Добавлен: 01.02.2019
Просмотров: 5454
Скачиваний: 6
По своей структуре политический процесс состоит из следующих элементов: субъект; объект – цель, которая должна быть достигнута; средства, методы, ресурсы и исполнители.
Содержание политического процесса включает в себя:
· социально-политические условия возникновения и функционирования политического процесса;
· субъекты политических действий и средства их влияния на объект, а также объекты воздействия;
· политические интересы, мотивы и цели поведения в политическом взаимодействии;
· взаимодействие субъектов в форме борьбы и сотрудничества.
Политические процессы отличаются друг от друга по масштабам, длительности, акторам, характеру взаимодействия между акторами и т. д. В связи с этим в политической науке выделяются разные типологии политических процессов. Рассмотрим некоторые из них.
29)
Элементы структуры частного политического
процесса:
•
причина (или причины) его возникновения
•
объект
•
субъект
•
цель
•
средства, методы, ресурсы, исполнители
процесса
Причина
возникновения частного политического
процесса – появление противоречия,
требующих разрешения. Объект частного
политического процесса – конкретная
полит. проблема, которая стала его
причиной. Субъект часного полит. процесса
– это его инициатор, т.е. какой-либо
орган власти, партия, движение или
какой-либо индивид. Цель частного полит.
процесса – это то, ради чего начинается
и развивается полит. процесс.
Все
частные полит. процессы, несмотря на их
многообразие, проходят через несколько
этапов. Стадии политического процесса:
1.
Формирование политических приоритетов
2.
Выдвижение приоритетов на авансцену
политического процесса
3.
Формулирование политических проблем
и принятие по ним политических решений
4.
Реализация принятых решений
5.
Осмысление и оценка результатов
политический решений
Согласно
второй точки зрения, выделяют 3 этапа в
развитии частного политического
процесса:
1.
На первом этапе определяются силы,
заинтересованные в решении возникшей
проблемы, уточняются их позиции и
возможности, вырабатываются пути решения
данной проблемы.
2.
Второй этап – мобилизация сил для
поддержки намеченного пути и решения
проблемы или различных вариантов
решения.
3.
Третий этап – принятие политическими
структурами мер по решению проблемы.
30)
Типология политических процессов:
По
масштабу распространения различают:
•
глобальный
•
региональный
•
локальный
•
макромасштабный (общий)
•
микромасштабный (частный)
По
объектам политического воздействия:
•
внешнеполитические (двухсторонние и
многосторонние)
•
внутриполитические (базовые и локальные)
По
характеру взаимосвязи общества и
властных структур:
•
стабильные
•
нестабильные
С
точки зрения сферы действия:
•
экономико-политические
•
структурообразующие
•
идеологически-политические
•
процессы формирования общественного
мнения
По
форме протекания:
•
явные (открытые) процессы
•
теневые процессы
С
точки зрения системной организации
политической власти:
•
демократические процессы
•
недемократические процессы
По способам
достижения динамического равновесия
политической системы в ходе ее
преобразований, предполагающих
определенную последовательность
политических изменений, можно выделить
три типа политических процессов:
≈ технократический;
≈ идеократический;
≈ харизматический.
Эта классификация представляет собой результат теоретического допущения, вычленения некоторых идеальных типов, которые в политической практике тесно взаимосвязаны, переплетены.
Политический процесс технократического типа. Среди факторов политических изменений предпочтение отдается политическим технологиям и процедурам: нормам, традициям, процедурам принятия политических решений, способам легитимного наделения властью. Участники строго придерживаются тех политических ролей и функций, которые предписаны им законодательством, политическими традициями.
Данный тип сложился в странах с относительно высокой однородностью культурной среды - в англосаксонских странах. Приверженность большинства населения традициям обеспечивает стабильность политической системы, сохранение высокой эффективности ее политических институтов, поскольку лидеры выступают в качестве носителя интересов тех институтов, которые они непосредственно представляют.
Политический процесс идеократического типа характерен для традиционных обществ, где отсутствуют автономная личность, развитая дифференциация политических ролей и функций, находящихся на начальной стадии модернизации. Интегрировать разнородное в этнокультурном и социально-экономическом отношениях общество можно на основе общенациональной идеи.
Политический процесс харизматического типа. Этот тип характерен для восточной культурной традиции, в рамках которого абсолютизируются роль и статус политического лидера, а нередко его просто обожествляют. Но не всегда политический лидер является лидером по должности. Он может быть и неформальным лидером.
Харизматический тип политических изменений бывает эффективным при условии, если дополняется технократическим и идеократическим политическими процессами. При незрелости гражданского общества и политической инфраструктуры, при низкой правовой культуре и отсутствии общенационального согласия по поводу черт и свойств желаемого общества вновь приходится уповать на личность: ею может стать номенклатурный чиновник и просто демагог.
Харизма лидера может основываться либо на его должностном статусе, либо на его способности выражать чаяния подавляющего большинства членов общества, используя при этом недовольство, протест и обещая непременно изменить ситуацию к лучшему.
31)
Политическое
сознание общества - это система знаний,
идей, взглядов, ценностей, норм, убеждений,
представлений, чувств, в которых
выражается восприятие политическими
субъектами политических процессов и
мира политики в целом. Политическое
сознание - это непассивное отражение
политического бытия. Оно может
прогнозировать развитие политических
процессов и влияти на политическую
жизнь. Политике необходимо учитывать
состояние политического сознания
общества, отдельных классов, слоёв,
групп населения. Политическое сознание
является опосредующим звеном между
базовыми интересами и потребностями
политических субъектов и их политическим
поведением. От его содержания напрямую
зависит характер мотивации политического
поведения людей и динамика политического
развития общества. Политическое сознание
сложно по составу и структуре.
Структурирование политического сознания
можно осуществлять по следующим
основаниям:
1.
По функциональному назначению различают
познавательные (когнитивные) компоненты
(знания, интерес к политике, информированность,
убеждения) и мотивационные компоненты
(ценности, чувства, установки, позиции).
2.
По способам отражения политических
процессов различают политическую
идеологию и политическую психологию.
По степени устойчивости психологических
образов различают менталитет общества
и массовые настроения.
3.
С точки зрения субъектов носителей
различают массовое, групповое,
индивидуальное и т.д. сознание.
4.
На основе глубины и достоверности
отражения политической реальности
различают следующие уровни политического
сознания: научно-теоретический,
эмпирический и обыденный уровни
политического сознания.
Научно-теоретический
уровень полит. сознания - это самая
высокая ступень познания ¬политической
действительности. На этом уровне
происходит глубокое проникновение в
сущность политических процессов и
явлений, выявление их причин и
закономерностей. Результаты научного
познания политической действительности
закрепляются в логических понятиях,
категориях и политических
теориях.
Эмпирический
уровень полит. сознания - это политические
знания, оценки и переживания, которые
складываются преимущественно на основе
активного участия индивида в политической
жизни общества. Этот уровень политического
сознания отличает большая степень
конкретности и прагматичности человеческих
представлений о политических процессах
и явлениях. Поэтому его нередко
отождествляют с понятиями “жизненный
опыт” и “здравый смысл”.
Обыденное
(повседневное) полит. сознание возникает
из непосредственного восприятия
индивидом политической практики. Оно
может адекватно отражать природу и
содержание отдельных политических
процессов, однако не может дать индивиду
системное и полное представление об
окружающей его политической
действительности. Этот уровень сознания
чаще всего содержит элементы стихийности,
иллюзорности, нереалистичности. Вместе
с тем, обыденное сознание отличается
от эмпирического тем, что включает в
себя элементы идеологических и
теоретических идей. В качестве относительно
развитой формы обыденного политического
сознания можно квалифицировать такой
феномен, как общественное мнение, т.е.
конкретное суждение по тем или иным
проблемам жизни, разделяемое многими
членами общества. Оно возникает в
результате целенаправленного воздействия
главным образом средств информации на
эмоциональную сферу человека. Поэтому
общественное мнение зачастую искажённо
истолковывает политические явления
или просто выступает в качестве
предубеждения людей, которые непоколебимо
уверены в своей правоте.
Обыденное
полит. сознание иногда отождествляется
с массовым сознанием. Это не совсем
верно, т.к. они отличаются по своим
носителям и содержанию и выражают
различные грани общественного сознания.
Феномен “массовое сознание” наиболее
сложен для понимания, что обусловлено
особой природой его носителя, т.е. массы.
Масса - это возникшее по тем или иным
обстоятельствам неопределённое в
количественном и качественном отношении,
разнородное по своему составу и не
оформленное в структурированную
целостность множество людей. Большинство
исследователей, характеризуя особенности
массового сознания, указывают на наличие
в нём таких черт, как неустойчивость,
иррациональность, алогизм, отсутствие
здравого смысла, функционирование в
системе подсознания. Идеология
представляет собой теоретически
систематизированную совокупность
социально-политических идей, которой
выражается самосознание определённых
субъектов и их интересы.
Политическая
психология - это самый динамичный элемент
сознания, она представляет собой
непосредственное восприятие и переживание
политических процессов и отношений.
Доминирующим в политической психологии
является не само знание о политике, а
отношение к нему, оценка политической
реальности, мотивация политического
поведения. Функционирование полит.
сознания через психологию выражается
в форме страстей, чувств, эмоций, взлётов
и падений настроения. Выделяют относительно
устойчивые и более подвижные компоненты
политической психологии. Устойчивые
компоненты характеризуют менталитет
общества, т.е. устойчивую модель мышления,
поведения, эмоций и чувств, отражающих
особое видение мира, исторически
сложившееся в данном обществе.
Массовые
настроения представляют собой однородную
для достаточно большого количества
людей субъективную сигнальную реакцию,
особые переживания комфорта или
дискомфорта или дискомфорта, в
интегрированном виде отражающие три
основных момента:
•
степень удовлетворённости или
неудовлетворённости социально-политическими
условиями жизни
•
субъективную оценку возможности
реализации социально-политических
претензий людей в данных условиях
•
стремление к изменению условий жизни
для осуществления этих притязаний
Характеристика
политического сознания с точки зрения
его субъекта носителя предполагает
различение нескольких его уровней.
Выделяется индивидуальное политическое
сознание, групповое полтическое сознание,
специализированное сознание, массовое,
общечеловеческое политическое
сознание.
Типы
политического сознания:
В
зависимости от характера идейно-политических
убеждений и ориентаций людей их
политическое сознание может быть:
•
социалистическим, ориентирующим на
приоритет в политике принципов
коллективизма, социального равенства
и справедливости
•
либеральным, выдвигающим в качестве
приоритетов в политике принципы свободы
индивида
•
консервативным, направленным на
сохранение традиционных общественных
устоев и ценностей
В
зависимости от характера отношения
субъекта социального действия к
государству как политическому институту:
•
этатистский тип политического сознания
•
анархистский тип политического сознания
В
зависимости от типа политического
режима:
•
демократический
•
авторитарный
•
тоталитарный типы политического
сознания
В
зависимости от ориентации на тот или
иной характер социальной деятельности
субъекта:
•
консервативный (ориентирующийся на
сохранение прежних общественных
порядков)
•
радикальный (ориентирующийся на коренные,
решительные преобразования)
•
реформистский (ориентирующийся на
осуществления социальных изменений
путём реформ)
Тот
или иной тип полит. сознания в чистом
виде встречается редко, в действительности
в сознании и поведении одного и того же
субъекта может одновременно проявляться
несколько типичных черт.
32)
Но сначала исследуем структуру
политического сознания.
Сознание
является отражением реалий бытия: уровня
развития производительных сил,
особенностей общественно-политической
структуры и систем общественных
отношений, уровня образования и
культуры.
Психическую
основу политического сознания составляют
знания, эмоции и оценки, интеллектуальные
структуры, мыслительные oпeрации,
ориентированные на сферу политических
отношений и институтов, социальных
норм, ролей, процессов. Во всех психических
компонентах политического сознания
отражается духовно-освоенное, усвоенный
мир политики.
Политическое
сознание является субъективным образом
политического бытия. Она "производится",
создается субъектами политики в процессе
политической деятельности, отношений
между ними, через причастность к
политической сфере.
Политическая
деятельность является предметной. Ее
предметами являются отношения, институты,
нормы, ценности, позиции, роли, статусы,
идеологические лозунги и программы, в
которых воплощается и функционирует
публичная власть организованного в
государство общества. Но эта деятельность
является производной политического
сознания. За психическим механизмом
она идентична процессу отражения в
общественном сознании политической
сферы общества.
Политическое
сознание возникает в процессе
практически-деяльностного усвоения
людьми особой формы социальной культуры
сословного общества - политики. Способ
организации деятельности в сфере
политики (ее субъекты, цели, направления,
средства и методы реализации) влияет
на анатомию политического
сознания.
Политическое
сознание возникает из расслоения
общества на сословия, с обострением
борьбы между ними за власть. Итак,
политическое сознание - сознание
сословное, и это является ее важным
социально-историческим признаком.
Согласно
этому выделяют политическое сознание
рабовладельцев и рабов, феодалов и
крестьян, буржуазии и рабочих. Однако
структура политического сознания не
ограничивается таким разделением.
Во-первых,
политическое сознание состояний не
является рафинированным и монолитным.
Оно формируется под влиянием сложных
материальных, политических, идеологических
зависимостей и факторов в пределах
соответствующей общественно-экономической
формац
33) Общественное мнение — это состояние общественного сознания, заключающее явное или скрытое отношение социальной общности к явлениям, событиям и фактам общественной жизни, отражающее определенную коллективную позицию по проблемам, представляющим определенный интерес.
Его основные признаки:
-
общественное мнение включает не все точки зрения, имеющиеся у людей, а лишь связанные с изучаемой ситуацией; в отношении этой ситуации совокупность индивидов выступает как общность;
-
общественное мнение по конкретным вопросам в одной ситуации может коренным образом отличаться от общественного мнения в другой ситуации;
-
общественным мнение становится лишь в случае его публичного выражения, в противном случае оно остается индивидуальной точкой зрения отдельных людей;
-
общественное мнение должно обладать определенностью и сохраняться на протяжении определенного периода времени.
Функции общественного мнения
Основными функциями общественного мнения являются функция социального контроля, экспрессивная, консультативная и директивная функции.
Как социальный контролер, общественное мнение способно следить, чутко реагировать на принятие и выполнение правительственных решений, способствуя или тормозя их реализацию.
Следующей важной функцией общественного мнения является экспрессивная функция — выражение определенной позиции общества по отношению к фактам и явлениям жизни общества.
В практике цивилизованных стран широко реализуется консультативная функция общественного мнения, когда результаты опросов населения используются для выбора одобряемых обществом способов разрешения тех или иных проблем.
Директивная функция — обязательность для претворения в жизнь результатов опроса. Реализация данной функции зависит от очень многих обстоятельств. Поэтому она далеко не однозначна.
Значение и роль общественного мнения особо возрастает в гражданском обществе, «старающемся» обходиться без государственных органов правосудия. Оно помогает вырабатывать суждения об общих делах: оценка каких-либо событий, норм поведения, определении практических путей решения проблем общественной жизни, становясь в гражданском обществе действенным социальным институтом.
34) Термин «политическая культура» ввел в научный оборот И. Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г. Алмондом. Классическое определение было сформулировано Г. Алмондом и Г. Пауэллом. Развернутое исследование политической культуры как системы ценностных ориентаций и политических действий началось с 1950-х годов.
Политическая культура – это совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы; это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение; это система политического опыта, знаний, стереотипов, образцов поведения и функционирования политических субъектов.
Политическая культура – неотъемлемая составная часть общенациональной культуры и прежде всего политический опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и в конечном счете выражается в их политических ориентациях и установках, которые, в свою очередь, определяют политическое поведение людей. В этом определении объединены три взаимосвязанных понятия: политический опыт, сознание, политическое поведение. Это структурные элементы политической культуры
35) Приоритет в разработке идеи политической культуры принадлежит американскому политологу Г. Алмонду, создавшему оригинальную концепцию, в разработке которой активное участие принимали члены возглавляемого Г.Алмондом Комитета по сравнительной политике при Исследовательском совете по социальным наукам Л. Пай, С. Верба,Дж. Пауэлл.
В анализе политической культуры Г. Алмонд использовал функциональный подход, с позиций которого политическая культура рассматривалась преимущественно как психологический феномен. «Каждая политическая система, - отмечает Г.Алмонд, - включена в особый образец ориентации на политические действия. Я счел полезным назвать это «политической культурой». Наиболее полное определение политической культуры с перечнем ее важнейших компонентов предложил С. Верба: «Политическая культура общества состоит из системы эмпирических убеждений (beliefs), экспрессивных символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие. Она формирует субъективную ориентацию на политику». Признавая наличие в обществе множества конкурирующих политических ориентации, авторы концепции обнаружили, что различные политические культуры определяются через превосходство некоторых основополагающих политических позиций. Политическая позиция обусловливает предрасположенность к определенным типам поведения в рамках существующей политической системы.
Политические ориентации (или политические позиции) индивида, по Г. Алмонду и Дж. Пауэллу, включают три вида компонентов: 1) когнитивный компонент, т. е. знания, полученные индивидом о политиках, политических институтах и партиях; 2) аффективный компонент, т. е. чувства, обусловливающие реакцию индивида (чувства симпатии или антипатии, влечения или отвращения, восхищения или презрения); 3) оценочный компонент, т. е. ценности, верования, идеалы, идеологию. В зависимости от доминирования одного из трех компонентов Г. Алмонд и Дж. Пауэлл выделили в большей или меньшей степени секуляризованные культуры, т. е. то, в какой мере политическое поведение индивида основано на рациональных знаниях или верованиях.
В 1958 - 1962 п. Г. Алмонд и С. Верба предприняли сравнительное эмпирическое исследование политических культур Великобритании, США, Западной Германии, Италии и Мексики. Результаты исследования легли в основу их работы «Гражданская культура» (1963). В каждой стране было опрошено в среднем около тысячи человек, принадлежащих к разным социальным слоям общества. Предметом исследования стали политические ориентации (когнитивные, аффективные, оценочные) индивидов на четыре основных объекта - политическую систему в целом, правительство, общенациональные выборы, саму личность. Направление анализа соответствовало гипотезе авторов, согласно которой под политической культурой понимались «специфические политические ориентации - установки относительно политической системы и ее различных частей, а также относительно собственно роли политической культуры в этой системе». По версии Г. Алмонда и С. Вербы, политическая культура состоит из трех видов политической ориентации, которые могут доминировать в конкретном обществе, - патриархальной, подданнической и ориентации на активное участие. Эти три «чистых» (идеальных) типа ориентации, в свою очередь, выступают основой трех типов политической культуры - патриархальной, подданнической и культуры участия.