Файл: 1. Сущность понятия физическая культура. Роль физической культуры и спорта в развитии и воспитании детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 563

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Формы проведения занятий

Занятия не однородны по основным задачам, а, следовательно, и по проведению. Принято выделять уроки ОФП и спортивно-тренировочные. В свою очередь они могут различаться по видам применяемых средств физического воспитания. Могут быть выделены уроки основной гимнастики, характеризующиеся комплексным использованием средств.

В пределах занятий по каждому виду целесообразно различать уроки, целью которых является:

-Ознакомление с группой;

-Изучение нового материала программы;

-Повторение и закрепление учебного материала;

-Уроки смешанного характера;

-Зачетные занятия.

От учебных задач, присущих различным типам занятий, зависят различный набор средств, методическое оформление упражнений, продолжительность занятия, иногда характер нарастания и общий объём нагрузки.

Занятия по ОФП направлены на улучшение деятельности всех систем организма и отдельных органов, повышение здоровья студентов, воспитание важнейших двигательных, моральных и волевых качеств, совершенствование отдельных прикладных навыков. На этом типе занятий осуществляется разнообразное влияние на организм, проявляющееся в общем, укреплении мускулатуры, улучшении гибкости и крепости суставов, формировании или восстановлении правильной осанки, воспитании навыков коллективизма и т.д. Уроки имеют целью повышение достигнутого уровня общей работоспособности или сохранение уже имеющейся.

Содержанием урочного занятия являются: гимнастические упражнения (обще развивающие, на быстроту и точность реакции, упражнения с мелкими предметами) игры, упражнения в беге, метаниях, прыжках, равновесии, сопротивлении, лазание, ходьба на лыжах.

Спортивно-тренировочные занятия имеют под собой цель спортивного совершенствования в одном из видов спорта, гимнастики, игр. В связи с этим на занятии особое внимание уделяется повышению уровня физической, морально-волевой, технической и тактической подготовке студентов. В зависимости от периода обучения и подготовленности занимающихся изменяются и задачи занятий. На одних – больше внимания уделяется изучению техники (метании копья, попеременного хода на лыжах), в других - внимание преподавателя направляется преимущественно на усвоение основ тактики применительно к спортивным играм.

Как занятия по ОФП, так и по спортивной тренировки могут быть различны по своим задачам:

Занятием по ознакомлению с группой, начинается работа преподавателя с коллективом студентов. На первых занятиях важно выявить подготовленность занимающихся, их активность, организованность и отношение друг к другу. Эти задачи разрешаются путём бесед и выполнения специальных упражнений. Путём игр и элементов соревнования можно выявить организованность группы, умение целесообразно пользоваться полученными ранее навыками в сложной и внезапно меняющейся обстановке.


Занятия по изучению нового материала применяются в различных коллективах. Таковы начальные занятия в лыжном спорте, плавании, где занимающиеся впервые знакомятся с основами техники упражнений.

Занятия, целью которых является повторение и закрепление материала, чаще всего используются в спортивно-тренировочной работе, где достижение высоких показателей невозможно без тщательной работы над техникой. В ВУЗах эти занятия проводятся преимущественно в конце учебного семестра.

Занятия смешанного характера используются в работе с различными группами. Одни упражнения на этих занятиях знакомы занимающимся и повторяются в целях закрепления двигательных навыков и совершенствования важнейших качеств, другие – изучаются впервые.

Зачётные занятия проводятся для выявления качества учебно-воспитательной работы. В обязательных рамках этих занятий проводится сдача установленных нормативов.

Программой предусмотрена сдача студентами зачётов по физическому воспитанию. Зачёт проводится в виде собеседования преподавателя с каждым студентом. В ходе собеседования определяется степень овладения студентом теоретического программного материала. К зачёту допускаются студенты, полностью выполнившие практический раздел учебной программы, т.е. выполнившие все запланированные практические контрольные упражнения и нормативы. Контрольные упражнения и нормативы по оценке физической подготовленности студентов выполняются только в условиях спортивных соревнований.

Сроки и порядок выполнения контрольных требований, упражнений и нормативов определяются учебной частью ВУЗа совместно с кафедрой физического воспитания на весь учебный год и доводятся до сведения студентов.

К выполнению зачётных требований, упражнений и нормативов допускаются студенты, регулярно посещавшие учебные занятия и получившие необходимую подготовку.

Отметка о выполнении зачёта по физическому воспитанию вносится в зачётную книжку студентов в конце каждого семестра.

В целях спортивного совершенствования занимающихся преподаватели проводят спортивно-тренировочные занятия в виде курсовок (курсовка – соревнование внутри секции, группы, проводимое в соответствии с правилами по определённому виду спорта в целях подготовки занимающихся к соревнованиям более большего масштаба) и прикидок (прикидка – форма «жёсткой» тренировки, проводимая в обстановке, приближенной к соревнованиям). Занятия прикидки и курсовки являются не только зачётными, также они несут в себе учебные цели. Их следует применять для воспитания необходимой инициативы в действиях, например выбора той или иной тактики бега на средние дистанции в зависимости от состава участников забега или воспитания умения целесообразно применять способы ходьбы на лыжах в зависимости от рельефа местности. Занятия-прикидки позволяют изучить лучше отдельных занимающихся. Преподаватель определяет, работают ли студенты в полную силу, умеют ли ориентироваться в новой ситуации, владеют ли собой во время спортивной борьбы или ослабляют контроль над личным поведением. Эти данные позволяют внести корректировку в план последующих занятий.



Подготовка занимающихся к решению главных задач занятия выражается в организации группы, переключении внимания занимающихся на предмет занятий и создании у них бодрого настроения, подготовке двигательного аппарата и усилении функций внутренних органов. Решение этих задач производится почти одновременно. Для этого в подготовительной части используются некоторые строевые и порядковые упражнения, ходьба с обычной или повышенной скоростью, бег умеренной быстроты и продолжительности, специально организованные упражнения на внимание, некоторые игры, обще развивающие упражнения с предметами (палки, набивные мячи, скакалки), упражнения на некоторых снарядах (гимнастической стенке, скамейке).

Благодаря разминке создаются лучшие условия для образования двигательного стереотипа.

Подбор упражнений и их дозировка должны обеспечивать хорошее разогревание, предохраняющее от травм, возможных при выполнении основных упражнений. Упражнения выполняются с большой амплитудой, что позволяет более полно использовать физиологические возможности мышц и создаёт хорошие условия для кровообращения.

Для того чтобы обеспечить эффективность подготовительной части урочного занятия, надо проводить её без пауз, но не доводить занимающихся до утомления. Целесообразно чередовать упражнения, обеспечивающие воздействия на различные части тела и группы мышц, а также упражнения на силу с упражнениями на растягивание, избегать выполнения упражнения в одном и том же темпе. Медленные и плавно выполняемые упражнения следует чередовать с более быстрыми и резкими.

Содержание подготовительной части занятия определяется задачами, а, следовательно, и содержанием основной части и строится с учётом особенностей группы занимающихся студентов, условий проведения занятия и его типа.

Продолжительность подготовительной части при занятии 90 минут составит примерно от 15 до 25 минут, в отдельных случаях её продолжительность может варьироваться в сторону увеличения. Длительность разминки зависит также от температуры воздуха, т.е. при низких температурах необходимо более продолжительное разогревание.

 

Задания по теме 2.2 Методика проведения физкультурно-оздоровительных фестивалей и праздников

Цель: закрепление знаний о сущности и особенностях методики проведения физкультурно-оздоровительных фестивалей и праздников, формирование умений осуществлять организацию и проведение данных мероприятий.


 

Задание 6. На основе использования материалов лекции и учебно-методических пособий определите основные нормативно – правовые документы, регулирующие проведение физкультурно–оздоровительных фестивалей и праздников. Укажите цели и задачи данных документов.

 Ответ:

Основными документами, регламентирующими организацию и проведение спортивных соревнований и физкультурно-массовых мероприятий, являются: календарный план физкультурных и спортивных мероприятий, Положение о спортивном соревновании, правила соревнований по видам спорта, сценарий спортивного соревнования, требования по обеспечению безопасности участников и зрителей.

Календарный план физкультурных и спортивных мероприятий.

Представляет собой документ, определяющий перечень всех мероприятий на определенный период, сроки и места их проведения, состав участников, ответственных за организацию мероприятий. Это основная форма планирования физкультурных, спортивных и массовых спортивно-зрелищных мероприятий разного уровня, в том числе спортивных мероприятий по реализации физкультурно-спортивного комплекса ГТО, проводимых их организаторами.

Принцип составления календаря соревнований — сверху вниз, т.е. должна соблюдаться субординация, сначала вышестоящая организация составляет свой календарь, затем нижестоящая и так далее до низового коллектива. Время проведения соревнований нижестоящих организаций не должно совпадать со временем проведения вышестоящих соревнований.

Основными задачами формирования календарного плана являются:

• ? создание целостной системы физкультурных мероприятий, способствующей развитию массовой физической культуры среди различных слоев и социальных групп населения РФ;

• ? создание целостной системы спортивных мероприятий по видам спорта в целях развития видов спорта, отбора спортсменов в спортивные сборные команды для их участия в соревнованиях различного уровня;

• ? координация взаимодействия организаторов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.

Физкультурные мероприятия объединяются в группы следующим образом.

• 1. Среди детей и учащейся молодежи.

• 2. Лиц средних и старших возрастных групп населения.

• 3. Инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Календарный план содержит:

• 1) наименование мероприятия;

• 2) сроки проведения;

• 3) место проведения;

• 4) виды спорта, дисциплины, пол, возраст участников;


• 5) общее количество участников;

• 6) состав организаторов мероприятия (ответственные организации).

Обычно календарный план составляется на год или на сезон и включает в себя следующие разделы.

• 1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия.

• 2. Комплексные мероприятия.

• 3. Соревнования по видам спорта.

Календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения.

Задание 7. Проанализируйте пример проведения физкультурно-оздоровительного фестиваля или/и праздника. Выявите алгоритм подготовки к данному мероприятию, охарактеризуйте особенности его реализации. На основе анализа материалов сети Интернет выявите инновационный опыт организации и проведения физкультурно-оздоровительных фестивалей и праздников.

Ответ:

Фестиваль

Фестиваль – массовое празднество, показ достижений профессионального и самодеятельного художественного творчества. Фестиваль – стимулирующее средство для организации самодеятельного художественного творчества и его пропаганды.

Цели и задачи фестиваля:

• Создание среды творческого профессионального общения детей.

• Выявление ярких творческих индивидуальностей среди детей.

• Приобщение к искусству музыкального театра юных зрителей, воспитание в них чувства прекрасного, пробуждение собственных творческих возможностей.

Жанры фестиваля:

– музыкальные (фестиваль политической песни, бардовской песни, детской хоровой музыки);

– фестиваль театрального искусства (фестиваль самодеятельного творчества, фольклорный фестиваль).

Подготовка фестиваля.

Задачи при подготовке:

1. Создание инициативной группы или оргкомитета по проведению.

2. Определение целей и задач, темы и идеи.

3. Разработка положения о фестивале.

4. Написание сценария.

5. Подбор будущих участников и работа с ними.

6. Подбор ведущих.

7. Формирование жюри.

8. Покупка призов для награждения участников.

9. Оформление места проведения.

10. Репитиционно-постановочный процесс.

11. Подготовка художественных номеров, выступление творческих коллективов.

12. Подбор и запись музыкального сопровождения.

Завершается вся подготовительная работа одной – двумя генеральными репетициями. После проведения фестиваля проводится анализ и обсуждение, чтобы избежать повторения ошибок и закрепить наиболее удавшиеся моменты.