Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия 1 Общие положения об административном праве.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 296

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ответ:

Предприятие- это хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

14. Раскройте административно-правовой статус государственного предприятия.

Ответ:

Особенностью административно-правового статуса государственного предприятия является то, что оно являются собственностью государства.

Государство в лице государственных органов образует предприятия и учреждения, утверждает уставы (положения) о них, прекращает их деятельность. Руководство государственными предприятиями и учреждениями осуществляют должностные лица, назначаемые компетентными государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями.

Разновидностью государственных предприятий являются казенные заводы, фабрики, хозяйства. Их правовое положение характеризуется меньшей степенью самостоятельности по сравнению с обычными государственными предприятиями. У них, в частности, может быть изъято неиспользуемое, либо используемое ими не по назначению, имущество.

Важной мерой по управлению предприятиями явилось принятие Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Собственником унитарного предприятия являются Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования.

1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения: федеральные государственные предприятия, государственные предприятия субъектов Федерации;

2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления: федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъектов Федерации.

Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование.

Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается решением Правительства Российской Федерации или другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями.


Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Федерации принимается решением соответствующего органа субъекта Федерации.

15. Раскройте административно-правовой статус государственного учреждения.

Ответ:

Учреждением признается организация, созданная собственником (учредителем) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В отличие от предприятий, учреждения как некоммерческие организации, во-первых, призваны осуществлять не экономическую (производственно-хозяйственную) деятельность, а различные виды социально-культурной деятельности (образовательной, лечебно-оздоровительной, культурно-зрелищной и т.д.), во-вторых, они не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Будучи некоммерческими организациями, учреждения могут осуществлять и направленную на получение прибыли предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

16. В чем состоит порядок регистрации предприятия и учреждения. Их общие и отличные черты. 5. В чем состоит порядок ликвидации предприятия и учреждения. Их общие и отличные черты

Решение о формировании новых предприятий при­нимает владелец капитала. На первом этапе капитал нужен для строительства и организации предприя­тия, закупки достаточных запасов сырья, материа­лов, найма рабочей силы. На базе первоначальных капитальных вложений, израсходованных или пред­назначенных на указанные цели, образуется устав­ный капитал предприятия. Увеличение уставного ка­питала происходит за счет прибыли, оставляемой на предприятии для развития производства, а в отдель­ных случаях - за счет ассигнований из бюджета. Кроме того, предприятие может получить средства за счет выпуска и продажи акций и других ценных бу­маг, а также получить кредиты, погашаемые впослед­ствии из прибыли. Дополнительные средства могут быть получены также от продажи лишнего имущества. За счет привлечения дополнительных денежных средств предприятие увеличивает свои основные и оборотные фонды.



При образовании нового предприятия преследу­ются в основном следующие цели:

1. увеличение выпуска продукции, в которой нужда­ются потребители, и получение дохода за счет ее реализации;

2. вовлечение в производство незанятого трудоспо­собного населения и решение тем самым со­циальной проблемы трудоустройства;

3. вовлечение в производство имеющихся дополни­тельных природных ресурсов;

4. изготовление принципиально новых видов про­мышленной продукции с использованием передо­вых достижений науки и техники:

5. удовлетворение личных интересов отдельных граждан или группы лиц, создающих небольшие предприятия (типа товариществ) для индиви­дуальной или совместной деятельности.

Создание предприятия (организации) базируется на определенных принципах, регулируемых нормативными актами, гражданским законодательством, законами об отдельных организационно-право­вых формах юридических лиц, которые могут функционировать в российской экономике, а также в зависимости от формы собственности на имущество (на праве собственности; праве хозяйственного владения, праве оперативного управления и др.). Необходимость создания предприятия обосновывается экономической целесообразностью, материальными условиями, нужными для учреждения предприятия (организации), а также возможностью выполнения важней­шей общественной функции – производство товаров (выполнение работ и оказание услуг) в соответствии с потребностями рынка, заказами государства и конкретных потребителей.

Создание нового предприятия (независимо от форм собственности и его будущих собственников - владельцев) проходит, как правило, несколько этапов:

1. возникновение идеи о создании нового предприятия (органи­зации), необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);

2. изучение и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда;


3. изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;

4. подбор поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и др.);

5. подбор соучредителей предприятия (организации);

6. определение финансовых источников, необходимых для фор­мирования уставного капитала (уставного фонда), нужного для пер­воначального этапа функционирования предприятия;

7. разработка учредительных документов и бизнес-плана;

8. проведение организационных мероприятий по созданию пред­приятия (организации) в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности;

9. осуществление государственной регистрации предприятия, по­лучение необходимых счетов в банках;

10. изготовление печатей, штампов;

11. постановка на учет в органе государственной налоговой служ­бы, в территориальном органе Пенсионного фонда РФ и др.


Требования о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пунктах 1-6, может быть предъявлено в суд государствен­ным органом или органом местного самоуправления, которому за­коном дано право на предъявление такого требования.

Учредители (участники) предприятия или орган, принявшие
решение о ликвидации предприятия, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную
регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что предприятие
находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) предприятия или орган, принявшие решение о ликвидации предприятия,
назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию
(ликвидатора) и устанавливают в соответствии с ГК РФ порядок и
сроки ликвидации предприятия.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней пере­ходят полномочия по управлению делами ликвидируемого предпри­ятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого предпри­ятия выступает в суде, помещает в органах печати, в которых публи­куются
данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроках предъявления требований кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации предприятия.

Ликвидационная комиссия письменно должна уведомить кре­диторов о ликвидации предприятия, принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. А после окон­чания срока для предъявления требований кредиторов - составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечне предъявленных кредиторами требований и о результатах их рас­смотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) предприятия или органом, принявшим решение о ликвидации предприятия, по согласованию с органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц. Общий порядок ликвидации юридического лица установлен в ст. 63 ГК РФ.

При ликвидации предприятия требования кредиторов удовлетворяются в следующей очерёдности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соот­ветствующих повременных платежей;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому дого­вору, в том числе по контракту, и выплате вознаграждений по автор­ским договорам;

в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия;

в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным пла­тежам в бюджет и внебюджетные фонды;

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Требования каждой очереди удовлетворяются, после удовлет­ворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого предприятия оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установле­но законом.