации;
-преодолеть коммуникативные барьеры;
-создать благоприятные условия для развития произвольности и способности к самореализации;
-создать психологические условия для осознания подростком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;
-создать предпосылки для произвольной регуляции эмоциональных состояний и реакций;
-повысить личностную ценность, содействовать формированию позитивного «образа Я» и повышению уверенности в себе.
3. . Психогимнастика. Релаксация. Визуализация. Аутотренинг. Применение психогимнастики в работе способствует:
-снижению эмоционального и нервно-мышечного напряжения;
-снятию страхов;
-развитию внимания;
-развитию чувствительности к собственнму физическому и эмоциональному состоянию;
-сокращению эмоциональной дистанции между подросткоми взрослым;
-формированию способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение других участников.
4. Игротерапия. Применение игротерапии в работе способствует созданию близких отношений, снятию напряжения, тревоги, повышению самооценки, позволяет подросткам проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
5. Поведенческая терапия. Использование метода поведенческого тренинга в данной
программе обеспечивает подросткам возможность достаточно быстрого и результативного научения новым формам и способам поведения в условиях дефицита наличного поведенческого репертуара.
Диагностический инструментарий по изучению социально-психологического состояния личности подростка с формами девиантного поведения.
Для выявления эффективности коррекционно-развивающей работы по программе «Моя уникальность», а для отслеживания динамики изменений у подростка, мы предлагаем использовать две диагностические методики, которые проводятся перед началом курса занятий и по его окончанию.
1. Тест склонности к девиантному поведению (СДП), разработанный коллективом авторов Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск
(Приложение 1) является основной методикой диагностики девиантного поведения несовершеннолетних в данной программе. Тест прошел процедуру адаптации и стандартизации.
Предлагаемая методика диагностики склонности к девиантному поведению (СДП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. При разработке способа учитывались наиболее распространенные виды поведенческих девиаций, такие как зависимое, суицидальное, агрессивное, делинквентное поведение, определяющие не только поведение и образ жизни подростка, но и несущих серьезные последствия для состояния здоровья.
Данный способ оценки степени социально-психологической дезадаптации при девиантном поведении у подростков позволяет определить наличие и степень выраженности девиаций у подростков. Конструирование способа проводилось в соответствие с классической теорией создания тестов; для измерения использовалась метрическая интервальная шкала, а измеряемое психическое свойство считается линейным и одномерным.
Способ позволяет получить максимально полную информацию о наличии разного рода поведенческих девиаций у подростков при проведении исследований и выявить динамику после проведения коррекционно-развивающей работы.
2. Тест на самооценку личности: Я-реальное, Я-идеальное. Методика С.А.Будасси исследования Я-концепции (Приложение 2). Тест позволяет провести исследование самооценки личности, измеряемое количественно. В основе данной методики лежит способ ранжирования. Психодиагностика самосознания, самоотношения, самооценки направлена на изучение и оценку представления о себе. “Я-концепция”, которая есть сумма “Я-реального” и “Я-идеального”, важный фактор формирования, выбора того или иного типа поведения человека. Которое во многом определяет направление его деятельности, поступки, совершаемые во всех сферах жизни, при контактах с людьми. Анализ "Я-образа" позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют значительную часть его представлений о себе - его "Я-концепцию". Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится причиной его перманентного самоотношения. Не все реально постигаемое в себе самом и не все в самоотношении ясно осознанно. Некоторые аспекты "Я-образа" оказываются ускользающими от сознания, неосознанными, бессознательными. Данный тест позволяет их выявить.
Также предлагается комплекс диагностических методик для изучения социально-психологического состояния личности подростка с формами девиантного поведения, который может применяться в процессе коррекционно-развивающей работы. Набор методик может дополняться, их количество и состав при работе с подростком индивидуально и зависит от формы девиантного поведения и необходимости уточнения того или иного показателя.
Таблица 1 – Диагностический инструментарий
1 | Методика «Уровень тревожности» с помощью теста школьной тревожности Филлипса Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тексты [Текст]: учебное пособие / Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ» | Изучение уровня и характера тревожности по восьми факторам. | Данная методика позволяет изучить уровень и характер тревожности по восьми факторам. 1. Общая тревожность в школе. 2. Переживание социального стресса. 3. Фрустрация потребностей в достижении успеха. 4. Страх самовыражения. 5. Страх ситуации проверки знаний. 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями. |
2 | Метод социометрических измерений (Социометрия) Психологические тесты [Текст] / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. Изд- центра ВЛАДОС, 2002. | Выявление «социометрических позиций», соотносительно авторитета в классе по принципам «симпатии-антипатии», где на крайних полюсах оказываются «лидер» и «отвергнутый» | Данная методика была применена для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать технологию социального поведения подростков с формами девиантного поведения в условиях групповой деятельности; можно судить о социально-психологической совместимости подростков с формами девиантного поведения с одноклассниками. Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, всегда в тех или иных отношениях проецировала на формальную структуру, то есть на систему отношений и тем самым влияла на сплочённость класса, его продуктивность. Социометрический метод позволяет выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков, и таким образом, получить ценную информацию о состоянии группы. |
3 | Методика Басса-Дарки Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст]: учеб.пособие / Л. М.Семенюк. – 2-е изд.- М.: Московский психолого-социальный институт:Флинта, 2003 . | Определение типичных для девиантных подростков формы агрессивного поведения | позволяет определить формы агрессивного поведения у подростков с формами девиантного поведения: • физическая агрессия (нападение); • косвенная агрессия (взрывы ярости под влиянием алкоголя); • раздражение (при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости); • негативизм (нарастание от пассивного сопротивления до активной борьбы); • обида (ненависть к окружающим); • подозрительность (недоверие и осторожность); • вербальная агрессия (ссора, крик, визг, угрозы, ругань); • угрызение совести и чувства вины (выражается степень убеждения, что он является плохим человеком). Применяя данную методику, можно зримо убедиться в том, что у подростков агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Вместе с тем, эта методика позволяет получить данные о готовности подростков действовать в определённом направлении. Кроме того, результаты применения данной методики позволяют сделать некоторые выводы о содержании мотивационной сферы у подростков с формами девиантного поведения, так как выбор способов поведения из числа привычных для субъекта форм реагирования связан с реально действующими смыслообразующими мотивами. |
4 | Методика «Склонность к риску» Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст]: учеб.пособие / Л. М.Семенюк. – 2-е изд.- М.: Московский психолого-социальный институт:Флинта, 2003 . | Выявление склонности подростка девиантного поведения к риску | Для получения достоверных данных об агрессии и агрессивности в процессе работы необходимо применять специальный тест склонности к риску, построенный К. Левитиным в форме личностного опросника. Данный тест несёт определённую информацию о склонности подростков к риску. Преимуществом данного теста является его простота, возможность проведения без бланков. Эта методика является модификацией широко распространённого вопросника для изучения принятых рискованных решений и строится по типу проективных тестов: подростку предлагается набор гипотетических жизненных ситуаций, в которых он должен идентифицировать себя с одним из персонажей и принять решение о рискованном (или наоборот, осторожном) поведении. |
5 | Методика определений акцентуаций характера К. Леонгарда Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тексты [Текст]: учебное пособие / Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. | Определение психотипа личности подростка с девиантным поведением | позволяет выделить и охарактеризовать доминирующие признаки акцентуации у подростков с формами девиантного поведения, а также даёт возможность определить один из психотипов личности подростка: • гипертимы; • застревающие, ригидные; • эмотивные, лабильные; • педантичные; • тревожные; • циклотимные; • демонстративные; • неуравновешенные, возбудимые; • дистимичные; • экзальтированные |
6 | Методика «Стили семейного воспитания» Клюева, Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг [Текст]./ Н. В. Клюева. – Ярославль: Академия развития, 2001. | Выявление стиля отношений преобладающего в семье подростков данной категории | позволяет изучить, какой стиль отношений преобладает в семье, где есть подростки с формами девиантного поведения. Применение разноплановых методик для исследования форм девиантного поведения подростков даёт возможность получить широкую и разнообразную информацию об изучаемой проблеме. Вместе с тем, названные методики выявляют лишь наличие девиантных компонентов, позволяя диагностировать формы девиантной тенденции. Но истолкование полученных данных требует как дополнительного теоретического анализа, так и создания специальных экспериментальных ситуаций для раскрытия условий и возможностей коррекции подростковой девиантности. |
7 | Методика «Ваши суицидальные наклонности» Злата Королева https://cloud.mail.ru/public/Gqy5/Ci5G47Cuj | Определение суицидальных наклонностей субъекта | методика тестирования включает подростка в изобразительный процесс, помогает узнать о его характере, его отношениях с окружающим миром, способностях, личностных и деловых качествах и т. д. |
8 | Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич) https://cloud.mail.ru/public/Gqy5/Ci5G47Cuj | Исследование аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения | В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти. Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций: • можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть; • я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни; • выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан; • я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие. |
КРИТЕРИИ ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ НА УЧАСТИЕ В ОСВОЕНИИ ПРОГРАММЫ. Программа не имеет противопоказаний.
СПОСОБЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ГАРАНТИИ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ.
Программа проводится при наличии согласия родителей (законных представителей) на психологическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении и при добровольном согласии подростка на участие. Родители (законные представители) имеют право отказаться от участия ребенка в коррекционно-развивающих занятиях, предоставив психологу школы заявление об отказе на имя директора школы.
Психолог обязуется предоставлять информацию о результатах психологического обследования ребенка при обращении родителей (опекунов); не разглашать личную информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями (опекунами).
Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях:
-Если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам
-Если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими.
-Если материалы индивидуальной работы будут затребованы правоохранительными органами.
О таких ситуациях родители должны быть немедленно информированы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Повышение всех параметров самоотношения: самоуважения, аутосимпатии, самоинтереса, самопонимания, самопринятия, ожидания положительного отношения от других.
- Позитивные изменения абсолютных значений в Я-реальном и Я-идеальном в сторону адекватности; сокращение разницы между показателями Я-реального и Я-идеального - что повышает конгруэнтность, удовлетворенность собой.
- Приобретении навыков рефлексии;
- Создание устойчиво позитивных психоэмоциональных состояний.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В процессе реализации программы основными критериями оценки достижения планируемых результатов, главным образом, будет являться положительная динамика по шкалам: социально одобряемое поведение (СОП), делинквентное (противоправное) (ДП), аддиктивное (зависимое) (ЗП), агрессивное (АП), самоповреждающее (аутоагрессивное) поведение (СП).