Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия 1 Общие положения об административном праве.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 294

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Административная правосубъектность (правоспособность – дееспособность) органов исполнительной власти возникает с момента издания (обретения юридической силы) правового акта об их образовании с закреплением компетенции; прекращается в связи с их ликвидацией.

6.Какие законодательные акты определяют основы законодательного статуса гражданина?

Ответ:

Основы правового статуса личности в Российской Федерации закреплены в нормах Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах и других источниках конституционного права, они обеспечиваются нормами всех других отраслей права.

Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан: Конституция, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.; Декларация прав и свобод человека и гражданина, принята 22 ноября 1991 г.; Федеральный конституционный закон от 10.10.1995 N 2-ФКЗ (ред. от 28.06.2004) "О референдуме Российской Федерации" Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ (последняя редакция) Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ (последняя редакция) Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ (последняя редакция) ФЗ от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления»; Федеральный закон «О беженцах» от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 26.07.2019) Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»; Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 01.03.2020) О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 03.07.2016) Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О свободе совести и о религиозных объединениях" Уголовный кодекс РФ, ГК, КоАП, Трудовой кодекс РФ и другие нормативные правовые акты, закрепляющие права и свободы граждан.

7. В чем заключается содержание административно-правового статуса человека и гражданина?

Ответ:

Административно-правовой статус гражданина- это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.


Элементы административно-правового статуса граждан:

1) принципы административно-правового статуса граждан;

2) гражданство;

3) административная правосубъектность (праводееспособность) граждан; 4) права и обязанности граждан в сфере государственного управления;

5) административная ответственность граждан;

6) юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

8. В каких сферах реализуется административная правоспособность?

Ответ:

Административная пра­воспособность может быть реализована в сфере взаимодействия:

1) с системой исполнительной власти;

2) с системой местного самоуправления;

3) с государственными предприятиями, учреждениями и орга­низациями;

4) с негосударственными предприятиями, учреждениями, орга­низациями и их представителями, правда, в достаточно ограни­ченных случаях. Например, при участии в осуществлении обще­ственного контроля.

9. Назовите основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

Ответ:

В сфере государственного управления граждане обязаны: соблюдать законность и дисциплину в сфере государственного управления, соблюдать специальные запреты (заниматься определенными видами деятельности, например оказывать медицинские услуги без соответствующего образования), получать разрешение (лицензию) от органа государственного управления, местного самоуправления на совершение ряда действий (например, на осуществление грузопассажирских перевозок).

10. Чем обеспечивается реализация административно-правовых гарантий прав граждан?

Ответ:

В статье 17 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что права и свободы человека являются неотъемлемыми и принадлежат каждому от рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Административно-правовые гарантии являются механизмом обеспечения реализации совокупности прав, обязанностей и ответственности субъектов административно-правовых отношений.

Главная особенность граждан как участников административно-правовых отношений заключается в том, что они действуют как частные лица, то есть осуществляют свои личные гражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, а не права государственных или неправительственных организаций, их должностные лица.



Права граждан в сфере государственного управления подразделяются:

1) в зависимости от механизма его реализации:

- абсолютные - права, которыми люди пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не вмешиваться в их реализацию, а защищать, например, право на отдых, право на труд и т.д.;

- права реализации, которые требуют действия государственного органа, например, приказа о назначении на должность, лицензии на предпринимательскую деятельность и т.д.;

2) в зависимости от круга лиц, которым предоставлены права, и оснований их возникновения:

- общие права граждан, которые распространяются на все сферы и сферы власти, например, право обжаловать действия государственных органов и должностных лиц;

- особые права - это права граждан в определенной сфере или отрасли управления, например, в сфере экономики - каждый гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью;

3) по своему содержанию права делятся на три типа:

- право на участие в государственном управлении. К ним относятся, например, право на государственную службу, право на получение необходимых документов, борьбу с незаконной деятельностью других граждан и т.д.;

- право на участие государства, помощь со стороны соответствующих организаций.


11. Назовите основные виды обращений граждан. Ознакомьтесь с содержанием основных законодательных актов, реализующих права граждан на обращение.

Ответ:

Обращения граждан могут быть в устной, письменной форме, а также в форме электронного документа. В последних двух формах различают такие виды обращений, как предложение, заявление и жалоба (п. 1 ст. 4 Закона № 59-ФЗ).

В соответствии с принципом разделения властей (полномочий) все обращения граждан в публичные органы можно подразделить на:

1.) Обращения в судебные органы.,

2) обращения в исполнительные (исполнительно-распорядительные) органы;

3) обращения в законодательные (представительные) органы;

4) обращения в органы, не отнесенные ни к одной из традиционных ветвей власти.

Виды обращений в органы судебной власти:

  1. Заявления (например исковые заявления)

  2. Ходатайства (например о передаче дела)

  3. Жалобы, например апелляционная жалоба (ст. 320, 321, 322 ГПК РФ, ст. 181 АПК РФ, ст. 389.6 УПК РФ), кассационная жалоба (ст. 376 - 378 ГПК РФ, ст. 273, 275 - 277 АПК РФ, ст. 401.4 УПК РФ), частная жалоба (ст. 333 ГПК РФ), жалобы о передаче дела на рассмотрение другого арбитражного суда (ст. 39 АПК РФ), жалоба на законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя или следователя (ст. 125 УПК РФ), жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях (ст. 30.2 КоАП РФ), жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод (ст. 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации") и др.;

  4. Отзывы, например например на исковое заявление (ст. 131 АПК РФ), отзыв на жалобу (ст. 232 АПК РФ, ст. 30.16 КоАП РФ) и др.;

  5. возражения, например возражения на жалобу (ст. 389.7 УПК РФ), возражения на частную жалобу (ст. 333 ГПК РФ), возражения заинтересованного лица относительно признания решения иностранного суда (ст. 413 ГПК РФ), возражения на жалобу и протест прокурора (ст. 30.15 КоАП РФ) и др.;

  6. запросы как основной вид обращений предусмотрены законами шести субъектов Федерации о конституционных (уставных) судах;

  7. запросы информации о деятельности судов (ст. 18 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации");

  8. традиционные обращения (предложения, заявления или жалобы, предусмотренные Федеральным законом № 59-ФЗ) также могут подаваться в суд и подлежат рассмотрению, если они не касаются отправления правосудия по конкретным делам.


Законодательство позволяет выделить следующие виды обращений граждан в законодательные (представительные) органы:

  1. правотворческая инициатива граждан на местном уровне (ст. 26 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");

  2. законодательная инициатива граждан на региональном уровне (ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

  3. запрос информации о деятельности законодательного (представительного) органа (ст. 18 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";

  4. традиционные обращения (предложения, заявления и жалобы, предусмотренные Федеральным законом № 59-ФЗ) также подлежат рассмотрению в представительном (законодательном) органе, если они не касаются осуществления представительным органом его законотворческих (нормотворческих), контрольных и бюджетных функций.

Обращения в государственные органы исполнительной власти и исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления урегулированы многими федеральными законами, например, заявление о государственной регистрации юридического лица (предусмотренное ст. 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", заявление о лицензировании, заявление о выдаче заграничного паспорта (предусмотренное главой II Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию") и многие другие.

Обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, не отнесенные к судебным, представительным (законодательным) или исполнительно-распорядительным органам власти, включают в себя следующие виды: