Файл: Основы проектирования предприятий автомобильного транспорта.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
51 оборудования и расстановку его на плане производственных зданий и сооружений. Кроме того, в объем технологической части проекта реконструкции АТП входит: составление заданий на разработку смежных частей проекта (отопления, вентиляции, водопровода, электроснабжения и т. д.).
На 4-м этапе определяется экономическая эффективность выполненного проекта реконструкции АТП. Она включает сопоставление достигнутых в проекте технико-экономических показателей с нормативными показателями, действующими на автомобильном транспорте, а также с показателями АТП до его реконструкции.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит особенность разработки проекта реконструкции АТП?
2. В чем отличие проекта реконструкции от проектирования для нового строительства?
3. В каких случаях допускаются отдельные отступления от нормативных требований рекомендательного характера при разработке проекта реконструкции?
4. Приведите примеры возможных отступлений от нормативных требований.
5. Сформулируйте в обобщенном виде задачу реконструкции действующего
АТП.
6. Назовите основные этапы разработки проекта реконструкции АТП.
7. Чем завершается первый этап проекта реконструкции АТП?
8. Что включает в себя второй этап проекта реконструкции АТП?
9. Что осуществляется на третьем этапе проекта реконструкции АТП?
10. Что определяется на четвертом этапе проекта реконструкции АТП?
52
РАЗДЕЛ 5. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА СООТВЕТСТВИЕ ОБЪЕМАМ
И СОДЕРЖАНИЮ РАБОТ
5.1. Анализ состояния ПТБ – общие положения
Для разработки проекта реконструкции действующего АТП проводится анализ количественных показателей обеспеченностипредприятия элементами
ПТБ и рабочей силой, а также качественного состояния ПТБ, включая организацию территории предприятия, характеристику зданий и сооружений, организацию и технологию производства, оснащенность оборудованием и т. п.
Опыт разработки проектов реконструкции АТП показывает, что при проведении анализа состояния существующей
ПТБ целесообразно придерживаться следующих основных положений.
Во-первых, необходимо установить соответствие существующей ПТБ и отдельных ее элементов действующим на период проведения обследования нормативам и правилам, а также требованиям научно-технического прогресса.
Во-вторых, следует руководствоваться принципом системного комплексного подхода к анализу состояния ПТБ, суть которого заключается не в установлении механической фиксации факторов несоответствия того или иного параметра действующим нормам и требованиям, а в нахождении технического решения, позволяющего не только формально устранить отмеченный недостаток, но и найти вариант улучшения этого показателя, повысить эффективность использования каждого элемента имеющегося производственного потенциала, достичь наивысшего результата в процессе разработки проекта реконструкции. Именно поэтому наряду с «анализом состояния» рассматриваются и «перспективы развития». Комплексный системный подход не допускает разделения этих процессов, т. е. одновременно с рассмотрением существующего положения должен происходить поиск путей и способов совершенствования отдельных элементов ПТБ и предприятия в целом.
И в-третьих, что не менее важно, анализ существующего состояния ПТБ, а тем более разработка перспективных направлений развития АТП, требуют применения творческого подхода, инженерной интуиции и определенной смелости в принятии решений, базирующихся на глубоких и всесторонних знаниях.
Таким образом, рассматриваемый этап предпроектной проработки является основой для дальнейшего формирования технических решений проекта реконструкции действующего АТП.
53
5.2. Анализ состояния ПТБ – исходные данные
На основе собранных материалов производятся анализ технического состояния элементов ПТБ действующего АТП и определение возможности перспективного их развития. Оценку элементов ПТБ необходимо проводить не только с позиции количественных характеристик, но и с точки зрения качественного их состояния. Только всесторонний анализ двух этих аспектов позволит в дальнейшем разработать эффективное проектное решение.
Проведению анализа реконструируемого АТП предшествуют подробное изучение состояния объекта и сбор исходных данных. Это ответственный этап предпроектной работы, от качества выполнения которого во многом зависит эффективность принимаемых в последующем проектных решений.
Исходные данные можно условно разделить на следующие группы:
• общие сведения;
• численность парка подвижного состава и режим его эксплуатации;
• штаты предприятия;
• показатели территории предприятия;
• характеристика основных зданий и сооружений;
• характеристика производственных участков;
• организация работ ТО и ТР подвижного состава;
• сведения о наличии основного технологического оборудования.
Общие сведения. В их состав включаются следующие основные данные: наименование, назначение и тип предприятия
(автономное или кооперированное АТП, филиал (эксплуатационный, производственный), БЦТО,
ПТК, СТО, ДСП и т. п.); мощность предприятия (численность эксплуатируемых или обслуживаемых автомобилей); год ввода предприятия в эксплуатацию; год начала деятельности предприятия в настоящем качестве
(при условии изменения производственного профиля, специализации); стоимость «пассивной» части ОПФ предприятия (зданий, сооружений, оборудования, сетей, коммуникаций и пр.) без стоимости подвижного состава и др.
Численность парка подвижного состава и режим его эксплуатации.
Категория условий эксплуатации, среднесуточный (среднегодовой) пробег единицы подвижного состава, число дней работы в году, время в наряде, средний коэффициент технической готовности, средний возраст подвижного состава указываются раздельно по каждой группе моделей подвижного состава, определяемые на период проведения обследования или по отчетным данным
АТП.
Указанные сведения необходимы для прогнозирования перспективных показателей при подготовке данных к заданию на проектирование реконструкции предприятия, а в последующем для сопоставления их с отчетными показателями при оценке эффективности проектных решений.
Если на АТП есть группы автомобилей одной модели, но имеющие различную категорию условий эксплуатации, то их показатели следует
54 указывать раздельно. Это же положение относится и к моделям грузовых автомобилей, эксплуатируемых как одиночные и в составе автопоездов.
Штаты предприятия. Представляются раздельно по основным категориям работающих (производственные рабочие по ТО и ТР подвижного состава, вспомогательные рабочие, эксплуатационный персонал,младший обслуживающий персонал и пожарно-сторожевая охрана).
Показатели территории АТП. Включают общую площадь земельного участка, площадь застройки территории, а также площади застройки отдельных зданий и сооружений, коэффициент застройки, площади асфальтирования и озеленения, число автомобиле-мест хранения подвижного состава (закрытого, открытого без подогрева, открытого с подогревом).
Характеристика основных зданий и сооружений. Включает такие данные, как площадь застройки, полезная площадь (с разбивкой на площадь производственно-складских и административно-бытовых помещений), число этажей, материал основных строительных конструкций (каркас, несущие конструкции перекрытия, перекрытие (покрытие), ограждение, высота помещений до низа несущих конструкций, строительный объем, балансовая стоимость, оценка состояния).
Оценка состояния здания (сооружения) определяется тремя показателями
(хорошее, удовлетворительное и не удовлетворительное) и устанавливается экспертным путем в зависимости от срока службы, вида и качества основных строительных конструкций, степени их износа, соответствия конструкции здания производственному назначению по действующим нормам и правилам и т. п.
Характеристика производственных участков, Включает следующие основные показатели: площадь, численность работающих (в том числе по сменам), продолжительность работы участка в сутки, условия труда (состояние вентиляции, освещения, температуры, оцениваемых экспертным методом: хорошее, удовлетворительное, плохое), число постов (универсальных, специализированных, на поточных линиях, для автопоездов), число мест ожидания (в помещениях и на открытых площадках), уровень и степень механизации производственных процессов, а также другие данные, отражающие специфику производственного участка. Состав обследуемых участков определяется задачами реконструкции.
Организация ТО и ТР. Определяется режимом работы производства, годовым объемом работ, числом производственных рабочих, постов и другими показателями, которые приводятся раздельно по видам технических, воздействий и основным моделям подвижного состава, входящим в технологически совместимые группы.
Показатели годового объема работ указываются по основным моделям подвижного состава при наличии отчетных данных, а при отсутствии – в целом по парку подвижного состава АТП. Число постов ТО и ТР при их специализации по типу подвижного состава приводится отдельно по основным моделям. В противном случае они указываются общим числом.
55
В этом разделе приводятся существующие методы организации производства ТО и ТР подвижного состава, его агрегатов и узлов (на поточных линиях, на индивидуальных специализированных или универсальных постах, агрегатно-узловой метод, индивидуальный и т. д.); принципы организации труда в производственных подразделениях
(комплексные или специализированные бригады, бригады, закрепленные за колонной автомобилей, индивидуальная организация и т. п.); методы управления производством и т. д.
В условиях кооперации производства приводятся сведения о выполнении отдельных видов работ ТО и ТР подвижного состава на других предприятиях, а также виды технических услуг, оказываемые данным АТП для других предприятий, организаций или индивидуальных владельцев.
В зависимости от конкретных условий информация об организации ТО и
ТР может уточняться и дополняться.
Сведения о наличии основного технологического оборудования.
Представляются в форме ведомости, в которой указываются: наименование оборудования, его краткая характеристика, модель, количество, состояние
(процент износа), использование оборудования (часов в сутки). В состав ведомости включаются все виды основного технологического оборудования, промышленного и индивидуального (собственного) производства, которое может быть использовано при реконструкции АТП.
1 2 3 4
5.3. Перспективы развития АТП
Для разработки основных направлений и проекта реконструкции ПТБ необходимо прежде всего учитывать перспективу и условия развития данного предприятия:
• численность и структуру подвижного состава, интенсивность и условия его эксплуатации;
• возможную организационно-технологическую форму функционирования производства АТП;
• размеры капитальных вложений, выделяемых на реконструкцию;
• сроки реконструкции.
При реконструкции АТП наряду с решением производственных задач должны в полной мере учитываться социальные аспекты, вопросы охраны окружающей среды и т. п.
Численность и структура подвижного состава определяются исходя из возможных изменений объемов и видов перевозок, которые устанавливаются на основе схем развития автомобильного транспорта объединений; управлений и регионов.
Одним из главных условий развития и совершенствования ПТБ является ее организационно-технологическая форма производства ТО и ТР подвижного состава (автономная или кооперированная).
Для разработки основных направлений и проекта реконструкции ПТБ необходимо прежде всего учитывать перспективу и условия развития данного предприятия:
• численность и структуру подвижного состава, интенсивность и условия его эксплуатации;
• возможную организационно-технологическую форму функционирования производства АТП;
• размеры капитальных вложений, выделяемых на реконструкцию;
• сроки реконструкции.
При реконструкции АТП наряду с решением производственных задач должны в полной мере учитываться социальные аспекты, вопросы охраны окружающей среды и т. п.
Численность и структура подвижного состава определяются исходя из возможных изменений объемов и видов перевозок, которые устанавливаются на основе схем развития автомобильного транспорта объединений; управлений и регионов.
Одним из главных условий развития и совершенствования ПТБ является ее организационно-технологическая форма производства ТО и ТР подвижного состава (автономная или кооперированная).
56
Выбор рациональных форм кооперации в каждом случае определяется на основе анализа группы или всех АТП, входящих в состав объединения или управления автомобильного транспорта.
Размеры капитальных вложений, выделяемых на реконструкцию, сроки ее проведения и этапность устанавливаются исходя из конкретных возможностей и условий работы АТП.
При этом следует иметь в виду, что реконструкция АТП происходит в условиях действующего производства без его полной остановки. Достигается это прежде всего поэтапным осуществлением строительно-монтажных работ с последовательным вводом в действие отдельных реконструируемых производственных подразделений предприятия.
Контрольные вопросы
1. Чего необходимо придерживаться при проведении анализа состояния существующей ПТБ?
2. Что является основой для формирования технических решений проекта реконструкции действующего АТП?
3. Что предшествует проведению анализа реконструируемого АТП?
4. На какие группы условно делятся исходные данные, необходимые для анализа реконструируемого АТП?
5. Какие данные входят в состав общих сведений?
6. Что включают в себя показатели территории АТП?
7. Какие данные включает характеристика основных зданий и сооружений?
8. Какие показатели включает характеристика производственных участков?
9. Чем определяется организация ТО и ТР?
10. Как представляются сведения о наличии основного технологического оборудования?
11. Что необходимо прежде всего учитывать при разработке основных направлений и проекта реконструкции ПТБ?
12. Что должно, наряду с решением производственных задач, в полной мере учитываться при реконструкции АТП?
13. Исходя из чего определяются численность и структура подвижного состава реконструируемого АТП?
14. Что является одним из главных условий развития и совершенствования
ПТБ?
15. Чем определяется выбор рациональных форм кооперации в каждом конкретном случае при реконструкции АТП?
16. Исходя из чего устанавливаются размеры капитальных вложений, выделяемых на реконструкцию, сроки ее проведения и этапность при реконструкции АТП?