Файл: Методики диагностики восприятия чего не хватает Цель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ключ к оценке результатов. Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием.

2. «ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

Цель: выявление уровня осведомленности, выявления существенных признаков, сформированности обобщающих понятий

(направлен на выявление осведомлённости, выявление существенных признаков)

У сапога всегда есть… шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы

В тёплых краях живёт… медведь, олень, волк, верблюд, пингвин

В году… 24 мес., 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.

Месяц зимы… сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март

В нашей стране не живет… соловей, страус, аист, синица, скворец

Отец старше своего сына… часто, всегда, никогда, редко, иногда

Время суток… год, месяц, неделя, день, понедельник

(направлен на сформированность обобщающих понятий)

Окунь, карась …

 Метла, лопата…

 Лето, зима…

 Огурец, помидор…

 Сирень, орешник…

3. «ВЫРЕЖИ ФИГУРУ»

Цель: диагностика наглядно действенного мышления

Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры на рис 8 в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов. Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)

Оценка результатов В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания 10 баллов – все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов. 8-9 баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм 6-7 баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм. 4-5 баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм. 2-3 балла – все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм 0-1 балл – ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм. Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий. 4-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий. 0-1 балл – очень низкий.


4. «ПОСЛОВИЦЫ»

Цель: изучение особенностей мышления

В качестве экспериментально материала использовались два набора карточек. На карточках одного набора были написаны пословицы, на карточках другого - фразы. Часть этих фраз ничего общего с пословицами не имела, но в них были включены слова, упоминающиеся в пословицах, часть же фраз раскрывала смысл предъявленных ребенку пословиц.

Пословицы:

Цыплят по осени считают.

Волка ноги кормят.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Недруг поддакивает, а друг спорит.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Умел ошибиться, умей и поправиться.

Учение свет, а неучение – тьма.

Фразы:

О деле судят по результатам.

Цыплята вырастают к осени.

Одну хорошую книгу прочесть полезнее, чем семь плохих.

Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать.

Злой человек не любит доброго.

Ошибку нужно постараться исправить.

Если ты не прав, то друг всегда докажет тебе, что ты не прав.

Учение дается легче в светлое время суток.

Безделие делает день длиннее.

Прежде, чем что-то сказать – подумай. Слово назад не возьмешь.

Волк догоняет свою добычу, он никогда не сидит в засаде.

Перед испытуемым в беспорядке раскладываются карточки с фразами и пословицами. Предлагается внимательно их прочитать. После этого экспериментатор берет карточки с пословицами и поочередно предъявляет их испытуемому, требуя после каждого предъявления пословицы отыскать в имеющемся у ребенка наборе подходящую по смыслу фразу.

Экспериментатор отмечает в протоколе уровень: «хороший», «средний», «низкий».

5. «ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

Цель: изучение речевых творческих способностей

Тест рассчитан на детей 7-8 лет, умеющих писать и знакомых с понятием родственные, однокоренные слова.

Время выполнения заданий: задание №1 - 5 минут задание №2 - 5 минут задание №3 – 5 минут задание №4 – 20 минут

Общее время выполнения теста 35 минут. Проводится с группой детей. Детям предлагаются следующие задания:

Задание №1. Записать за 5 минут как можно больше слов таким образом, чтобы следующее слово начиналось с последней буквы предыдущего. Продолжить словарный ряд: Адрес, салют, тюльпан…….

Задание №2. Составить и написать как можно больше слов из букв слова Пилка (ориентированность, группировка, водопровод и др.)



Задание №3. Подобрать и написать как можно больше слов, родственных слову снег (лес, туча, дождь, стол, стул и др.)

Задание №4. Составить и написать окончание сказки: «Жил-был врач в сельской местности. Был у него дом, а собаки не было. Однажды он ушел на вызов к больному, а вместо собаки оставил чернильницу. А тут как раз решил залезть в его дом вор…..»

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЗАДАНИЙ ТЕСТА: В первом, втором и третьем заданиях подсчитывается количество верно написанных слов. Например, во втором задании необходимо следить, чтобы буквы из слова пилка не использовались в одном слове дважды и чтобы дети составили реально существующие слова. В четвертом задании ответ ребенка оценивается в пятибалльной шкале. 1 балл – ребенок отказался от выполнения задания. 2 балла – не написано ни одного целого предложения. Написанное представляет набор словосочетаний или отдельных слов. 3 балла – написано хотя бы одно целое, законченное предложение. 4 балла – написано хотя бы два законченных предложения. Предложения связаны логикой и единым замыслом.5 баллов – написанная ребенком сказка имеет конец. Ясно выражена идея произведения, можно выделить кульминацию и вывод. Количество слов в первых трех заданиях и оценку по четвертому заданию складываем и получаем суммарный балл по тесту.

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ РЕЧИ

1. «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

Цель: позволяет получить информацию о соответствующем познавательном процессе, а именно определения понятий (в данном случае в отличие от исследования мышления обращается внимание на владение словом ври выражении мысли, а не на саму мысль)

В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:

Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объ­единять, бить, тупой.

Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, вкладывать, толкать, режущий.

Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

Перед началом диагностики ребенку предлагается следую­щая инструкция:

«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово например «велосипед». Как бы ты объяснил это?»


Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранной наугад из пяти предложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться. За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.

Замечания.

1. Дети могут сами читать стимульные слова, если они умеют это делать и если чтение не вызывает у них затруднений. Во всех остальных случаях экспери­ментатор сам читает ребенку слова.

2. Перед тем как ребенок попытается дать определение слову, необходимо убедиться в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью следующего вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?» Если получен со стороны ребенка утвердительный ответ, то после этого экспериментатор предлагает ребенку самостоятельно дать определение этого слова и засекает отводимое на это время.

3. Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку — 0,5 балла. При совершенно неточном определении — 0 баллов.

Оценка результатов.Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное — 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора. При повторном проведении психодиагностики одного и того же ребенка при помощи данной методики рекомендуется пользоваться разными наборами слов, так как ранее данные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.

Выводы об уровне развития:

10-8 баллов

хороший уровень

7-4 баллов

средний уровень

3-0 баллов

низкий уровень


2. МЕТОДИКА О. С. ГАЗМАН И Н. Е. ХАРИТОНОВОЙ

Цель: оценка речи младших школьников

Школьнику предлагается составить рассказ по картинке. На картинке – бытовой сюжет.

Оценка результата.
Хороший уровень – ребенок говорит полными предложениями, использует в своей речи эпитеты, у него хороший словарный запас. При описании картинки используются разные части речи

Средний уровень – школьник составляет предложение медленно, с трудом подбирает нужное слово, но в целом картинка описана.

Низкий уровень – ребенок плохо составляет предложения, у него маленький словарный запас.

3. «ДИАГНОСТИКА СВЯЗНОЙ РЕЧИ»

Цель: оценить уровень связности устной речи

Инструкция:«Послушай внимательно рассказ. Постарайся запомнить его название. Сначала я тебе расскажу этот рассказ, а потом ты постараешься рассказать его Буратино».

 Пример текста: Два козлика Два упрямых козлика встретились на узком бревнышке, переброшен­ном через ручей. Вдвоём перейти ручей было невозможно; нужно было кому-нибудь вернуться назад, дать другому дорогу и подождать.

—     Уступи мне дорогу, — сказал один козлик.

—     Вот ещё! Я первый взошёл на мост.

Тут оба столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и стали драться. Но бревно было мокрое: оба упрямца поскользнулись и упа­ли прямо в воду.

(По К.Д. Ушинскому)

Оценка:

3 балла — запомнил название рассказа, пересказ полный, логичный;

2 балла — не запомнил название рассказа; пересказал, допуская ошибки, и/или пересказ неполный;

1 балл — самостоятельно не пересказал, отвечал на вспомогательные вопросы логопеда;

0 баллов — не мог ответить на вопросы логопеда.

4. «МЕТОДИКА Т. Н. ФОТЕКОВОЙ»

Цель: диагностика устной речи младшего школьника

I.Сенсомоторный уровень речи.

1.Фонематическое восприятие: -Повторяй за мной слоги как можно точнее. БА-ПА ПА-БА СА-ША ША-СА ША-ЖА-ША-ЖА-ША-ЖА ЦА-СА-ЦА-СА-ЦА-СА РА-ЛА-РА-ЛА-РА-ЛА

2.Артикуляционная моторика: -Смотри внимательно и повторяй за мной движения. *губы в улыбке * «лопатка» * «иголочка» * «маятник» * «улыбка- трубочка»

3. Звукопроизношение. -Повторяй за мной. *собака-маска-нос *сено-василёк-высь *замок-коза *зима-магазин*цапля-овца-палец *шуба-кошка-камыш *жук-ножи *щука-вещи-лещ *чайка-очки-ночь *рыба-корова-топор *река-варенье-дверь *лампа-молоко-пол *лето-колесо-соль

4.Звуко-слоговая структура слова: -Повторяй за мной. *танкист *космонавт *сковорода *аквалангист *термометр

II.Грамматический строй речи.

1.Повтори предложение.*Птичка свила гнездо. *В саду много красных яблок. *Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. *Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно. *На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.