Файл: I. Вопросы для самоконтроля Что изучает этнопсихология и какова ее роль в познании межнациональных отличии и отношении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 3795
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Текст № 2
Инструкция. Выберите, пожалуйста, из предложенных суждений те, с которыми вы согласны. Постарайтесь определить степень своего согласия с ними в соответствии с предложенной шкалой: полностью согласен – согласен – трудно сказать – не согласен – совершенно не согласен.
№ | Суждения | Полностью согласен | Согласен | Трудно сказать | Не согласен | Совсем не согласен |
1 | Большинство национальных культур мира более отсталые по сравнению с русской культурой | | | | | 6 человек |
2 | Для остальных национальных культур России русская культура должна быть образцом для подражания | | | 6 человек | | |
3 | Люди, принадлежащие к другим национальным культурам, ведут себя странно, когда приезжают в Россию | | | | 6 человек | |
4 | Образ жизни, принятый в других национальных культурах, также имеет право на существование, как и образ жизни людей, принадлежащих к русской культуре | | | 6 человек | | |
5 | Другие национальные культуры мира должны стремиться достигнуть уровня русской культуры | | | 2 человека | 4 человека | |
6 | Мне безразличны ценности и обычаи других национальных культур мира | | | | | 6 человек |
7 | Другие национальные культуры должны относиться с почтением к русской культуре | | | 2 человека | 4 человека | |
8 | Я могу дружить с людьми из любых национальных культур | | | | | 6 человек |
9 | В русской культуре принят практически самый правильный образ жизни | 6 человек | | | | |
10 | Я очень интересуюсь ценностями и обычаями других национальных культур | | 6 человек | | | |
11 | Я ориентируюсь на ценности русской культуры, когда сужу о людях из других национальных культур | | | 6 человек | | |
12 | Я рассматриваю людей русской культуры как высокодуховных | | 1 человек | 1 человек | | 4 человека |
13 | Я предпочитаю не иметь дело с людьми из других национальных культур | | | | | 6 человек |
14 | Большинство людей в русской культуре не знают, что для них хорошо | | | 6 человек | | |
15 | Я не доверяю людям из других национальных культур | | | | | 6 человек |
16 | Я не люблю общаться с людьми из других национальных культур | | | | 6 человек | |
17 | Я не особенно уважаю ценности и обычаи других национальных культур | | | | | 6 человек |
Результаты второго теста: согласен – 48 баллов, полностью согласен – 50 баллов, трудно сказать – 132 балла, не согласен – 56 баллов, полностью не согласен - 56 баллов.
Вывод:
Как показывает анализ результатов нашей работы: согласен – 96 баллов, полностью согласен – 100 баллов, трудно сказать – 363 балла, не согласен – 76 баллов, полностью не согласен 92 балла.
В ходе работы, мы видим, что опрошенные затрудняются ответить на вопросы обоих тестов.
Практическое занятие № 2
«Процессы социального познания в межэтническом взаимодействий, этнопсихологические аспекты общения, этнические конфликты»
I. Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте основные теории социальной идентичности.
Социальная идентичность – это процесс, в результате которого люди определяют себя как принадлежащих или не принадлежащих к определенной группе или категории людей. Социальная идентичность базируется на чувстве принадлежности к одной или нескольким группам, а также на ощущении себя как индивидуума. Существует несколько основных теорий социальной идентичности:
1. Теория Таджфела и Терри. Согласно этой теории, социальная идентичность формируется в результате сравнения себя с другими людьми и определения своей позиции в социальной иерархии. Человек устанавливает свою идентичность, основываясь на отношениях с другими людьми и на своих переживаниях взаимодействия с группами.
2. Теория Сайдмана. Данная теория утверждает, что социальная идентичность формируется в результате создания и поддержания социальных категорий, которые человек определяет и к которым присоединяется. Эти категории учреждаются на основе общих характеристик и принципов, которые определяются индивидом.
3. Теория Хекауза. Эта теория утверждает, что социальная идентичность находится в постоянном процессе изменения и развития в результате взаимодействия индивида с группами и нарушения стереотипов. Личность адаптируется к новым обстоятельствам и изменяется в зависимости от опыта и складывающейся ситуации.
4. Теория Селигмана. Согласно этой теории, социальная идентичность формируется в результате сопоставления личности и групповых норм. Человек устанавливает свою идентичность, основываясь на соответствии своих характеристик и нормам той или иной группы.
В целом, теории социальной идентичности отражают сущность процесса построения и поддержания нашего мира, который строится на социальных взаимодействиях между людьми и группами, а также нашем собственном восприятии и понимании самих себя в этом мире.
2. Дайте характеристику этнической идентичности.
Этническая идентичность – это совокупность общих культурных, исторических, религиозных и генетических черт, которые определяют национальную принадлежность человека. Она может включать в себя такие элементы, как язык, обычаи и традиции, религию, национальные символы и менталитет. Этническая идентичность является основой национальных сообществ и общностей, способствует формированию чувства сопричастности, защиты культурных и национальных интересов и традиций. Однако, некоторые формы этнической идентичности могут приводить к конфликтам и дискриминации на основе рассовой принадлежности или национальности.
3. Каково влияние социальной ситуации на формирование этнической идентичности?
Социальная ситуация имеет существенное влияние на формирование этнической идентичности. Она определяет, как человек воспринимает себя и свою культуру, а также взаимодействует с людьми других этносов.
Например, напряженные отношения или конфликты между различными этносами могут привести к укреплению этнической идентичности и более жесткому определению национальных границ. В то же время, более благоприятная социальная ситуация может способствовать развитию космополитических установок и снижению значения этнической принадлежности в глазах общества.
Кроме того, социальная ситуация может оказывать влияние на выбор языка общения, культурных ценностей, традиций, религии и других аспектов этнической идентичности. Например, эмиграция или перемещение населения в другую местность может способствовать смешению культур и более глубокому пониманию различий между этническими группами.
4. Какую роль играет межэтническое общение с целью получения возможности приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп.
Межэтническое общение с целью получения знаний об особенностях своей и других этнических групп играет важную роль в процессе формирования этнической идентичности и повышения культурной компетенции.
Такое общение может способствовать более глубокому пониманию культурных и социальных норм
, традиций, обычаев и истории других этнических групп, а также повышению уважительного отношения к ним и снижению предрассудков. Оно также может помочь людям, проживающим в культурно разнообразных обществах, обрести новые языковые, коммуникативные и культурные знания, необходимые для успешной адаптации и участия в межкультурном диалоге.
Межэтническое общение с целью получения знаний об особенностях своей и других этнических групп также может способствовать развитию толерантности и уважения к культурному разнообразию, а также созданию более гармоничных отношений между этническими группами в обществе.
5. Что включается в понятие «социальные стереотипы»?
Социальные стереотипы – это система устойчивых представлений и ожиданий, сформированных в обществе и связанных с определенными социальными группами (например, по гендеру, возрасту, национальности, профессии, социальному статусу и т. д.). Они могут включать в себя такие категории, как:
- Гендерные стереотипы (например, мужчины более сильны и агрессивны, а женщины более эмоциональны и умеют лучше заботиться о детях)
- Расовые и этнические стереотипы (например, представление о том, что определенные этнические группы более склонны к преступности или пребывают в бедности)
- Стереотипы возраста (например, представление о том, что старшие люди менее способны к работе или они зависят от молодых родственников)
- Социальные стереотипы (например, представление о том, что богатые люди ленивы и живут наслаждаясь жизнью, а бедные работают тяжелее)
Социальные стереотипы могут быть положительными или отрицательными, но в любом случае они могут способствовать дискриминации, беспокойству и противостоянию в обществе. Они могут оказывать влияние на поведение и решения людей, особенно тех, которые легче подвергаются влиянию окружающих. Существенно изменить такие стереотипы можно путем их осознания, информирования и образования.
6. Что такое национальная психика и национальная психология?
Национальная психика – это система общих культурных, социальных, экономических и политических факторов, которые могут влиять на поведение и отношения личности внутри определенной этнической группы или нации.
Научная дисциплина, изучающая национальную психику и ее проявления в поведении, мышлении и чувствах людей, называется национальной психологией. Она исследует особенности культуры, истории, традиций и обычаев нации, а также их влияние на психологические процессы членов этой нации. Национальная психология также может изучать различия между национальными культурами в отношении восприятия и выражения эмоций, общения, принятия решений и других аспектов поведения.
7. Что такое национальный характер?
Национальный характер – это совокупность особенностей личности, которые объединяют людей различных этнических и культурных групп и определяют их поведение, мышление и чувства. Он обусловлен историческими традициями, культурными ценностями, жизненным опытом и социальными отношениями членов этнической группы.
Национальный характер может проявляться в способности к социальному взаимодействию, таких как проявление открытости к новым знакомствам и взаимодействию. Также он может подразумевать общую уважительность к старшим поколениям, самоотверженность, активную жизненную позицию и другие черты, которые общественно признаются в определенной этнической группе. Однако национальный характер не является статичным и может изменяться в зависимости от ситуации и социальных условий.
8. Какие могут возникать трудности межкультурной коммуникации?
Трудности межкультурной коммуникации можно разделить на несколько типов:
1. Языковые трудности: различия в привычках, акцентах, диалектах и терминологии могут приводить к трудностям в понимании друг друга.
2. Непонимание культурных различий: различия в культурных ценностях, нормах поведения, обычаях могут привести к непониманию и неудачным коммуникациям.
3. Стереотипы и предубеждения: негативные искаженные представления о культуре или людях могут приводить к конфликтам и непониманию.
4. Коммуникационные барьеры: различия в коммуникативных привычках, стиле общения, невербальном поведении и выражении эмоций могут создавать барьеры в понимании друг друга.
5. Неправильная интерпретация: неправильное понимание заявлений, выражений и намерений может привести к конфузам и непониманию.
6. Различия в уровне образования и культуре: различия в уровне образования, культуре и опыте могут создавать трудности в понимании друг друга и различных точек зрения.
Для справления с трудностями межкультурной коммуникации необходимо признать различия между культурами, быть открытым к другим мнениям, уважать культуру других людей, проявлять особую внимательность при общении с друзьями из других культур.
9. Какое значение имеют жесты и особенности мимики для межэтнического взаимодействия.
Жесты и мимика являются важными каналами коммуникации между людьми, особенно в межэтническом взаимодействии. Они могут передавать множество сообщений, включая эмоции, намерения, уважение, недовольство, согласие и несогласие. Кроме того, определенные жесты и мимика имеют разное значение в разных культурах, что может привести к непониманию и конфликтам. Например, поднятый большой палец может означать «хорошо сделано» в одной культуре, но в другой он может быть оскорбительным жестом. Поэтому понимание мимических и жестовых кодов других культур является важным элементом успешного межэтнического взаимодействия.