ВУЗ: Не указан

Категория: Лекция

Дисциплина: Политология

Добавлен: 01.02.2019

Просмотров: 5463

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

48) Политические лидеры закаляются с молодых лет. Как результат, молодой гражданин становится политическим лидером, настоящим государственником и патриотом.

Государство понимает, что сегодняшние молодые лидеры – это будущие деятели на всех уровнях государственной политики.

И также государство понимает, что конкурентоспособность страны невозможна без конкурентоспособности молодежи и ее лидеров.

Государственная молодежная политика в нашей стране реализуется по двум основным направлениям:

1. Конкурентоспособность молодежи.

2. Вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь государства.

Конкурентоспособность молодежи обеспечивается посредством:

- образования и здравоохранения;

- обеспечения трудоустройства, жилья и инновационного развития.

Образование – фундамент конкурентоспособности молодежи.

В этой сфере выделяются следующие механизмы:

1) Конституция страны гарантирует право на бесплатное среднее образование;

2) для получения технического и профессионального образования ежегодно выделяются около 3 тыс. грантов;

3) для получения высшего образования ежегодно выделяются около 35 тысяч грантов;

4) продолжается подготовка молодых кадров за рубежом по стипендии Президента «Болашак». Количество обучающихся по данной стипендии ежегодно составляет 3000 человек;

5) сегодня образовательными программами охвачено 83% молодежи в возрасте от 14 до 21 года.

Следующее стратегически важное направление государственной политики – здравоохранение молодежи.

Назарбаев как политический лидер

назарбаев казахстан политический правление

Первый президент независимого Казахстана, бессменный лидер страны с апреля 1990г. по настоящее время. В мае 2007г. Нурсултан Назарбаев получил право избираться президентом неограниченное количество раз. В последний раз переизбран на пост главы государства в апреле 2011г. Является обладателем титула "Лидер нации". В данном докладе мы рассмотрим подробнее его политическую деятельность, вехи биографии и некоторые интересные факты из жизни бессменного лидера нашего государства.

Родился он 6 июля 1940 года в селе Чемолган Алматинской области в семье чабана. После окончания Каскеленской средней школы и неудачной попытки поступить в КазГУ он подался по комсомольской путевке в Темиртауское фабрично-заводское училище, что дало ему возможность избежать службы в армии (на всю жизнь). Оттуда он был направлен в Днепродзержинское металлургическое училище. После ввода в 1960 году доменной печи в строй Назарбаев работал чугунщиком разливочных машин доменного цеха Кармета, а затем стал горновым доменной печи, старшим газовщиком. Поскольку казахов среди рабочих практически не было, Назарбаева активно привлекали к комсомольской деятельности в качестве представителя коренной национальности: он участвовал в съездах ВЛКСМ и молодежных фестивалях. Вскоре Назарбаев вступил в партию и стал парторгом цеха. Настоящий карьерный взлет Назарбаев пережил, когда в середине 70-х годов Караганду посетил тогдашний первый секретарь Компартии Казахстана Д.А. Кунаев. Ему запомнился молодой, активный партийный казах. В 1977 году Назарбаев стал секретарем, несколько месяцев спустя - вторым секретарем Карагандинского обкома партии, а в декабре 1979 года - секретарем ЦК Компартии Казахстана, курирующим экономику и промышленность. Не долго пришлось Назарбаеву работать секретарем ЦК Компартии Казахстана по промышленности. Кунаев, потренировав Назарбаева на партийной работе, выдвинул его на более ответственную работу - в марте 1984 года Назарбаев возглавил Совет Министров Казахстана. В 1986 году с приходом к власти Горбачева М.С. положение Кунаева резко ухудшилось. Горбачев готовил "почву" для снятия Кунаева с должности первого секретаря ЦК КП Казахстана и исключения его из состава Политбюро ЦК КПСС. Нужны были исполнители этой грязной работы, и притом их надо было искать из близкого окружения самого Кунаева. На XVI съезде КП Казахстана Председатель Совета Министров КазССР Назарбаев выступил с докладом и подверг резкой критике деятельность первого секретаря ЦК КПК Кунаева. В первый же день съезда он открыто обвинил своего вчерашнего покровителя в развале республиканской экономики. И даже назвал родного брата Кунаева, Аскара, тогда президента Академии наук КазССР, алкоголиком (Кстати, и после отставки Кунаева Назарбаев не оставил бывшего шефа в покое. Он откопал старые анкеты Кунаева, который до 1949 года в графе "национальность" писал "татарин"). Но остальные делегаты Назарбаева не поддержали. Вечером заворготделом ЦК Компартии Казахстана Султанов по поручению Кунаева провел работу в кулуарах съезда и на следующий день Кунаева единогласно переизбрали на пост первого секретаря ЦК КП Казахстана. Поняв, к чему все идет, Назарбаев тоже проголосовал "за". Кунаев не простил Назарбаеву предательства и попытался добиться от Москвы его отставки с поста председателя Совета министров Казахстана. Но Горбачев не только поддержал своего человека, но и начал с его помощью "казахстанское дело" о взяточничестве чиновников: тогда, например, было возбуждено дело против первого секретаря Чимкентского обкома Аскарова, которого выгнали с работы и осудили на девять лет. А в декабре 1986 года КГБ Казахстана по приказу Москвы инспирировал алма-атинский молодежный бунт: в день открытия пленума ЦК КПК Кунаев планировал организовать "стихийную" демонстрацию трудящихся в свою поддержку, но с подачи органов госбезопасности демонстранты вышли на площадь с националистическими лозунгами. О декабрьском восстании в Казахстане Назарбаев изложил свое мнение как Председатель правительства Казахстана в средствах массовой информации:


Газета "Экспресс-хроника" от 11.12.1990г. ": Н.А. Назарбаев: Какие трагические события? Самое настоящее хулиганство было 18 числа. Милиционеров били, забрасывали камнями. Мы-то сейчас не говорим об этом. Среди раненных милиционеров и солдат было на много больше, чем этих".

Книга Нурсултана Назарбаева "Без правых и левых". 1991 год. Москва, издательство "Молодая гвардия", страница 180. До независимости Казахстана осталось совсем мало времени, и Нурсултан Назарбаев, наверное, решает поменять тактику в отношении событий Декабря 1986 года:

"У каждого человека бывают в жизни моменты, когда он внезапно оказывается перед проблемой серьезного выбора. …Когда собравшийся на площади народ устремился в город, я понял, что стою перед таким выбором: или я должен решиться на поступок, или спокойно вернуться в здание ЦК. Второе представилось мне непростительной изменой людям - они были правы! Я пошел с ними в голове колонны".

То, что Нурсултан Назарбаев не возглавлял колонну демонстрантов, сами желтоксановцы писали неоднократно в печати. Они дружно доказывали обратное. И по какую сторону баррикад в те трагические для казахского народа дни стоял Назарбаев - желтоксановцы тоже говорили.

В 1989 году на место обанкротившегося Колбина первым секретарем ЦК Компартии Казахстана был назначен Назарбаев. Как всегда при этом народ был ни при чем, его мнением и желанием власть не считалась.

Какова была позиция Назарбаева при распаде Советского Союза, боролся ли он за независимость Казахстана, за его суверенитет?

Назарбаев в те дни придерживался твердой позиции (позиции Горбачева) и даже тогда, когда распад СССР был однозначно решен, он поддержал предложение Горбачева о создании конфедеративного союза.

Известно также, что в течение 8 суток (с 8 по 16 декабря 1991 г.) Назарбаев откладывал объявление независимости Казахстана, оставшегося фактически в единственном числе "субъектом" Российской федерации, ибо все остальные союзные республики к тому времени объявили о своей независимости и стали суверенными странами. Таким образом, Нурсултан Назарбаев добился независимости Казахстана и стал его первым президентом.

В 1993 год администрация Назарбаева инициировала "самороспуск" местных советов, что по действовавшей тогда Конституции было незаконным, потому что орган власти не мог осуществить самороспуск. В середине декабря 1993 года президент продавил решение о самороспуске, а до этого он вынудил парламент принять без обсуждения ряд важных законов. Среди них - закон о делегировании президенту фактически исключительных полномочий, в т. ч. по принятию законов и возможности единолично формировать высшие государственные органы. После этого был принят Кодекс о выборах в Казахстане. Уже тогда в этом документе появились выгодные Назарбаеву формулировки, противоречащие нормам Конституции. Дело в том, что, в соответствии с ч.4 ст.76 Конституции РК, принятой в январе 1993 года, одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд. При этом в Кодексе о выборах появилась формулировка о том, что одно и то же лицо не может баллотироваться на пост президента более двух раз подряд. Разница здесь принципиальная, потому что срок - это определенный законом промежуток времени нахождения на посту, а "разы избрания" - это факт участия в выборах. При новой формулировке уже тогда была заложена возможность провести референдум по продлению полномочий президента, поскольку голосование граждан на референдуме не является избранием (т.к. в избирательном бюллетене на референдуме записана совсем другая формулировка). После того, как парламент принял этот кодекс, он через два дня был распущен. Притом, что ни один закон в стране не может противоречить нормам Конституции, они уже тогда ее нарушили. А в марте 1995 года Назарбаев во второй раз разыгрывает похожую комбинацию. Тогда решением Конституционного суда (очень сомнительным, надо сказать, но об этом долго рассказывать) было признано, что парламентские выборы проводились неправильно (хотя в тот период господствовал Назарбаев, и все было под ним). Тогда президент во второй раз распускает парламент. Незадолго до этого он издает указ о создании такого органа, как Ассамблея народов Казахстана. Так вот, в отсутствие парламента, якобы от имени общественности Ассамблея народов Казахстана принимает резолюцию о необходимости проведения референдума о продлении полномочий Назарбаева без выборов на следующий срок. При этом в стране еще нет закона о референдуме. Тогда Назарбаев 25 марта издает указ с формулировкой "указ президента, имеющий силу конституционного закона". Т.е. он, по сути, присвоил себе чужие полномочия и с весны по осень 1995 года издал более 130 подобных законов. Фактически нынешнее законодательство Казахстана создано не парламентом, а самим президентом В первую половину президентства Назарбаев вел себя более скромно, а во второй половине с появлением нефтедолларов он начал раскрывать свои природные таланты. В первом десятилетии все провалы и неудачи он списывал на развал Союза и на Коммунистическую партию, которую сам возглавлял в Казахстане. Затем якобы ему помешали кризис в странах Юго-Восточной Азии и дефолт в России и т.д.


Во втором десятилетии "обильный дождь" нефтедолларов поднял его тонус, и малейшие сдвиги в экономике начал приписывать к своим личным заслугам. И так началась кампания восхваления Назарбаева и создания его культа. Легенды и мифы про него, как правило, хорошо продуманы, доступны обывателям. Среди различных слоев населения есть люди, которые верят и любят Назарбаева, но и немало граждан, которые ненавидят его.

Сторонники режима говорят и пишут много мифов, к ним приобщаются, так называемые платные зарубежные эксперты.

Также не соответствуют мифы о смелости решения Назарбаева по ликвидации ядерных боеголовок, так как они принадлежали Российской Федерации со дня подписания 21 декабря 1991 года соглашения глав государств СНГ. Ядерный потенциал, размещенный в советское время как на территории Казахстана, так Украины и Беларуси, уничтожались совместными действиями США и России. Назарбаев не только не имел доступа к пульту управления ядерными боеголовками, но не имел возможности получить необходимую компенсацию за размещение их на исконной земле казахов. А в личном плане он теперь претендует на Нобелевскую премию.

Нанесен огромный урон базам социальной сферы. Под видом президентских реформ (к примеру, оптимизация школ, ликвидация неперспективных населенных пунктов и т.д.). Сокращались и уничтожались объекты здравоохранения, образования, науки, культуры и т.д. Значительно сократилась численность врачей, медперсонала, в 2 раза число больничных коек, в 10 раз количество детсадов, в 3 раза массовых библиотек и в 5 раз число клубных учреждений. Резко снизились показатели благоустройства жилищного фонда. Частые аварии в системе коммунального хозяйства стали нормами. И здесь есть отпечаток политики ЛН, так как в течение своего президентства, увлекшись строительством Астаны и возведением своих резиденций, оставил остальные города республики без средств на поддержание таких стратегически важных объектов, как энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и других составляющих этих густонаселенных пунктов. Казахстан не обеспечил экономическую независимость. ЛН распродал все прибыльные предприятия и отрасли иностранным фирмам и компаниям. Теперь согласно договорам, подписанным, как правило, на 40 лет, они являются хозяевами в сфере передела продукции. Они инвестируют добычу полезных ископаемых, и они же вывозят минеральное сырье, оплатив мизерные льготные налоги. Доля иностранных собственников в разделе продукции составляет до 80%, которая участвует в формировании объема внутреннего валового продукта и создает видимость в росте макроэкономики, а на деле мало способствует улучшению благосостояния народа. ЛН своей заслугой считает, что вовлек 120 миллиардов долларов прямых инвестиций, но он не обнародывает то, что инвестеры в разы больше вывозят из казахстана богатства. Кому это выгодно? Что касается микроэкономики, кроме разговоров о развитии малого и среднего бизнеса, за 20 лет ЛН ничего полезного не добился. Сегодня половина потребительских товаров завозится извне, опять же по словам самого ЛН, 80% некоторых пищевых продуктов также импортируется. Объемы производства важнейших видов промышленной продукции и продукции аграрного сектора в первое десятилетие ЛН сократилось до минимума, а ожидающийся их рост во втором десятилетии далеко не достигает уровня 1990 года, за исключением добычи нефти.


Сама манера общения президента со своими подчиненными много о чем говорит. Он ведет себя с ними не как первый среди равных, а как хозяин со слугами. Свысока и повелительно он относится ко всем - будь то министр, депутат, бизнесмен или писатель. При этом для него являются несущественными такие понятия, как Конституция, законы, ветви власти, бизнес, гражданское общество, права человека, СМИ и т.д. Потому как он позиционирует себя в качестве верховного арбитра, стоящего над всеми существующими государственными и общественными институтами. И эту политическую девиацию у нас почему-то упорно называют президентской формой правления. Попробовал бы, к примеру, Барак Обама или Николя Саркози привести в парламент своего человека за руку и навязать его местным обитателям в качестве спикера. А у нас в соответствии с Конституцией Нурсултан Назарбаев представляет спикера в сенате. Стоит ли говорить, что в истинно демократической республике, в которой функционируют независимые друг от друга ветви власти, подобное никому в голову не взбредет.

На различных совещаниях мы наблюдаем не президента цивилизованной, демократической страны, всенародно избранного на определенный срок с делегированными временными полномочиями. Перед нами во всей красе предстает настоящий восточный деспот, который то в страшном гневе "кошмарит" свою покорную челядь, то по-отечески "поучает своих паучат". Не мудрено, что "вся королевская рать", которая своим неслыханным пресмыкательством и вскормила автократа, в страхе целует ему руки и чуть ли не падает перед ним ниц. Навскидку можно вспомнить кучу "летучих", "ползучих" и всяких "бродячих" фраз, когда-то вылетевших из уст главы государства. Пожалуй, классикой жанра можно назвать его обращение к бизнесменам: "Я могу любого из вас взять за руку и отвести в суд". Эта короткая, но емкая фраза многого стоит. Глава государства во всеуслышание признался, что существующая власть, его детище, есть самая настоящая клептократия.

Крупные мероприятия, ежегодно проводимые в июле в Казахстане, стали ярким свидетельством того, что сегодня в стране культ личности Назарбаева достиг невиданных размеров. В стране наблюдается чрезмерное квазирелигиозное возвеличивание его персоны вплоть до обожествления. Каждый год 6 июля по всему Казахстану проходят масштабные торжественные мероприятия, посвященные годовщине новой столицы, объявляется всенародный праздник. Из госбюджета на проведение этих мероприятий выделяются миллиарды тенге. По странному "совпадению" именно в этот день отмечает свой день рождения и бессменный "лидер" страны - Н.А. Назарбаев, чей "образ" становится предметом массового принудительного поклонения. В этот день народ Казахстана заставляют хором петь песню "Моя страна", написанную самим Назарбаевым, а не популярную песню "Мой Казахстан", которая стала национальным гимном страны. Приглашенные на день рождения иностранные гости и звезды эстрады взахлеб воспевают "хозяина". Перед гостями на торжествах в честь своего дня рождения выступает сам "лидер" и пользуется трибуной, чтобы в очередной раз рассказать о своих "заслугах", как будто все достижения республики достигнуты благодаря лично ему. В стране повсюду висят его портреты, его ликами украшены специальные юбилейные почтовые марки. Назарбаевские газетенки наперебой пишут о том, что его "научные" труды, якобы, с восторгом восприняты всем прогрессивным человечеством, а профессора Оксфорда, Гарварда и Кембриджа в слезах умиления соперничают за право заняться их переводом. Госпропаганда позиционирует своего идола как "выдающегося государственного деятеля, который видит дальше и глубже всех", а Казахстан предстает "самой космической страной из всех космических". Перед "величием" образа Назарбаева померк даже образ приснопамятного Леонида Брежнева или покойного Туркменбаши. У Брежнева на груди красовались пять геройских звезд - ровно столько же наград на груди и у "Елбасы".


Создание культа личности Назарбаева и его правление вызвали некоторое беспокойство по поводу того, что случится после того, как он уйдет с политической арены. Назарбаеву исполнился 71 год, и у него нет очевидного преемника. Он систематически отстранял политическую оппозицию, временами используя силу, но чаще просто устанавливая правила игры в свою пользу, используя ограничивающие законы в отношении политических партий, выборов и СМИ. В отсутствие других легитимных центров власти в стране, смерть Назарбаева может привести к "беспределу". Ереси нынешней правящей элиты могут вырваться наружу, а воюющие стороны начнут выступать с популистскими заявлениями относительно экономических и этнических проблем. Иными словами, стратегия Казахстана является большой наградой, но и огромным риском.

Размещено на Allbest.ru

49 Политические технологии – совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических управленческих задач.

Главным объектом воздействия в политическом технологическом процессе всегда являются люди. Именно они создают партии, проводят митинги и забастовки, голосуют за кандидатов, воспроизводят или разрушают политические и экономические системы. Именно от людей зависит достижение политических целей. Соответственно, политические технологии – это способы, методы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения.

Политические технологии, основываясь на теоретическом анализе взаимодействия политических субъектов, содержат методологические ориентиры и методические рекомендации эффективного решения политических проблем и достижения определенных политических целей.[214]

Процессы демократизации в ХХ столетии привели к снижению удельного веса насилия, силового решения проблем в сфере политического управления. Смещение акцентов в способах достижениях политических целей произошло из-за того, что в обществе утвердились ценности и принципы правового государства, идеологического и политического плюрализма, ограничения действий высших государственных должностных лиц законом, провозглашения незыблемости прав и свобод личности и т. п. Таким образом, политические технологии – это такие способы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения, которые исключают применение прямого принуждения и физического насилия.

Сущность политических технологий может быть раскрыта только через систему выявления и использования потенциала общественной системы – “человеческого ресурса” в соответствии с целями и смыслом человеческого существования.[215] Это реализуется посредством совокупности методов, процедур, операций, приемов воздействия, всех современных возможностей творческой деятельности как субъектов управления, так и политических институтов в целом.