Файл: I. Вопросы для самоконтроля Что изучает этнопсихология и какова ее роль в познании межнациональных отличии и отношении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 3797

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10. В чем специфика пространственной организации общения и особенностей поведения в межэтническом взаимодействии?

Пространственная организация общения и поведение в межэтническом взаимодействии могут отличаться от того, что считается нормальным или привычным в каждой конкретной культуре. Некоторые культуры могут считать приемлемым более близкое расстояние во время общения, когда другие предпочитают сохранять большее расстояние. Это может привести к недопониманию и культурным конфликтам.

Культурные различия могут также проявляться в общении глазами. Некоторые культуры ожидают, что люди будут чаще смотреть на собеседника во время разговора, тогда как другие культуры считают, что смотреть в глаза – признак невежества или даже неприличия.

Кроме того, в межэтническом взаимодействии может возникать различное восприятие жестов и мимики, что может привести к недопониманию. Необходимо учитывать культурную специфику и обратить внимание на то, какие жесты или мимика могут считаться оскорбительными, а какие приемлемыми.

Важно установить правильную социальную дистанцию в соответствии с культурными нормами и ожиданиями, а также быть открытыми и уважительными к культурным различиям, чтобы добиться успешного межэтнического взаимодействия.
11. Раскройте причины возникновения этнических конфликтов.

Этнические конфликты могут быть вызваны множеством причин. Ниже представлены основные из них:

1. Исторические противоречия: исторические противоречия между разными этническими группами могут приводить к конфликтам. Это может быть связано с определенными территориальными спорами, религиозными или культурными различиями.

2. Социально-экономические проблемы: неравенство в распределении благ, неправильное использование ресурсов, бедность и неуспех в развитии экономики могут стать катализаторами этнических конфликтов.

3. Политические факторы: отсутствие демократии, коррупция, националистические идентичности, неоднозначные законы и свободы могут стать причинами этнических конфликтов.

4. Территориальные нарушения: границы между государствами, территориальные уступки и т.д. могут вызывать напряженность между этническими группами, что может привести к конфликту.

5. Религиозные причины: религиозные различия могут стать катализаторами этнических конфликтов, особенно в религиозно-поляризованном обществе.


6. Идеологические различия: различные идеологии, например, капитализм и коммунизм, могут вызвать напряжение между этническими группами.

7. Дискриминация и нетерпимость: дискриминация и нетерпимость могут вызывать недовольство и возмущение различных этнических групп, что может привести к конфликту.

12. При каких условиях возможно эффективное урегулирование этнического конфликта?

1. Осуществление политических и экономических реформ: гарантирование равных прав и возможностей для всех этнических и культурных групп, улучшение экономического благосостояния и создание равных возможностей для участия в политических процессах.

2. Установление диалога и конструктивной коммуникации между этническими группами: урегулирование конфликта должно быть основано на нахождении общих интересов и ценностей между этническими сообществами, а также на уважении достоинства и прав всех сторон.

3. Гарантия безопасности и справедливости: предоставление эффективной правоприменительной системы и механизмов защиты прав людей от дискриминации и насилия. Кроме того, необходимо соблюдение правил международного права и защита всех прав человека.

4. Пропаганда толерантности и уважения к различиям: направленность усилий на содействие лучшему пониманию и уважению культурных различий и принципов, включая инициативы в сферах образования, культуры и гражданского общества.

5. Развитие и поддержка мер на уровне государственной политики: создание колеблемых механизмов для обеспечения мира и безопасности в этнических сообществах, а также указание на роль государства и государственных институтов в развитии диалога и координации мер на уровне политики.



II. Подготовьте письменный доклад

«Урегулирование и разрешение межэтнического конфликта»

На развитие межэтнических конфликтов влияют не только причины, приводящие к ним, но и другие обстоятельства: во-первых, то, насколько широко они разрастаются, какое охватывают пространство (при этом имеется в виду не просто территория, что важно особенно для насильственных конфликтов, а именно какая это территория - равнинная, горная, лесистая, болотистая и т.д.); во-вторых, население какого типа поселений вовлечено в конфликт - большого города, малого города, поселков и т.д. Имеют значение также интенсивность и время развития конфликта, поскольку, например, чем затяжнее конфликт, тем сложнее выходить из него.

Методом ослабления конфликта является деконсолидация сил, участвующих в конфликте, с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам, переговорам.

Важно в процессе регулирования конфликта исключить воздействие факторов, способных консолидировать ту или иную конфликтующую сторону. Таким фактором может быть применение силы или угроза ее использования. Опыт Чеченского конфликта наглядно продемонстрировал это.

Применение широкого спектра санкций – от символических до военных. Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека.

Перерыв конфликта. В результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе.

Прагматизация переговорного процесса. Разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются совместно от простых к сложным.

Предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на недопускание событий, приводящих к конфликтам.

При регулировании многих межнациональных конфликтов этносоциологии выступали экспертами, а нередко и участниками переговорного процесса. В Центре, в субъектах Российской Федерации этносоциологии участвовали в подготовке законов, регулирующих межнациональные отношения, предупреждающих межэтнические конфликты, выполняли гуманистическую миссию, помогая проводить акции народной дипломатии.


Структурообразующую роль в межэтническом общении играют существующие межэтнические границы, которые сами подвержены трансформации за счет действия разнообразных факторов как геополитического (единое политико-административное пространство, близость территориальных границ, экономическое взаимодействие и т. д.), так и культурологического характера (обычаи, традиции, историческое прошлое, конфессиональная принадлежность и т. д.). В свою очередь, от степени подвижности этнических границ существенным образом зависит выбор той или иной поведенческой стратегии, избираемой этнической группой в тех или иных ситуациях межэтнического контакта, возникающих на разных планах и уровнях общественной жизни.

Таким образом, подвижность этнических границ и выбор конкретной групповой поведенческой стратегии в межэтническом взаимодействии в значительной мере детерминированы сложным комплексом взаимообусловленных и сопряженных факторов как объективного, так и субъективного свойства, среди которых немаловажную роль наряду с этническими стереотипами и ценностными установками играет тот или иной тип этнической идентичности.

Теоретическое осмысление процессов, происходящих в столь деликатной сфере человеческого бытия, какой являются межэтнические отношения, должно стать основой для выработки властными структурами различного уровня действий, адекватных современным реалиям общественной жизни. В нынешней ситуации обсуждаемые проблемы блокированы наличием более существенных, лежащих в той же области, но сохраняющих тенденцию к проявлению в форме межэтнического конфликта. Со временем, будем надеяться, они все же разрешатся, однако временно скрытые трудности могут обозначиться в неожиданном ракурсе. Между тем, неожиданностей можно избежать уже сегодня, не только выстраивая региональную политику и проводя соответствующие мероприятия в русле урегулирования уже проявившихся конфликтов, но и налаживая повседневную работу по профилактике возможных, что в действительности является двумя сторонами одного и того процесса.

Существует пять способов разрешения способы разрешения межэтнических конфликтов.

Первый способ можно условно назвать геттоизацией (от слова "гетто"). Он реализуется в ситуациях, когда человек прибывает в другое общество, но старается или вынужден (из-за незнания языка, природной робости, иного вероисповедания или по каким-либо другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он старается создать собственную культурную среду – окружение соплеменников, отгораживаясь этим окружением от влияния инокультурной среды.


Практически в любом крупном западном городе существуют более или менее изолированные и замкнутые районы, населенные представителями других культур. Это китайские кварталы или целые чайнатауны, это кварталы или районы, где поселяются выходцы из мусульманских стран, индийские кварталы и т. д. Например, в берлинском районе Кройцберг в процессе многих десятилетий миграции турецких рабочих и интеллектуалов-беженцев возникла не просто турецкая диаспора, но своего рода гетто. Здесь большинство жителей - турки, и даже улицы в этом районе имеют турецкий облик, который придают им реклама и объявления почти исключительно на турецком языке, турецкие закусочные и рестораны, турецкие банки и бюро путешествий, представительства турецких партий и турецкие политические лозунги на стенах. В Кройцберге можно прожить всю жизнь, не сказав ни слова по-немецки.

Второй способ разрешения конфликтов - ассимиляция, противоположная, по сути, геттоизации. В случае ассимиляции индивид полностью отказывается от своей культуры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни багаж чужой культуры. Конечно, это не всегда удается. Причиной затруднений оказывается либо недостаточная пластичность личности самого ассимилирующегося, либо сопротивление культурной среды, частью которой он намерен стать.

Такое сопротивление встречается, например, в некоторых европейских странах (во Франции, в Германии) по отношению к новым эмигрантам из России и стран СНГ, которые хотят стать своими среди немцев или французов. Даже при условии успешного овладения языком и достижения приемлемого уровня повседневной компетентности среда не принимает их как своих, они постоянно "выталкиваются" в ту среду, которую по аналогии с невидимым колледжем (термин социологии) можно назвать невидимым гетто - в круг соплеменников и "сокультурников", вынужденных вне работы общаться только друг с другом. Разумеется, для детей таких эмигрантов, включенных в инокультурную среду с раннего детства, ассимиляция не составляет проблемы.

Третий способ разрешения конфликтов – промежуточный, состоящий в культурном обмене и взаимодействии. Для того чтобы обмен осуществлялся адекватно, то есть приносил пользу и обогащал обе стороны, нужны благожелательность и открытость с обеих сторон, что на практике встречается, к сожалению, чрезвычайно редко, особенно если стороны изначально неравны: одна - автохтоны, другая - беженцы или эмигранты. Тем не менее примеры такого удавшегося культурного взаимодействия в истории есть: это гугеноты, бежавшие в Германию после ужасов Варфоломеевской ночи, осевшие там и многое сделавшие для сближения французской и немецкой культур; это немецкие философы и ученые, покинувшие Германию после прихода к власти нацистов и сумевшие внести весомый вклад в развитие науки и философии в англоязычных странах, существенно изменившие там интеллектуальный климат и повлиявшие на развитие общественной жизни вообще. Вообще же результаты такого взаимодействия не всегда очевидны в самый момент его осуществления. Они становятся видимыми и весомыми лишь по прошествии значительного времени.