Файл: Основы проектирования предприятий автомобильного транспорта.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ульяновский государственный технический университет
С. П. БОРТНИКОВ
Основы проектирования предприятий автомобильного транспорта
Учебное пособие
Ульяновск
2008
2
УДК 629.113.004(075
)
ББК 30.82 я7
Б 83
Рецензенты:
Зав. кафедрой «Тракторы и автомобили» ФГОУ ВПО
«Ульяновская ГСХА» канд. техн. наук, доцент П. Н. Аюгин.
Генеральный директор ООО «УНИТЕК» д-р техн. наук В. В. Епифанов.
Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия.
Бортников, С. П.
Б 83 Основы проектирования предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие / С. П. Бортников.
− Ульяновск : УлГТУ, 2008. − 63 с.
ISBN 978-5-9795-0391-2
Пособие написано в соответствии с типовой и рабочей программами дисциплины
«Проектирование предприятий автомобильного транспорта».
Содержит классификацию предприятий автомобильного транспорта, описание структуры и состава производственно-технической базы предприятий, этапы и методы проектирования и реконструкции предприятий. В пособии приведены планировочные решения предприятий различного назначения и мощности, методы адаптации типовых проектов и дан анализ производственно-технической базы действующих предприятий на соответствие объемам и содержанию работ.
Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения направления
653300 «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования» специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство».
УДК 629.113.004(075)
ББК 30.82 я7
© С. П. Бортников, 2008
ISBN 978-5-9795-0391-2 © Оформление. УлГТУ, 2008
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................................................4
РАЗДЕЛ 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО
ТРАНСПОРТА. СТРУКТУРА И СОСТАВ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
БАЗЫ ПРЕДПРИЯТИЙ..................................................................................................................7
1.1. Автотранспортные предприятия: назначение и классификация .......................................7 1.2. Автообслуживающие предприятия: назначение и классификация...................................9 1.3. Основная задача и краткая характеристика производственно-технической базы АТП......................................................................................................................................13 1.4. Пути развития производственно-технической базы АТП................................................14 1.5. Формы развития производственно-технической базы АТП ............................................16 1.6. Факторы, влияющие на эффективность функционирования ПТБ ..................................18 1.7. Основные направления развития и совершенствования ПТБ .........................................20 1.8. Роль проектирования в развитии производственно-технической базы АТП.................22
РАЗДЕЛ 2. ЭТАПЫ И МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ
ПРЕДПРИЯТИЙ ............................................................................................................................24
2.1. Задание на проектирование АТП. Стадии проектирования.............................................24 2.2. Проектирование АТП в одну стадию.................................................................................25 2.3. Основные этапы технологического проектирования АТП ..............................................26 2.4. Выбор и обоснование исходных данных для расчета производственной программы..28
РАЗДЕЛ 3. ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНОГО
НАЗНАЧЕНИЯ И МОЩНОСТИ ...............................................................................................30
3.1. Основные требования к планировке АТП .........................................................................30 3.2. Генеральный план АТП .......................................................................................................33 3.3. Объемно-планировочное решение зданий АТП ...............................................................38 3.4. Основные положения унификации объемно-планировочных решений.........................40 3.5. Требования к взаимному расположению помещений в плане здания............................41 3.6. Технологическая планировка зон ТО и ТР ........................................................................45
РАЗДЕЛ 4. МЕТОДЫ АДАПТАЦИИ ТИПОВЫХ ПРОЕКТОВ ..........................................48
4.1. Особенность разработки проекта реконструкции предприятия......................................48 4.2. Основные этапы разработки проекта реконструкции предприятия................................49
РАЗДЕЛ 5. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА СООТВЕТСТВИЕ ОБЪЕМАМ И
СОДЕРЖАНИЮ РАБОТ .............................................................................................................52
5.1. Анализ состояния ПТБ – общие положения......................................................................52 5.2. Анализ состояния ПТБ – исходные данные ......................................................................53 5.3. Перспективы развития АТП................................................................................................55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................................................57
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ....................................................................................................58
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ...............................................................................................................60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.......................................................................................63
4
ВВЕДЕНИЕ
Работоспособность подвижного состава обеспечивают различные предприятия автомобильного транспорта, предназначенные, в частности, для
ТО, ремонта, хранения автомобилей и обеспечения их эксплуатационными материалами. В зависимости от выполняемых функций эти предприятия подразделяются на автотранспортные (АТП), автообслуживающие и авторемонтные.
Поддержание автомобилей в технически исправном состоянии в значительной степени зависит от уровня развития и условия функционирования производственно-технической базы (ПТБ) предприятий автомобильного транспорта (ПАТ), представляющей собой совокупность зданий, сооружений, оборудования, оснастки и инструмента, предназначенных для технического обслуживания (ТО), текущего ремонта (TP) и хранения подвижного состава.
Поддержание парка автомобилей индивидуального пользования в технически исправном состоянии требует дальнейшего совершенствования и развития ПТБ автотехобслуживания
− станций технического обслуживания
(СТО), автозаправочных станций (АЗС), стоянок и других предприятий.
Строительство новых, расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих ПАТ должны отвечать современным требованиям научно-технического прогресса и условиям рыночной экономики.
Дисциплина «Проектирование предприятий автомобильного транспорта» является одной из важнейших специальных дисциплин при подготовке инженеров по специальности 19060165
− Автомобили и автомобильное хозяйство.
Выписка из ГОС ВПО по специальности подготовки дипломированного специалиста 190601
− Автомобили и автомобильное хозяйство.
Индекс
Наименование дисциплины и ее основные разделы
Всего часов
СД.12 Проектирование предприятий автомобильного транспорта:
Классификация предприятий автомобильного транспорта; структура и состав производственно-технической базы предприятий; этапы и методы проектирования и реконструкции предприятий, законодательное и нормативное обеспечение; планировочные решения предприятий различного назначения и мощности; коммуникации автотранспортных предприятий; понятие о типовом проектировании, методы адаптации типовых проектов; анализ производственно-технической базы действующих предприятий на соответствие объемам и содержанию работ; особенности и этапность реконструкции и технического перевооружения предприятий с учетом ресурсных, технологических и других условий и ограничений.
130
5
В учебном пособии раскрываются следующие дидактические единицы:
• классификация предприятий автомобильного транспорта;
• структура и состав производственно-технической базы предприятий
• этапы и методы проектирования и реконструкции предприятий,
• планировочные решения предприятий различного назначения и мощности;
• понятие о типовом проектировании,
• методы адаптации типовых проектов;
• особенности и этапность реконструкции и технического перевооружения предприятий с учетом ресурсных, технологических и других условий и ограничений
Современный уровень развития предприятий автомобильного транспорта, а также техники и технологии машиностроения, требует от специалистов высокого уровня знаний и навыков проектирования предприятий автомобильного транспорта.
Целями учебного пособия являются: формирование у студентов знаний теоретических основ и методов экономичного проектирования ПАТ, расширение мировоззрения студентов, приобретение комплекса специальных знаний и умений, необходимых для проектирования ПАТ на основе современных научных и технических достижений отечественного и современного строительства. Основная цель
− подготовка специалистов, умеющих обеспечить на ПАТ необходимую функциональность, требуемую производительность и минимальную стоимость его строительства.
Основными задачами учебного пособия являются:
− научить студентов системному подходу к решению комплекса вопросов, связанных с проектированием ПАТ;
− обучить студентов современным методам расчёта, проектирования и эксплуатации высокоэффективного и безопасного в эксплуатации ПАТ;
− сформировать у студентов навыки составления принципиальных планировочных схем размещения оборудования в соответствии с поставленными технологическими, организационными и другими задачами проектирования и эксплуатации предприятия;
− привить студентам навыки в определении рациональной области использования технологических планировок, их выбора; экономической оценки целесообразности спроектированного ПАТ;
− подготовить студентов к самостоятельному решению задач в области проектирования и эксплуатации ПАТ в курсовом и дипломном проектах;
− обучить студентов навыкам использования руководящей и справочной информации.
В результате изучения дисциплины «Проектирование предприятий автомобильного транспорта» студенты должны
иметь представление:
− о современных отечественных и зарубежных ПАТ;
6
знать:
− программно-целевые методы управления производством и принятия решений;
− технические данные, показатели и результаты использования транспорта и транспортного оборудования;
− техническое оснащение и организацию рабочих мест, расчет производственных мощностей, программ и загрузки оборудования;
уметь:
− разрабатывать и принимать участие в реализации мероприятий по повышению эффективности производства, направленных на сокращение расхода материалов, снижение трудоемкости, повышение безопасности и производительности труда;
− внедрять разработанные технические и организационные решения и проекты, оказывать техническую помощь и осуществление авторского надзора при строительстве и сдаче в эксплуатацию проектируемых объектов;
получить навыки:
− изучения и анализа информации, технических данных, показателей и результатов использования транспорта и транспортного оборудования, обобщения и систематизации их, производства необходимых расчетов, используя современную электронно-вычислительную технику.
Методические рекомендации студенту
при освоении содержания учебного пособия
Для успешного освоения содержания учебного пособия студенту необходимо внимательно изучить все разделы, представленные в пособии.
Для более глубокого изучения дисциплины необходимо пользоваться дополнительной литературой, представленной в библиографическом списке.
При обнаружении в тексте новых, неизвестных студенту понятий, необходимо обращаться к словарю терминов пособия, а также к другим техническим словарям.
Для самопроверки усвоения материала студенту необходимо после изучения разделов ответить на контрольные вопросы.
7
РАЗДЕЛ 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО
ТРАНСПОРТА. СТРУКТУРА И СОСТАВ ПРОИЗВОДСТВЕННО-
ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Автотранспортные предприятия: назначение и классификация
АТП предназначены для перевозки грузов или пассажиров, а также выполнения работ по ТО, ТР, хранению и материально-техническому обеспечению подвижного состава.
По характеру перевозок и типу подвижного состава АТП делятся на легковые таксомоторные (рис. 1), легковые по обслуживанию учреждений и организаций, автобусные (рис. 2), грузовые (рис. 3), смешанные (выполняют как грузовые, так и пассажирские перевозки) и специальные, т. е. скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и т. п.
Рис. 1. Легковое таксомоторное АТП
Рис. 2. Автобусное АТП
8
Рис. 3. Грузовое АТП
По целевому назначению, характеру производственно-хозяйственной деятельности, подчиненности и формам собственности АТП могут быть: ведомственные, акционерные, частные и др.
По организации производственной деятельности АТП подразделяются на автономные и кооперированные.
К автономным АТП относятся самостоятельные предприятия, которые осуществляют транспортную работу, хранение и все виды ТО и ТР подвижного состава. Размер таких АТП зависит в основном от численности и типа подвижного состава. Типаж автономных АТП имеет широкий диапазон; для грузовых
− от 100 до 500 единиц подвижного состава, для автобусных − от 100 до 400, для легковых таксомоторных
− от 200 до 1000 единиц.
На автомобильном транспорте общего пользования имеются крупные автономные АТП (автокомбинаты) с числом автомобилей от 600 до 1500 и более, в том числе специализированные по виду перевозок и типу подвижного состава.
К кооперированным относятся
АТП, деятельность которых осуществляется на основе централизации транспортной работы, а также полной или частичной специализации и кооперации производства ТО и ТР подвижного состава.
Совершенствование организации эксплуатационной и инженерно- технической службы обуславливает выделение в составе
АТП эксплуатационных и производственных филиалов.
В эксплуатационных филиалах предусматривается хранение подвижного состава, выполнение ежедневного обслуживания (ЕО), в отдельных случаях
ТО-1 и нетрудоемких работ ТР. Эти филиалы организуются преимущественно в местах интенсивных грузо- и пассажиропотоков, вблизи пунктов массовой загрузки и разгрузки, конечных станций маршрутов пассажирского транспорта, что способствует приближению подвижного состава к потребителям (сокращению нулевых пробегов).
Производственные филиалы создаются для выполнения ТО-1, ТО-2, когда они не производятся в эксплуатационных филиалах, и наиболее трудоемких работ ТР. Централизация ТО и ТР в производственных филиалах
9 способствует более эффективному использованию ПТБ и повышению качества работ.
При небольшой производственной программе, когда организация отдельных видов технических воздействий на отдельных АТП экономически не выгодна, используются различные формы кооперации между АТП по оказанию взаимных услуг по выполнению ТО и ТР.
1.2. Автообслуживающие предприятия: назначение и классификация
Автообслуживающие предприятия предназначены для выполнения ТО,
ТР, хранения автомобилей и снабжения их эксплуатационными материалами.
Такие предприятия могут выполнять эти функции в комплексе или только часть из них. В отличие от АТП эти предприятия перевозочные функции не выполняют.
К этим предприятиям относятся базы централизованного технического обслуживания (БЦТО), производственно-технические комбинаты (ПТК), централизованные специализированные производства (ЦСП), станции технического обслуживания (СТО), автозаправочные станции (АЗС), стоянки автомобилей, пассажирские автостанции и автовокзалы, грузовые автостанции и терминалы, мотели и кемпинги.
БЦТО
− это самостоятельные предприятия или входящие в состав объединений автомобильного транспорта и выполняющие наиболее трудоемкие виды ТО и ТР для подвижного состава различных АТП и организаций или филиалов объединений, расположенных в районе деятельности базы. Состав и объем работ, выполняемых централизованно, определяются в зависимости от условий эксплуатации, расположения и оснащенности АТП, состава парка и других факторов. В объем работ, выполняемых БЦТО, в основном входят наиболее сложные виды профилактических работ (ТО-2, диагностирование) и текущего ремонта.
Размер БЦТО определяется числом закрепленных за ней автомобилей, которое составляет от 800 до 3000. БЦТО специализируются в основном для грузовых автомобилей и автобусов.
Отвечая принципам централизации и кооперации производства, БЦТО при определенных условиях являются наиболее прогрессивными и перспективными предприятиями, причем наибольшее развитие они получат для грузового автомобильного транспорта общего пользования и транспорта сельского хозяйства, а также для пассажирского транспорта крупных городов.
ПТК выполняют те же функции, что и БЦТО, и предназначены в основном для дизельных грузовых автомобилей.
ЦСП по своему назначению аналогичны БЦТО и ПТК, но отличаются более узкой специализацией производства и большими объемами выполняемых работ данного вида.
10
Преимущественное развитие получают ЦСП по текущему ремонту двигателей и агрегатов, по ремонту приборов системы питания, электрооборудования, аккумуляторных батарей, по обслуживанию и ремонту технологического и инженерного оборудования АТП. Мощность ЦСП
− от
2000 до 10 000 ремонтов в год.
СТО предназначены для выполнения всех видов ТО и ТР автомобилей индивидуального пользования, мелких предприятий и организаций. По типу обслуживаемого подвижного состава СТО подразделяются: для легковых, грузовых автомобилей и смешанного парка (встречаются редко); по назначению и размещению
− на городские (рис. 4) и дорожные (рис. 5).
Наибольшее распространение получили СТО по обслуживанию легковых автомобилей, принадлежащих населению.
Рис. 4. Городская СТО
Рис. 5. Дорожная СТО
11
Размер СТО определяется числом одновременно обслуживаемых автомобилей (рабочих постов).
Размер городских СТО от 5 до 30 рабочих постов, а дорожных от 2 до 5 постов.
Ряд автомобильных заводов (КамАЗ, ВАЗ и др.) создают фирменную
(заводскую) сеть автообслуживающих предприятий, в том числе и автомобильные центры, выполняющие различные услуги и являющиеся головными предприятиями этой сети.
Например, автоцентры КамАЗа (рис. 6) предназначены для оказания различных видов услуг в гарантийном и послегарантийном периодах эксплуатации подвижного состава (перегон автомобилей с завода- изготовителя, предпродажная подготовка ТО, ТР, обеспечение запасными частями, подготовка кадров и др.).
Рис. 6. Автоцентр КамАЗ
АЗС предназначены для заправки автомобилей топливом, маслами, охлаждающей жидкостью, а также для подкачки шин. В частности, газобаллонные автомобили, работающие на сжиженном газе, заправляются на автомобильных газонаполнительных станциях (АГНС), а работающие на сжатом природном газе
− на газонаполнительных компрессорных станциях
(АГНКС). Кроме того, на заправочных станциях могут продаваться различные смазочные и другие эксплуатационные материалы.
12
АЗС подразделяются на городские (рис. 7) и дорожные (рис. 8). В свою очередь городские делятся на АЗС общего типа, расположенные вне центральной части города (жилой застройки) и рассчитанные на заправку всех типов подвижного состава и мототехники, и АЗС «тротуарного типа», находящиеся в центральных районах города. Кроме того, АЗС, в том числе и передвижные, будут размещаться на конечных пунктах автобусных маршрутов, на стоянках автомобилей у постоянно обслуживаемых предприятий.
Рис. 7. Городская автозаправочная станция
Рис. 8. Дорожная автозаправочная станция