Файл: Основы проектирования предприятий автомобильного транспорта.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы автомобильный парк предприятий автомобильного транспорта значительно изменился. Изменилось и оснащение предприятий автомобильного транспорта технологическим оборудованием. Многие предприятия автомобильного транспорта имеют в своем распоряжении современные высокоэффективные машины и оборудование для выполнения ТО и ремонтных работ.
Современный уровень развития предприятий автомобильного транспорта, а также техники и технологии машиностроения, требует от специалистов высокого уровня знаний и навыков проектирования предприятий автомобильного транспорта.
Целью создания данного учебного пособия является формирование у студентов знаний теоретических основ и методов экономичного проектирования предприятий автомобильного транспорта, расширение мировоззрения студентов, приобретение комплекса специальных знаний и умений, необходимых для проектирования предприятий автомобильного транспорта на основе современных научных и технических достижений отечественного и современного строительства.
Основная цель дисциплины
«Проектирование предприятий автомобильного транспорта»
− подготовка специалистов, умеющих обеспечить на предприятии автомобильного транспорта необходимую функциональность, требуемую производительность и минимальную стоимость его изготовления.
Для того чтобы рационально организовать работу на предприятии автомобильного транспорта, обеспечить необходимую функциональность, требуемую производительность и минимальную стоимость его изготовления, нужны высококвалифицированные специалисты, владеющие передовой технологией работ, творчески относящиеся к своему делу и использующие последние достижения науки и техники. Настоящее учебное пособие призвано способствовать подготовке таких инженерных кадров.
58
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
А
Анализ деятельности конкретного АТП 49
количественных показателей 52 состояния ПТБ 14, 18, 52
технического состояния элементов ПТБ 50, 53 факторов, влияющих на планировку 30
В
Варианты маршрутов 32
расположения 42, 44 сочетаний и расположений производственных участков 44
Выбор земельного участка 23, 34
и обоснование режима работы зон и участков 27
планировочного решения 30
рациональной и эффективной формы капитальных затрат 16
рациональных форм кооперации 56 сетки колонн 39
З
Задание на проектирование 24, 25, 29, 38, 50
Задачи проектирования 50
П
Показатели годового объема работ 54
действующих предприятий 49 территории предприятия 53, 54
технико-экономические 16, 24, 25
Проектирование
АТП 25 отдельно стоящего здания 35
реконструкции предприятия 53 типовое 24
59
Р
Рабочий проект 25
Решение задачи 22
объемно-планировочное 34, 38, 39
планировочное 46, 47
проектное 50, 53
производственных задач 55
рациональное планировочное 41
С
Строительные изделия, материалы, оборудование 17 конструкции 40 конструкции и материалы 30 планы и разрезы зданий 50 решения 25
чертежи 26
Э
Экономическая эффективность 51
60
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Автомобилеместа ожидания – места в производственной зоне, занимаемые автомобилями, ожидающими постановки их на рабочие посты.
Автомобилеместа хранения – места, занимаемые в зоне хранения автомобилями, готовыми к выдаче и принятыми в ТО и ремонт.
Автообслуживающие предприятия – предприятия, осуществляющие сервисное и техническое обслуживание автомобилей различных форм собственности, но не участвующих в процессе перевозок.
Автотранспортные предприятия – предприятия, предназначенные для перевозки грузов или пассажиров, а также выполнения работ по ТО, ТР, хранению и материально-техническому обеспечению подвижного состава.
Автопоезд — транспортное средство, состоящее из тягача и полуприцепа или прицепа (прицепов), соединенных тягово-сцепным устройством (тягово- сцепными устройствами).
БЦТО
− самостоятельные предприятия или входящие в состав объединений автомобильного транспорта и выполняющие наиболее трудоемкие виды ТО и ТР для подвижного состава различных АТП и организаций или филиалов объединений, расположенных в районе деятельности базы.
Генплан предприятия
− это план отведенного под застройку земельного участка территории, ориентированный в отношении проездов общего пользования и соседних владений, с указанием на нём зданий и сооружений по их габаритному очертанию, площадки для безгаражного хранения подвижного состава, основных и вспомогательных проездов и путей движения подвижного состава по территории.
Изменение конструкции АТС –исключение предусмотренных или установка непредусмотренных конструкцией АТС составных частей и предметов оборудования, влияющих на его характеристики безопасности.
Исправное состояние – состояние транспортного средства, при котором оно соответствует всем требованиям настоящего технического регламента.
Испытательный центр – центр, аккредитованный в установленном порядке, включающий в себя орган по сертификации и испытательную лабораторию и имеющий в своем штате экспертов по автомобилестроению, гаражному оборудованию, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.
Категория АТС – подразделение АТС в соответствии с классификацией, принятой по Женевскому соглашению.
Колесные тормозные механизмы – устройства, предназначенные для создания искусственного сопротивления движению АТС за счет трения между вращающимися и неподвижными частями колеса.
Коридор движения – часть опорной поверхности, правая и левая границы которой обозначены для того, чтобы в процессе движения горизонтальная проекция АТС на плоскость опорной поверхности не пересекала их ни в одной точке.
61
Механическое транспортное средство – транспортное средство, приводимое в движение двигателем.
Новое строительство – возведение комплекса зданий и сооружений основного (для ТО, ТР и хранения подвижного состава), административно- бытового и технического назначения (трансформаторная подстанция, насосная, компрессорная и т. п.) вновь создаваемого АТП, а также зданий и сооружений филиала или отдельного производства действующего АТП, сооружаемых на новом земельном участке с целью создания дополнительных производственных мощностей, которые после ввода в эксплуатацию должны находиться на самостоятельном балансе.
Передача в эксплуатацию транспортного средства – передача транспортного средства продавцом покупателю (при первичном размещении на рынке) или передача транспортного средства специализированной организацией владельцу после проведения технического обслуживания и/или ремонта.
Прицеп – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.
ПТБ предприятий автомобильного транспорта – совокупность зданий, сооружений, оборудования, оснастки и инструмента, предназначенных для ТО,
TP и хранения подвижного состава
Процесс подготовки АТС к передаче в эксплуатацию – совокупность технических воздействий, обеспечивающих соответствие АТС требованиям безопасности.
Разрешенная максимальная масса – максимальная масса снаряженного
АТС с грузом (пассажирами), установленная изготовителем в качестве максимально допустимой согласно эксплуатационной документации.
Расширение АТП – строительство (дополнительно к имеющимся) новых зданий и сооружений на существующей территории предприятия, а также увеличение площади существующих зданий и сооружений за счет пристройки или надстройки их с целью создания дополнительных производственных мощностей.
Реконструкция АТП – переустройство существующих зданий и сооружений, связанное с совершенствованием технологических процессов, внедрением нового прогрессивного оборудования, повышением эффективности функционирования ПТБ, улучшением санитарно-гигиенических условий труда, осуществлением технических мероприятий по улучшению охраны окружающей среды. В отличие от расширения реконструкция АТП осуществляется, как правило, без увеличения площади зданий и сооружений.
Ремонт – комплекс операций по восстановлению исправного состояния транспортного средства и/или его составных частей.
Система
транспортного
средства
– совокупность устройств, предназначенных для реализации конкретной функции или обеспечения безопасности транспортного средства.
62
Снаряженное состояние АТС – состояние АТС без груза (пассажиров) с заполненными емкостями систем питания, охлаждения и смазки, с комплектом инструментов и принадлежностей (включая запасное колесо), предусмотренных изготовителем
АТС согласно эксплуатационной документации.
Составные части и предметы оборудования АТС – агрегаты, узлы и детали, устанавливаемые и/или используемые в конструкции АТС, к которым предъявляют требования, регламентируемые нормативными документами.
Специализированная
организация
– юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие право проводить технические воздействия на транспортные средства и декларирующие соответствие транспортных средств, передаваемых в эксплуатацию, требованиям настоящего технического регламента.
Специализированное оборудование – устройства и инструменты, предназначенные для осуществления технических воздействий на транспортные средства, в том числе гаражное оборудование.
СТО – специализированное предприятие, предназначенное для выполнения всех видов ТО и ТР автомобилей индивидуального пользования, мелких предприятий и организаций.
Техническое воздействие – комплекс операций, включающих техническое обслуживание и/или ремонт необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации транспортных средств, а также контрольно- диагностические работы, проводимые в целях контроля соответствия характеристик транспортных средств требованиям безопасности.
Техническое обслуживание – комплекс операций или операция по поддержанию исправного состояния транспортного средства и/или его составных частей в соответствии с инструкциями завода-изготовителя АТС.
Техническое перевооружение АТП – выполнение комплекса мероприятий, направленных на повышение технико-экономического уровня производства или отдельных элементов ПТБ без увеличения общей мощности предприятия.
Техническое состояние АТС – совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров АТС, определяющая возможности его применения по назначению.
Транспортные средства (автотранспортные средства, АТС) – легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования Российской Федерации и подразделяемые на категории в соответствии со статьей 4 главы II технического регламента.
Эксперт по сертификации – физическое лицо, прошедшее процедуру сертификации на право проведения работ по сертификации продукции, услуг, систем качества и имеющее сертификат компетентности эксперта.
63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кузнецов, Е. С. Производственная база автомобильного транспорта:
Состояние и перспективы / Е. С. Кузнецов, И. П. Курников. – М.: Транспорт,
1988. – 231 с.
2. Напольский, Г. М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания: учебник для вузов / Г. М.
Напольский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1993. – 271с.
3. Масуев, М. А. Проектирование предприятий автомобильного транспорта: учеб. пособие для вузов / М. А. Масуев. – М.: Академия, 2007. –
(Высшее профессиональное образование. Транспорт). – 220 с.
4. Техническая эксплуатация автомобилей: учебник для вузов / под ред.
Е. С. Кузнецова. – М.: Наука, 2004. – 535 с.
5. Бортников, С. П. Технологическая планировка производственных зон и участков: методические указания к лабораторным работам по дисциплине
«Основы проектирования предприятий автомобильного транспорта» / С. П.
Бортников.
− Ульяновск: УлГТУ, 2006. − 23 с.
6. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. – М.: Транспорт, 1988. – 72 с.
7. Типовые проекты рабочих мест на автотранспортном предприятии. – М.:
Транспорт, 1977. – 197 с.
8. Чумаченко, Ю. Т. Эксплуатация автомобилей и охрана труда на автотранспорте: учебник / Ю. Т. Чумаченко, В. Г. Чумаченко, А. В. Ефимова. –
Ростов н/Д.: Феникс, 2001.
9. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта. ОНТП-01-91/ Минавтотранс. – М. : 1991.
10. Типовые проекты организации труда на производственных участках автотранспортных предприятий. Части 1 и 2. – М.: ЦНОТ и УП Минавтотранс,
1985.
11. СНиП 1.02.01
−
85. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений / Госстрой СССР. – М.: ЦИТП Госстроя
СССР, 1986. – 40 с.
12. Еремин, В. Г. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в машиностроении: учебное пособие для вузов / В. Г. Еремин и др. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 2002. – 400 с.
13. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте.
(ПОТ РМ-027-2003). – М.: ЭНАС, 2003.
14. Табель технологического оборудования для автотранспортных предприятий различной мощности, ПТК и БЦТО. Российский государственный автотранспортный концерн «Росавтотранс», производственно-техническая фирма. – М., 1992.
64
Учебное издание
БОРТНИКОВ Сергей Петрович
Основы проектирования предприятий
автомобильного транспорта
Учебное пособие
Редактор О. С. Бычкова
Подписано в печать 27.12.2008. Формат 60×84/16.
Бумага офсетная. Усл. печ. л. 3,66.
Тираж 100 экз. Заказ 564.
Ульяновский государственный технический университет
432027, Ульяновск, Сев. Венец, 32.
Типография УлГТУ, 432027, Ульяновск, Сев. Венец, 32.