Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия 1 Общие положения об административном праве.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 296
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответ:
Предприятие- это хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
14. Раскройте административно-правовой статус государственного предприятия.
Ответ:
Особенностью административно-правового статуса государственного предприятия является то, что оно являются собственностью государства.
Государство в лице государственных органов образует предприятия и учреждения, утверждает уставы (положения) о них, прекращает их деятельность. Руководство государственными предприятиями и учреждениями осуществляют должностные лица, назначаемые компетентными государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями.
Разновидностью государственных предприятий являются казенные заводы, фабрики, хозяйства. Их правовое положение характеризуется меньшей степенью самостоятельности по сравнению с обычными государственными предприятиями. У них, в частности, может быть изъято неиспользуемое, либо используемое ими не по назначению, имущество.
Важной мерой по управлению предприятиями явилось принятие Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Собственником унитарного предприятия являются Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования.
1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения: федеральные государственные предприятия, государственные предприятия субъектов Федерации;
2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления: федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъектов Федерации.
Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование.
Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается решением Правительства Российской Федерации или другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями.
Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Федерации принимается решением соответствующего органа субъекта Федерации.
15. Раскройте административно-правовой статус государственного учреждения.
Ответ:
Учреждением признается организация, созданная собственником (учредителем) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В отличие от предприятий, учреждения как некоммерческие организации, во-первых, призваны осуществлять не экономическую (производственно-хозяйственную) деятельность, а различные виды социально-культурной деятельности (образовательной, лечебно-оздоровительной, культурно-зрелищной и т.д.), во-вторых, они не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Будучи некоммерческими организациями, учреждения могут осуществлять и направленную на получение прибыли предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.
16. В чем состоит порядок регистрации предприятия и учреждения. Их общие и отличные черты. 5. В чем состоит порядок ликвидации предприятия и учреждения. Их общие и отличные черты
Решение о формировании новых предприятий принимает владелец капитала. На первом этапе капитал нужен для строительства и организации предприятия, закупки достаточных запасов сырья, материалов, найма рабочей силы. На базе первоначальных капитальных вложений, израсходованных или предназначенных на указанные цели, образуется уставный капитал предприятия. Увеличение уставного капитала происходит за счет прибыли, оставляемой на предприятии для развития производства, а в отдельных случаях - за счет ассигнований из бюджета. Кроме того, предприятие может получить средства за счет выпуска и продажи акций и других ценных бумаг, а также получить кредиты, погашаемые впоследствии из прибыли. Дополнительные средства могут быть получены также от продажи лишнего имущества. За счет привлечения дополнительных денежных средств предприятие увеличивает свои основные и оборотные фонды.
При образовании нового предприятия преследуются в основном следующие цели:
1. увеличение выпуска продукции, в которой нуждаются потребители, и получение дохода за счет ее реализации;
2. вовлечение в производство незанятого трудоспособного населения и решение тем самым социальной проблемы трудоустройства;
3. вовлечение в производство имеющихся дополнительных природных ресурсов;
4. изготовление принципиально новых видов промышленной продукции с использованием передовых достижений науки и техники:
5. удовлетворение личных интересов отдельных граждан или группы лиц, создающих небольшие предприятия (типа товариществ) для индивидуальной или совместной деятельности.
Создание предприятия (организации) базируется на определенных принципах, регулируемых нормативными актами, гражданским законодательством, законами об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц, которые могут функционировать в российской экономике, а также в зависимости от формы собственности на имущество (на праве собственности; праве хозяйственного владения, праве оперативного управления и др.). Необходимость создания предприятия обосновывается экономической целесообразностью, материальными условиями, нужными для учреждения предприятия (организации), а также возможностью выполнения важнейшей общественной функции – производство товаров (выполнение работ и оказание услуг) в соответствии с потребностями рынка, заказами государства и конкретных потребителей.
Создание нового предприятия (независимо от форм собственности и его будущих собственников - владельцев) проходит, как правило, несколько этапов:
1. возникновение идеи о создании нового предприятия (организации), необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);
2. изучение и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда;
3. изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;
4. подбор поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и др.);
5. подбор соучредителей предприятия (организации);
6. определение финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала (уставного фонда), нужного для первоначального этапа функционирования предприятия;
7. разработка учредительных документов и бизнес-плана;
8. проведение организационных мероприятий по созданию предприятия (организации) в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности;
9. осуществление государственной регистрации предприятия, получение необходимых счетов в банках;
10. изготовление печатей, штампов;
11. постановка на учет в органе государственной налоговой службы, в территориальном органе Пенсионного фонда РФ и др.
Требования о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пунктах 1-6, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому законом дано право на предъявление такого требования.
Учредители (участники) предприятия или орган, принявшие
решение о ликвидации предприятия, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную
регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что предприятие
находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) предприятия или орган, принявшие решение о ликвидации предприятия,
назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию
(ликвидатора) и устанавливают в соответствии с ГК РФ порядок и
сроки ликвидации предприятия.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого предприятия выступает в суде, помещает в органах печати, в которых публикуются
данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроках предъявления требований кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации предприятия.
Ликвидационная комиссия письменно должна уведомить кредиторов о ликвидации предприятия, принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. А после окончания срока для предъявления требований кредиторов - составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечне предъявленных кредиторами требований и о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) предприятия или органом, принявшим решение о ликвидации предприятия, по согласованию с органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц. Общий порядок ликвидации юридического лица установлен в ст. 63 ГК РФ.
При ликвидации предприятия требования кредиторов удовлетворяются в следующей очерёдности:
в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и выплате вознаграждений по авторским договорам;
в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия;
в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
Требования каждой очереди удовлетворяются, после удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого предприятия оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.