Файл: Методики диагностики восприятия чего не хватает Цель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок. Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками. Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками. Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).
4. «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА»
Цель: диагностика устойчивости, сосредоточенности, объема, переключения и распределения внимания младшего школьника.
Описание: 20 строк букв, по 20 букв в каждой. По сигналу «начали» надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «с» и «м». Через каждую минуту по сигналу «стоп» ученик должен поставить вертикальную черту у той буквы, у которой его застал сигнал. Общая продолжительность работы – 3 минуты.
ж | ф | с | я | а | б | ц | у | и | к | е | н | г | ш | щ | з | х | ф | м | о |
ы | в | а | и | р | о | о | л | д | ж | з | я | ч | м | и | т | ь | с | т | в |
о | б | ю | е | а | в | ы | р | е | н | о | л | б | ж | д | л | о | р | у | к |
ц | у | к | е | н | г | ш | щ | з | х | ф | ы | в | а | п | р | о | л | д | ж |
я | ч | с | м | и | т | ь | б | ю | э | ж | д | л | о | р | п | а | в | в | ы |
е | а | е | ы | ф | я | ч | с | м | и | т | б | ю | ф | ы | в | а | к | й | ц |
э | л | д | ж | э | ц | у | к | е | н | г | ш | щ | н | е | к | ц | ф | у | К |
и | м | с | ч | я | а | х | о | х | р | з | х | о | щ | н | е | к | у | ы | в |
ц | к | э | д | ж | л | о | н | с | а | в | и | ф | ю | в | м | б | ю | и | м |
е | к | у | ц | з | щ | ш | г | н | е | к | у | ц | м | с | ч | ю | т | и | п |
ф | ы | в | а | п | р | о | л | д | ж | з | щ | ш | г | н | е | к | у | н | г |
ж | д | л | о | р | п | ф | ы | в | а | п | р | о | л | д | ж | ю | б | и | м |
ф | ы | в | к | у | ц | е | н | г | ш | щ | л | о | р | п | и | т | м | с | ч |
р | п | а | о | л | д | и | м | с | ч | и | т | б | л | о | д | ш | е | н | г |
а | п | р | о | н | е | г | к | у | в | а | п | л | д | ж | и | т | б | м | с |
п | а | е | к | н | г | о | л | п | д | ж | ш | н | г | к | у | в | м | с | и |
э | л | д | ш | г | н | щ | у | к | е | н | д | о | р | г | с | и | т | п | р |
к | у | е | н | г | ш | л | о | р | д | ж | в | а | п | р | н | д | и | т | в |
в | а | п | р | н | г | о | л | д | и | т | ж | з | х | к | у | п | р | н | е |
с | и | т | р | н | г | е | ц | ы | в | с | и | м | п | р | о | н | е | г | б |
Работоспособность определяется по формуле:
Работоспособность = количество строк x количество строк / количество ошибок
Чем больше работоспособность и чем меньше число ошибок, тем более устойчивым является внимание.
Для исследования переключения внимания можно использовать эту же корректурную пробу, но задание школьникам нужно давать следующим образом: на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей строчке – «к» и «ч», затем опять на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей – «к» и «ч» и т.д.
Оценка результата:
Процент ошибки = 100 x количество строк, неверно отмеченных / общее количество просмотренных строк.
5. «ЧИСЛОВОЙ КВАДРАТ»
Цель: диагностика объема, распределения и переключения внимания.
СОДЕРЖАНИЕ. В квадрате с 25 клетками в случайном порядке расположены числа от 1 до 40. 15 чисел пропущены. Обследуемый должен зачеркнуть в числовом ряду числа, отсутствующие в квадрате. Время на работу – 2 минуты. При обработке подсчитывается количество правильных ответов (пропуск, исправление – ошибка). Оснащение: бланк, демонстрационный плакат, карандаши, секундомер.
ИНСТРУКЦИЯ: перед вами квадрат с 25 числами и числовой ряд из 40 чисел. Вам необходимо за 2 минуты зачеркнуть в числовом ряду числа, отсутствующие в квадрате. Оценка по 9-балльной шкале.
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ
1. «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ПАМЯТИ»
Цель: определение преобладающего типа памяти
Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер. Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.
Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.
Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут. Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут. Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут. Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.
Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а - 10 количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти определяется по тому, в каком из рядовбыло большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.
2. «АРИФМЕТИЧЕСКИЙ ТЕСТ ВЕКСЛЕР»
Цель: определение объема памяти
Ребенку предлагается повторить несколько цифр так, как услышал (прямой порядок).
Например: 13; 4 8 3; 5 7 4 9; 1 6 4 8 6; 2 4 6 3 9 4; 9 4 7 2 5 6 2.
Рекомендуем читать цифры медленно, не спеша, хорошо проговаривая.
■ Предупредить ребенка о том, чтобы он внимательно слушал и старался запомнить цифры. Затем задание усложняется. Ребенок должен повторить цифры в обратном порядке. Например: 8 3, ребенок повторяет: 3 8. Цифровой ряд: 6 2; 1 7 3; 5 2 6 1; 8 2 5 1 9; 3 7 6 1 5 8; 4 6 8 3 7 2 5.
Результат Ребенок покажет хороший уровень развития памяти, если назовет:
■ 5-6 цифр при прямом повторении,
■ 4-5 цифр при обратном повторении
3. «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА»
Цель: изучение особенностей смысловой (логической) памяти
Стимульный материал - отпечатанные короткие, доступные по содержанию рассказы, в которых для качественной и количественной оценки заранее выделены смысловые единицы. Могут использоваться рассказы для детей Л.Н. Толстого.
Инструкция: " Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они в некоторой логической связи. Послушайте внимательно рассказ и затем в течение трех минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя.
Плохой сторож.
У одной/ хозяйки/ мыши/ съели/ в погребе/ сало/. Тогда она/ заперла/ в погреб/ кошку/. А кошка/ съела/ и сало/, и мясо/, еще и выпила/ молоко/".
Оценка результатов: 4 балла - ребенок воспроизвел по памяти 80 % информации и больше. 3 балла - ребенок воспроизвел по памяти 55-80 % информации 2 балла - ребенок воспроизвел по памяти 30-55 % информации 1 балл - ребенок воспроизвел по памяти 0-30 % информации, или не вступил в контакт, не понял инструкцию, не принял задание, не смог себя организовать.
4. «ДИАГНОСТИКА ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ»
Цель: исследовать уровень сформированности логической памяти младшего школьника
Можно использовать следующий методический приём: Прочитайте учащимся три слова, объединенные по смыслу, при этом специально обратите внимание на логическую связь, существующую между словами.
Для исследования можно воспользоваться следующими словами:
Охотник – медведь – берлога
Весна – солнце – ручей
Река – рыболов – уха
Праздник – песня - веселье
Город – улицы – дома
Больница – врач – больные и т.д.
Из этих заданий детям можно предложить любые шесть. Прочитав вслух шесть строк, учитель затем предлагает школьнику карточку, на которой написано первое слово из каждой тройки.
На основании проведенных исследований можно сделать вывод об особенностях памяти учащихся, наметить пути, способствующие лучшему запоминанию, сохранению и воспроизведению учащимися учебного материала.
5. « ДИАГНОСТИКА ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ»
Цель: исследование уровня зрительной памяти младшего школьника.
Можно воспользоваться одной из следующих строчек с буквами, знаками или геометрическими фигурами: Время предъявления строки – 5 сек.
ИНСТРУКЦИЯ: тебе необходимо просмотреть ряд из 10 цифр (10 букв, 10 знаков), постарайтесь их как можно лучше запомнить. Затем необходимо по памяти воспроизвести предъявленные буквы, цифры, знаки, обязательно сохраняя порядок следования.
ОБРАБОТКА ДАННЫХ: правильным считается только в том случае, если правильно назван знак под своим порядковым номером. Показатель 5 и выше считается хорошим.
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ МЫШЛЕНИЯ
1. «ИСКЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО»
Цель: изучение способности к обобщению.
Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа: 1. Лампа, фонарь, солнце, свеча. 2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.3. Собака, лошадь, корова, лось. 4. Стол, стул, пол, кровать. 5. Сладкий, горький, кислый, горячий. 6. Очки, глаза, нос, уши. 7. Трактор, комбайн, машина, сани. 8. Москва, Киев, Волга, Минск. 9. Шум, свист, гром, град. 10. Суп, кисель, кастрюля, картошка. 11. Береза, сосна, дуб, роза. 12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.
Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.
Обработка и анализ результатов. 1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова). 2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда). 3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия. 4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).