Добавлен: 01.02.2019
Просмотров: 5459
Скачиваний: 6
конфликтный тип, характерный для обществ незападной цивилизации. Высокий уровень нищеты большинства населения, жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени затрудняют достижение согласия между носителями различных культур и властью. Значительная культурная неоднородность является основной причиной высокой степени политического насилия в этих обществах. Усвоение индивидом местнических ценностей и норм политической жизни всегда осуществлялось в жесткой борьбе с носителями иных политических субкультур;
гегемонистский
тип,
предполагающий вхождение человека в
политику исключительно на основе
ценностей какого-либо класса (например,
буржуазии или пролетариата), определенной
религии (например, ислама) или политической
идеологии
(например, коммунизма,
либерализма, фашизма и т.д.). Этот тип
характерен для закрытых политических
систем, которые критически относятся
к ценностям иных систем. Такой тип
политической социализации существовал
в России в советское время, а также в
странах социалистической системы.
До 90-х годов XX в. в советской России доминировал гегемонистский тип политической социализации, связанный с противопоставлением ценностей коммунизма и капитализма. Была создана система политической социализации, позволявшая контролировать процесс трансляции политических целей КПСС во внутреннюю структуру личности начиная с детских лет и кончая взрослой жизнью. Все институты социализации (семья, дошкольные учреждения, школы, вузы, детские и молодежные организации, КПСС) представляли собой механизмы единой системы политического воспитания. Однако, несмотря на возможности всеобщего контроля за процессом социализации, приобретение черт политической субъективности определенными социальными группами происходило на основании либеральных ценностей, отличных от коммунистических. К таким группам можно отнести часть творческой интеллигенции, достаточно многочисленные группы работников внутренней и внешней торговли, дипломатов и т.д.
Крушение политической монополии КПСС и коммунистической идеологии в начале 1990-х годов привело к ликвидации прежней системы политической социализации. Российское общество вступило в переходное состояние:
старая система ценностей оказалась дискредитированной (хотя на нее ориентировались значительные группы населения);
либеральные политические ценности еще не были востребованы широкими слоями общества;
прежние агенты политической социализации стали исповедовать различные политические предпочтения, причем часто конъюнктурные и эгоистичные.
Отсутствие целостной системы политической социализации привело к тому, что политические позиции личности стали обусловливаться ее экономическим положением, а не влиянием партий, лидеров, газет, телевидения и т.д. Поэтому наиболее мощным фактором оказываются конкретные экономические (например, колебания курса доллара) и политические события, изменяющие положение индивида.
Следовательно, общества, переходящие от тоталитаризма к демократии, характеризуются противоречивым переплетением двух тенденций в процессе политической социализации:
с одной стороны, демократизация общественной жизни расширяет возможности политического участия личности, включения в политику ранее политически пассивных групп населения, повышает информированность граждан о деятельности властных структур;
с другой стороны, нарастает политическая апатия, отчуждение, неверие как реакция личности на падение жизненного уровня, крушение идеалов.
Необходимо иметь в виду, что политическая социализация выполняет ряд важнейших функций:
1) определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которых хочет достичь индивид через политическое участие;
2) формирует представления о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации;
3) определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе;
4) вырабатывает определенное отношение к политической символике;
5) формирует способности к познанию окружающего мира;
6) формирует убеждения и отношения, являющиеся «кодом» политической жизни.
Выделяются различные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация – это непосредственное приобретение политических знаний и установок. Косвенная социализация – это своего рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Так, например, установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду, партии и т.п.).
Политическая социализация личности осуществляется в несколько этапов.
На первом из них – этапе политизации – у детей под влиянием оценок родителей, их отношений и реакций формируются первые представления о мире политики.
Второй этап – персонализация. В этот период восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьер-министра или полицейского.
На третьем этапе – этапе идеализации – важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества и на этой основе образуются устойчивые эмоциональные отношения к политической системе.
Четвертый этап, получивший название институционального, характеризуется переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладываются представления об институтах власти.
Изучение особенностей политического мышления у детей позволило выделить неравномерность политического развития личности. Так, с 11 до 13 лет происходит стремительное развитие политических представлений, в период с 16 до 18 лет этот процесс заметно замедляется. Мышление 15-летних подростков отличается значительно большей степенью абстракций (используются такие понятия, как «власть», «свобода», «права человека»), нежели мышление 11-летних детей. В подростковый период складываются представления о некоторых коллективных, надындивидуальных целях действий политических институтов. В отроческий период жизни закладываются мировоззренческие принципы личности. К наиболее распространенным чертам политического мышления относятся скептицизм, осторожность, трезвость оценок. Сформированные в детские и юношеские годы политические предпочтения и установки являются наиболее устойчивыми. Продолжающаяся в течение всей жизни социализация не оказывает серьезного влияния на трансформацию базовых ценностей, сложившихся в ранние периоды жизни. Процесс же радикального изменения ценностей, сформировавшейся политической культуры (ресоциализация) является болезненным и может сопровождаться острыми внутриличностными конфликтами.
В процессе социализации участвуют и взаимодействуют между собой несколько субъектов: социализант,или собственно тот, на кого направлен процесс социализации; агентуры социализации, или институты, ее осуществляющие (образовательные учреждения, партии, общественные организации, средства массовой информации и т.п.); агенты социализации (социализаторы), или непосредственные «проводники» социализирующего воздействия (преподаватели, активисты общественных движений, общественные деятели, журналисты и т.п.).
Агентуры могут быть специальными (органы государства, политическое образование в учебных заведениях, политические партии, средства массовой информации, их цель – социализировать личность политически) и неспециальными (семья, школа, окружение, которые не ставят в качестве главной цели политическую социализацию индивида).
Становится очевидным, что основными факторами политической социализации являются:
-
внешние объективные условия, которые косвенно влияют на процесс формирования личности (историческая обстановка, экономическая ситуация, природно-географические условия);
-
социальная среда, как непосредственная (семья, ближайшее окружение индивида), так и более широкая (общественное политическое сознание);
-
биогенетические и психологические особенности индивида и его социальный статус.
Политическая социализация осуществляется через исторический опыт. В России серьезной проблемой стало отсутствие преемственности в передаче опыта политического участия. Старые модели политического поведения и участия зачастую не отвечают новым политическим реалиям. Новые модели формируются и осваиваются достаточно медленно. Именно поэтому в последние годы актуальной стала проблема политического образования: знакомство и освоение политического опыта других стран, изучение особенностей функционирования политических систем, способов воздействия на них и реализации собственных и групповых интересов, возможностей адаптации зарубежного опыта к российским традициям. Однако формирование новой политической социализации не сводится только к системе гуманитарного и политического образования. Необходимо создание новых институтов социализации, которые бы заполнили образовавшийся вакуум после разрушения и исчезновения их предшественников.
40) Современная культура не является толчком для развития цивилизации, она вообще не всегда способствует развитию общества, особенно духовному, нравственному развитию людей. Эта массовая культура является большей частью развлекательной. В XX веке понятие «массовая культура» имело отрицательное значение, и его постепенно заменили понятием «популярная культура». Популярная культура – это культура «для всех».
Ей противопоставляют элитарную культуру, созданную для особых почитателей, способных понять и увидеть в ней глубокий смысл, оценить ее, т.е. для людей с особым восприятием. За элитарной культурой не стоит коммерческая прибыль, она рождается в творческом процессе, ее появление уникально. Эти два вида культур часто взаимодействуют между собой: элитарная культура со временем становится популярной, она также может приносить доход, а массовая культура часто оказывает материальную помощь элитарной культуре, помогая ее бедным творцам. Со временем, когда художественные приемы становятся общим достоянием и широко используются, это поднимает массовую культуру на новый, более совершенный уровень. Особой формой культуры является народная, основанная на традициях, фольклоре: эпосах, заговорах, обрядах и т.д.
Одной из особенностей современной культуры является наличие нового типа общения, который дает возможность рассмотрения и изучения информации на расстоянии, т.е. с помощью компьютера и Интернета. Такую культуру сегодня принято называть экранной.
Следует особо подчеркнуть, что современной эпохе свойственны не замкнутость, не закрытость, а взаимодействие и взаимообогащение национальных культур. Однако некритическое, «механическое» пересаживание форм общения из одной культуры в другую невозможно. Национальная культура – это пластическое целое, изменяющееся как целое эволюционным способом. Трансплантация, механическая замена одного элемента другим не может дать положительного результата.
Поскольку современной культуре свойственна массовость, то на повестке дня стоит вопрос: в каком отношении находятся такие понятия, как «культура» и «общество», «толпа» и «общество», «толпа» и «коллектив», «толпа» и «публика» и т.д. Процесс политической социализации личности начинается с ранних лет и продолжается во всей его сознательной жизни. Всем известно, что человек не рождается гражданином и не становится членом общества. Этот уровень он достигает в результате долговременного общения с окружающим миром. В процессе качественного изменения общественно-политической системы, развития их позиций и ценностей уровень политической социализации личности меняется. Следовательно, государство воздействует на данный процесс и функционирует через разные институты общественной жизни. Институтами политической социализации являются семья, дошкольные заведения (детсады), школа, средние и высшие учебные заведения, трудовой коллектив, разные общественно-политические организации и сообщества, формальные и неформальные группы, СМИ и государство. Они влияют на развитие и установки нормы поведения своих членов, а также занимаются воспитанием и политической агитацией личности. Таким образом, на формирование и усовершенствование политической структуры личности институты социализации оказывают решающее воздействие. На подходе общего результата, т.е., на формирование политически грамотного гражданина общества каждый институт будет заниматься определенными обязанностями.
Всем известно, что в осуществлении процесса политической социализации личности его степень воздействие на всех членов общества не бывают одинаковыми. В связи с этим следует отметить, что действие институтов политической социализации имеет двойственный характер. Они в политологических и социологических источниках делятся на первичный и вторичный этапы политической социализации. По нашему мнению, первичный этап политической социализации характеризует первоначальное восприятие личности политических категорий, позиций и принципов, а также его адаптацию к политической системе и нормам культуры.
На вторичном этапе политической социализации личность, освоившая приемы переработки информации и исполнении ролей, способна противостоять всякому давлению, корректировать и переоценивать свои взгляды и позиции.
Как указывает профессор Чикагского университета, философ, социолог и психолог Г.Мид, в окружающей среде в процессе включения в общение с другими людьми мы развиваем себя, совершенствуем уровень знаний, социально-политические взгляды, умения и др., а также политически социализируемся. Так он считает, что на основе взаимного влияния друг на друга мы выполняем множество взаимодействий, обеспечивающих возможность сравнения нашей деятельности и наших взглядов с деятельностью окружающих нас других людей.
Г. Мид., далее свои взгляды развивает формулировкой «анализ мнений других». В соответствии этой концепции собственное «я» членов одной группы формируется на основе поведенческих образцов и общих ценностей другой группы. Индивид в процессе общения с помощью постановки себя на место другого находит в себе другую личность, то есть он делает «анализ своей деятельности, ориентируясь на мнения других людей» [2; с.60-62].
Казахстанец в ходе становления как гражданина страны, прежде всего, должен освоить важные ценности и позиций общественно-политической системы.Следовательно, процесс политической социализации представляет собой процесс осуществления в обеспечении исторической преемственности и связи прошлого с настоящим и будущим, поэтому не отделяется от ежедневной жизни человека. На основе этого молодое поколение современного Казахстана, принимая позиции и направления предыдущего поколения, выбирает для себя достойные их самих политические ценности и нормы.
Безусловно, возможность выбора своих социально-политических предпочтений, способов участия казахстанцев в политической системе общества, прежде всего, зависит от их субъективного состояния и выполняемых в политике ролей. Таким образом, политическая социализация – это процесс обучения и усвоения казахстанцем ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих казахстанскому обществу и воспроизводство, развитие и обогащение политической структуры в целом.
Политическая социализация представляет собой как бы двуединый процесс. Во-первых, это – усвоения представителями нового поколения опыта норм, ценностей и традиций из старшего поколения. Это передается через воспитание в семье, системы просвещения, СМИ и др. Во-вторых, это отбор и освоение личностью сформировавшихся в конкретном обществе новых знаний, ориентаций и принципов, а также их сохранения и развития. В реальной жизни оба подходадополняют друг друга. В политической социализации, воспринимая идеи и навыки, опыт общественно-политических отношении, его особенности, личность в то же время может изменить свои взгляды в зависимости от установок. Вследствие политической готовности и освоения гражданином своих прав и обязанностей, он имеет возможность активно участвовать в работе разных общественно-политических организаций и движений. Таким образом, общество через процессполитической социализации превращает человека в гражданина, а социализирующуюся личность развивает и обновляет в творческом плане через политическуюструктуру и общественные отношения. Он охватывает весь процесс в становлении личности как субъекта политических отношений.