Добавлен: 01.02.2019
Просмотров: 5458
Скачиваний: 6
Однако было бы опрометчиво однозначно оценивать значение и роль новейших средств телекоммуникации (2).
Результаты, последствия их применения во многом определяются тем, как и в каких целях они используются. Например, у нас до сих пор не прекращаются весьма критичные выступления в связи с запуском Государственной автоматизированной системы “Выборы”. Многие аналитики отмечают ее “слабые места”, связанные с возможностью электронного манипулирования итогами выборов, возможностью создания электронных досье на всех российских граждан (тем самым обвиняют государство в нарушении определенных прав и свобод граждан).
Подобные проблемы существуют и в странах Запада. 28 октября 1980 г. телекомпания Эй-би-си после телевизионных дебатов между Р.Рейганом и Дж.Картером, транслировавшихся на все штаты США, предложила телезрителям позвонить по определенным телефонам для выяснения их мнения: кто выиграет на предстоящих президентских выборах. После подсчета около 727 тыс. звонков оказалось, что Рейган по популярности почти в два [c.763] раза превосходит претендента Картера. Но советники Картера указали на ряд факторов, которые, по их мнению, повлияли на эти результаты: во-первых, теледебаты транслировались в более удобное время, для зрителей западных штатов, где Рейган пользовался большей популярностью; во-вторых, из городов труднее дозвониться на студию из-за загруженности телефонных линий, чем из сельской местности (в городах было больше сторонников Картера); в-третьих, не исключалась возможность нескольких звонков одного и того же человека (2).
К тому же технология двусторонней политической коммуникации позволяет организаторам опросов легко оперировать полученными данными: сами ответы предопределены составителями программ, так как зрителю предоставляется право выбора из ограниченного числа альтернатив, например “А”, “Б” или “В”. Следует учесть также и то, что “теледемократия участия” с помощью кабельного телевидения может означать и усиление тоталитарных тенденций. Приобретая форму своеобразного плебисцита, она, по сути дела, перешагивает стадию обсуждения тех или иных проблем, по которым принимаются решения, оставляет отдельного избирателя наедине с центральным компьютером, лишь регистрирующим его персональное мнение.
Политики приобретают дополнительный канал доступа к общественному мнению. При таком положении вещей увеличивается возможность навязать публике решение, основанное не на разуме, а на эмоциях. Таким образом активизация, расширение поля деятельности СМИ, широкое использование опросов общественного мнения, политических консультантов и специалистов, занимающихся организацией и проведением избирательных кампаний, “продажей” избирателям специально “сконструированных” имиджей кандидатов и т.д., способствовали, с одной стороны, лучшему освещению и доведению до широких слоев населения проблем, стоящих перед обществом, позиций и альтернатив, предлагаемых различными партиями и кандидатами, а с другой – беспрецедентному увеличению возможностей для манипулирования настроениями и ориентациями людей. [c.764]
53) Мировой
политикой называют процессы выработки,
принятия и реализации решений,
затрагивающих жизнь мирового сооб-щества.
В современной мировой политике действует
огромное количество различных участников.
Но до сих пор преобладающим остается
взгляд, что основными субъектами мировой
политики являются государства и группы
(союзы) государств. Однако сегодня обозначилась
объективная тенденция расширения
участников международных
отношений. Все
более важными субъектами в международных
отношенияхстановятся международные организации.
Они обычно разделяются на межгосударственные
или межправительственные и
неправительственные организации.
Международная
(мировая) политика представляет собой
целенаправленную политическую
деятельность субъектовмеждународного права
(государств, межправительственных и
неправительственных организаций, союзов
и т.д.), связанную с согласованием их
интересов, с решением вопросов войны и
мира, выживания всего человечества,
обеспечения всеобщей безопасности и
разоружения, предотвращения и
урегулирования глобальных, региональных
и национальных конфликтов, охраны
окружающей среды, преодоления отсталости
и нищеты, голода и болезней, разрешения
других глобальных проблем человечества,
создания справедливого порядка в мире.
Мировая
политика структурно представлена
внешнеполитической деятельностью
национальных государств, глобальной
деятельностью ООН, международныхсоюзов,
организаций и учреждений, уполномоченных
на то государствами и народами.
Сфера
мировой политики охватывает все поле
политических отношений, складывающееся
между государствами и в надгосударственных
рамках. Поскольку основные элементы
мировой политики взаимосвязаны, постольку
можно и нужно говорить о мировых
политических отношениях, о
едином мировом политико-временном
пространстве, на протяжении которого
или в его составных
частях и развертываются
основные международные политические
действия. Основные приоритеты мировой
политики обусловлены необходимостью
решения общих проблем, стоящих перед
человечеством и национальными интересами
ее субъектов.
54) еждународные отношения являются особым видом общественных отношений и сегодня рассматриваются как система межгосударственных и негосударственных взаимодействий в глобальном, региональном масштабе или на уровне двухсторонних отношений. Целью таких взаимодействий и соответственно целью международных отношений является создание благоприятных условий для функционирования и развития субъектов взаимодействия (субъектов международных отношений).
В качестве субъектов международных отношений рассматривают:
-национальные государства
-международные правительственные и неправительственные (негосударственные) организации;
-транснациональные корпорации;
-религиозные объединения;
-общественно-политические движения.
Некоторые исследователи обращают внимание на то, что отдельные личности, деятельность которых оказывает сильное влияние на международное взаимодействие, также могут рассматриваться в качестве субъектов международных отношений, это так называемые мировые лидеры, чей авторитет общепризнан, например, бывший понтифик Иоанн Павел ІІ.
Среди субъектов международный отношений особое место принадлежит государству, так как именно государство презентует на международной арене общество в целом, а не отдельные социальные группы или организации. Государство рассматривается в качестве единственного общенационального института, который имеет легитимные полномочия осуществлять политику на международной арене: объявлять войну, заключать договоры о сотрудничестве и т.д. Поэтому важнейшей составляющей международных отношений являются межгосударственные отношения, которые испытывают на себе влияние мировой экономической ситуации. Влияние отдельных государства на международные отношения различно, оно связано с определением мощи государства, его международной конкурентоспособностью, что определяетсяэкономическим военным потенциалом, природными и трудовыми ресурсами, уровнем развития науки и культуры, достижениями в сфере высоких технологий, уровнем социальной стабильности. Могущество государства является показателем того, какие силы государство имеет в своем распоряжении и какой мерой оно может их использовать в отношениях с другими государствами или негосударственными участниками международных отношений. Среди участников международных отношений есть так называемые сверхдержавы, которые получили такой статус благодаря возможности влиять на условия существования всего человечества; великие державы, которые могут оказывать существенное влияние на мировое развитие; средние державы, которые оказывают серьезное влияние на свое близкое окружение, но такое влияние не выходит на пределы региона; малые державы, которые имеют достаточно сил для обеспечения своего суверенитета, территориальной целостности и независимости, но их влияние на ближайшее окружение слабое; микродержавы, которые не способны защитить свой суверенитет собственными силами.
В основе такого субъекта международных отношений как международные правительственные организации лежат совпадающие интересы и цели государств-участников, стремление использовать, совокупную силу для достижения своих целей. Важнейшей универсальной организацией является ООН, которая призвана содействовать стабилизации международных отношений, урегулированию конфликтов и ослаблению конфронтации между государствами. Среди межгосударственных региональных объединений, играющих определенную роль в мировой политике, следует выделить Организацию Африканского единства, Организация Американских государства, Совет Европы, Европейский Союз, Содружество независимых государств (СНД), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Лига арабских государств (ЛАГ) и др. Неправительственные организации, объединяют людей доброй воли различных государств в деле достижения каких-либо общих целей, наиболее распространенными являются различные правозащитные организации вроде Хельсинских групп на территории бывшего Советского Союза. Среди неправительственных ассоциаций следует выделить международные организации ученых, общественных деятелей, политиков: Римский клуб, который объединил представителей различных стран в рассмотрении проблем эффективного природопользования и перспектив мирового развития; сходные цели преследует и Комиссия Улафа Пальме.
Транснациональные корпорации в качестве субъектов международных отношений начали рассматриваться в ХХ веке, что связано с их влиянием и огромными экономическими возможностями, когда, по сути, их деятельность зачастую носит глобальный характер.
Современные принципы международных отношений закреплены в Уставе ООН и призваны стабилизировать международные отношения, ограничивая их определенными нормативными рамками. Они не могут быть отменены государствами в одностороннем порядке или по соглашению. Они признаны всеми государствами и на них основываются все документы, фиксирующие международные соглашения и договоренности. К основным принципам относятся:
Принцип суверенного равенства государств: каждое государство обязано уважать суверенитет других участников международных отношений, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять государственную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику;
Принцип неприменения силы и угрозы силой, который означает, что все государства должны воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости любого государства;
Принцип нерушимости государственных границ, который сводится к трем элементам: признание уже существующих границ, отказ от каких-либо территориальных претензий сейчас и в будущем, отказ от любых других посягательств на границы;
Принцип территориальной целостности государства гласит, что государства должны воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства, территория государства не должна быть объектом приобретения другим государства в результате угрозы силой или ее применения;
Принцип самоопределения народов и наций декларирует безусловное уважение права каждого народна свободно выбирать пути и формы своего развития;
Принцип сотрудничества гласит, что государства обязаны осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, а также должны поддерживать международный мир и безопасность.
55)
И, наконец, для полного представления о системе международных отношений необходимо выделить виды международных отношений. Международные отношения носят объективный характер. В соответствии с этим выделяют следующие виды международных отношений, каждый из которых имеет свою структуру, функции, свой процесс развития: Политические – играют главенствующую роль, т.к. преломляют, синтезируют, детерминируют все другие виды отношений. Политические отношения находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений, т.к. в концентрированном виде выражают классовые интересы, что и определяет их главенствующее положение. Экономические и научно-технические. В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от политических отношений. Внешняя политика направлена, как правило, на защиту экономических отношений, которые влияют на формирование мирового рынка, международного разделения труда. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами. Идеологические отношения – относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характерна общая тенденция – к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений. Международно-правовые отношения – предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Международно-правовой механизм позволяет участникам защитить свои интересы, развивать взаимоотношения, предотвращать конфликты, решать спорные вопросы, поддерживать мир и безопасность в интересах всех народов. Международно-правовые отношения носят универсальный характер и основываются на системе общепризнанных принципов. Кроме общепризнанных норм, регулирующих все виды международных отношений, существуют и специфические нормы, которые регулируют их специальные направления (дипломатическое право, морское торговое право, международный арбитраж, суд и т.д.). Военно-стратегические отношения, к которым относится обширная сфера специфических общественных, международных отношений, так или иначе связанных с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы. Создание ядерного оружия радикально изменило характер, масштабы и интенсивность военно-политических отношений государств: союзнические, конфронтационные, кооперационно-конфронтационные. Культурные отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации. Все виды международных отношений могут существовать в различных формах, которые весьма разнообразны: · политические: правовые, дипломатические, организационные и т.д.; · экономические: финансовые, торговые, кооперативные и т.д.; · идеологические: соглашения, декларации, диверсии, психологическая война и т.д.; · военно-стратегические: блоки, союзы и т.д.; · культурные: гастроли артистов, обмен информацией, выставки и т.д. Система международных отношений находится в постоянном развитии и совершенствовании, появляются новые виды, уровни отношений, их формы наполняются новым содержанием. Международные отношения находят свое реальное воплощение во внешнеполитической деятельности государств, партий и т.д. |
56) Геополитика – наука, изучающая и анализирующая в единстве географические, исторические, политические и другие взаимодействующие факторы, влияющие на стратегический потенциал государства. Объектом геополитики как науки является планетарное пространство и ресурсы, которыми оно обладает, геополитические процессы и явления в мировом сообществе как системе. [186] Предметом геополитики является взаимосвязь государственной политики и пространственных характеристик государственности [187], геополитические интересы и отношения субъектов мировой политики.
Геополитическая практика существует с давних пор. Ассирийские цари, завоевывая новые территории, предпринимали меры по их закреплению путем изменения этнического состава этих территорий, уже тогда появились первые геополитические идеи.[188] Геополитика как наука возникла и развивалась, в общем, в русле эволюции научной мысли на рубеже XIX - XX вв. Первоначально она представляла собой не что иное, как перенесение на сферу международных отношений строгих естественно - исторических законов, социал-дарвинизма, органицизма и т. д.
57)
то
объединенные правительственные, а также
неправительственные общественно-политические
организации, которые способны по
своему международномустатусу
принимать решения, обязательные для
всех членов сообщества (например, Совет
Безопасности ООН) или же решения
рекомендательного характера. Так, Совет
Безопасности ООН имеет право принимать
экономические санкции к стране (Югославия,
Ирак), не выполняющей его решения. Совет
Безопасности может применять военную
силу к агрессору, использовать вооруженные
силы в миротворческих целях.
В
основе реализации международных
отношений на
ряду с принуждением используется принцип
консенсуса, т.е. взаимного согласия
сторон. Участник разработки Устава ООН,
А.А. Громыко в своих мемуарах описывал
острую борьбу за установление права
"вето". Противники этого права
стремились закрепить в Уставе ООН только
один принцип — принцип подчинения
меньшинства большинству, что на практике
означало узаконение в международных
отношенияхдиктата
США, ибо большинство стран в то время
следовало в фарватере их политики.
Вместе
с тем заметим, что в международных
отношениях силовые
методы и в наше время играют ведущую
роль.
Как
бы ни противились Россия и Беларусь
расширению НАТО на Восток, процесс этот
идет вопреки нашим интересам, ибо сила
на стороне США и их союзников.
Все
это подводит нас к вопросу о легитимности
между народной власти. Она
легитимна, если опирается на
признанные международным сообществом
нормы иинституты, которые
ориентируют на цивилизованность
взаимоотношений, содержат
общечеловеческую мораль и полезные
традиции. Важное значение имеют факторы
легитимации, такие как мировое общественное
мнение, идеология, религиозное сознании