Файл: 1. Сущность понятия физическая культура. Роль физической культуры и спорта в развитии и воспитании детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 562

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– экспрессивных (эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, энтузиазм, оптимизм, чувство юмора, выдержка, умение убеждать и др.).

Психофизиологическая готовность характеризует такой уровень профессиональной работоспособности учителя (тренера), который позволяет ему достаточно длительно и эффективно заниматься педагогической деятельностью при оптимальном повышении функций центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, обмена веществ. При этом восстановительные процессы после рабочего дня будут протекать нормально.

Формирование психофизиологической готовности связано с овладением студентами культурой педагогического труда (разумной его организацией, рациональным чередованием труда и отдыха, использованием средств физической культуры, активизирующих деятельность, способствующих ускоренному и эффективному восстановлению работоспособности и др.) с многократным упражнением в тех видах и формах педагогической деятельности, которые обеспечивают учебно-воспитательный процесс; с систематической работой по воспитанию профессионально - значимых качеств личности.

Физическая готовность определяется соответствием состояния здоровья, физического развития и подготовленности требованиям педагогической деятельности и профессиональной работоспособности. Лишь при соблюдении этого условия специалист может в полной мере на протяжении длительного периода реализовать свои потенциальные, творческие возможности. Наиболее важным фактором физической готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности является формирование у него потребности в здоровом образе жизни, в физическом самосовершенствовании и самовоспитании как элемента профессионального самовоспитания. Лишь это обеспечивает долговременное сохранение профессиональной трудоспособности.

Задания по теме 1.3. Планирование и анализ качества работы по организации и проведению спортивно-оздоровительных досуговых мероприятий

Цель: закрепление знаний о планировании и анализе качества работы по организации и проведению спортивно-оздоровительных досуговых мероприятий.

 

Задание 3. Разработайте педагогические ситуации, иллюстрирующие применение различных видов планов реализации спортивно-оздоровительных досуговых мероприятий (не менее 4).

Проанализируйте материалы сети Интернет. Приведите не менее 5 источников, иллюстрирующих реализацию разнообразного инструментария для анализа качества работы по организации и проведению спортивно-оздоровительных досуговых мероприятий (учреждение на выбор обучающегося).


 

Задание 4. На основе материалов лекции и учебно–методических пособий заполните таблицу «Критерии анализа качества организации и проведения спортивно-оздоровительных досуговых мероприятий».

 

Критерии

Показатели

Методика расчета

Обеспеченность спортивно-оздоровительными сооружениями

Обеспеченность спортсооружениями

К обесп. = S факт./ S норм., где:

S факт. – фактическая площадь спортсооружений;

S норм. – площадь сооружений по нормативу

Единовременная пропускная способность спортсооружений

К ед. проп. спос. = ПСфакт./ПСнорм, где:

ПСфакт. – единовременная пропускная способность фактическая;

ПСнорм. – единовременная пропускная способность нормативная




Уровень охвата занимающихся физической культурой и спортом

К охв. = Ч факт./Ч общ., где:

Ч факт. – численность занимающихся детей и подростков фактическая;

Ч общ. – общая численность детей и подростков




Обеспеченность спортивно-оздоровительных учреждений спортинвентарем и оборудованием, а также тренерско-преподавательским составом

Уровень обеспеченности спортивных учреждений спортинвентарем и оборудованием

К у. о. = К у. о. факт. / К у. о. норм., где:

К у. о. факт. – уровень обеспеченности спортинвентарем фактический;

К у. о. норм. – уровень обеспеченности спортинвентарем нормативный

Уровень обеспеченности спортивных учреждений тренерско-преподавательским составом

О преп. = Ч преп. факт./Ч преп. норм., где:

Ч преп. факт. – фактическая численность тренерско-преподавательского состава;

Ч преп. норм. – численность тренерско-преподавательского состава по нормативу




Обеспеченность детей и подростков оздоровительными услугами

Уровень обеспеченности в оздоровительных учреждениях с учетом 100%-го возможного охвата желающих отдохнуть в оздоровительных учреждениях

К обесп. = П норм. / Ч заяв., где:

П норм. – пропускная способность оздоровительных учреждений;

Ч заяв. – заявленная численность детей и подростков на пребывание в оздоровительных учреждениях

Уровень использования оздоровительных учреждений

К исп. = Ч от. / П норм., где:

Ч от. – численность детей и подростков, отдохнувших в оздоровительных учреждениях;

П норм. – пропускная способность оздоровительных учреждений




Уровень охвата детей и подростков оздоровительными услугами

К охв. = Ч от. / Ч заяв., где:

Ч от. – численность детей и подростков, отдохнувших в оздоровительных учреждениях;

Ч заяв. – заявленная численность детей и подростков на пребывание в оздоровительных учреждениях





Задание по теме 2.1. Методика проведения Дней здоровья и спорта

Цель: закрепление знаний о сущности и особенностях методики проведения Дней здоровья и спорта, формирование умений осуществлять организацию и проведение данных мероприятий.

 

Задание 5.  На основе изучения материалов лекции и учебно-методических пособий составьте характеристику основных требований к организации и проведению Дней здоровья и спорта для детей подросткового возраста.

  • На основе анализа материалов сети Интернет найдите и проанализируйте пример проведения Дня здоровья и спорта в учреждении дополнительного образования детей.

  • Выявите  особенности организации и проведения Дней здоровья и спорта для молодежи, обучающейся в средних и высших учебных заведениях. Приведите конкретные примеры.

Ответ:

1. Необходимо помнить, что День здоровья и спорта проводится с целью оздоровления детей и молодежи, поэтому его надо проводить с большой двигательной активностью.

2. Необходимо предусмотреть, чтобы в предложенных мероприятиях было задействовано абсолютное большинство участников.

3. Физические упражнения, конкурсы должны быть доступны для всех (а не только для наиболее подготовленных участников) с учетом возраста, пола.

4. Для обучающихся с ослабленным здоровьем (специальная медицинская группа) все физкультурные мероприятия рекомендуется проводить по облегченной программе, отдельно от остальных участников, но в рамках общих мероприятий Дня здоровья и спорта.

5. Спортивные соревнования, конкурсы и другие мероприятия необходимо проводить в определенной последовательности, чередуя их с отдыхом или проведением соревнований с малой нагрузкой. Паузы для отдыха можно заполнять номерами художественной самодеятельности, викторинами и т. д.

6. Инвентарь, оборудование, которое будет использовано при проведении Дня здоровья и спорта, должно соответствовать возрасту, полу, быть в основном мягким, без острых, колющих (лыжные палки) предметов, во избежание травм.

7. К подготовке и проведению Дня здоровья и спорта необходимо максимально привлечь родительский актив, волонтеров.

8. Необходимо осуществлять объективное судейство спортивных мероприятий. Судьями могут выступать учителя (к ним, как правило, мало претензий), а также наиболее авторитетные ученики старших классов.

9. Самое приятное для участников Дня здоровья и спорта, особенно для учащихся начального образования – получить памятную награду, приз. Поэтому заранее необходимо предусмотреть награды, в решении данного вопроса можно привлечь родительский актив.


Массовый (или базовый) спорт обеспечивает достижение массового уровня, используется для повышения и сохранения общей физической подготовленности. Существенно, что занятия строят зависимости от основной (учебной или производственной) деятельности. Причем затраты времени и сил на него лимитируются жестче, чем больше их требует основная деятельность. Тем сам» лимитируется и уровень спортивных достижений, хотя индивидуально он может быть очень высоким. Спорт высших достижений ориентирован на абсолютные параметры спортивных результатов, включая достижения мех народного, всечеловеческого масштаба. Именно в этом роль спорта как деятельности, преодолевающей кажущиеся предел человеческих возможностей. При фактическом воплощении кой установки спортивная деятельность подобна напряженному творческому труду. Она занимает в определенный период жизни спортсмена одно из доминирующих положений и требует особой организации (ежедневная тренировка, строго согласованный с нею и с регулярным участием в соревнованиях режим жизни и т. п.). Реализуя свои цели в спорте, каждый человек должен иметь возможность оценить свои достижения, сравнить их с достижения» других спортсменов, видеть перспективу своего совершенствования. Этим запросам отвечает единая Всероссийская спортивная классификация. Она стимулирует развитие спортивных интересов молодежи, рост массовости спорта и спортивных достижений. Спортивное совершенствование на основе спортивной классификации - процесс повышения уровня всестороннего физического развития физических способностей. Чем выше разрядные нормы и требования, тем более высокое развитие иных физических качеств они предусматривают. В связи с общим ростом спортивных достижений в каждом виде спорта путь пол готовки спортсменов-разрядников становится все более трудным. Требуется комплексная тренировка, обеспечивающая все стороннее развитие организма, высокое развитие физических качеств.

Как составная часть системы физического воспитания спортивная классификация несет в себе информацию о результатах функционирования всей системы. По количеству подготовленных квалифицированных спортсменов общество имеет возможность оценить состояние физической подготовки молодежи. Спортивная классификацияустанавливает единые общие правила по всем видам спорта и особенности конкретного вида спорта. В спортивной классификации используются такие понятия, как «спортивный разряд», «спортивное звание», «разрядные нормы», «разрядные требования».


Спортивный разряд - показатель уровня спортивного мастерства. Установлены следующие спортивные разряды: для взрослых - 3, 2-ой, 1-й, кандидат в мастера спорта, мастер спорта, мастер спорта международного класса, гроссмейстер (только в шашках и шахматах); для юношей - 3, 2, 1-й.

Спортивное звание почетный пожизненный титул, который [присваивается спортсменам за выполнение высших по трудности разрядных норм и требований, которые определены для мастеров торта, мастеров спорта международного класса, гроссмейстеров. Таким званием является заслуженный мастер спорта.

Разрядные нормы и требования - показатели спортивных достижений различного уровня трудности (от минимального до высшего международного), установленные с учетом особенностей видов спорта, спортивного разряда, пола и возраста спортсменов. Разрядные нормы - показатели, выраженные в мерах времени, расстояния, веса; в очках и баллах. Разрядные требования - показатели, определяющие место, которое должны занять спортсмен или команда на соревнованиях установленного масштаба, участие в составе команды, занявшей на соревнованиях какое-либо место, достижение победы над спортсменами того или иного разряда. В одних видах спорта могут быть как разрядные нормы, так и требования (легкая атлетика, плавание, гимнастика, конькобежный спорт и др.), в других только разрядные требования (спортивные игры, все виды борьбы, бокс, фехтование и др.). Спортивная классификация помогает решению основных задач и развитии спорта (достижению массовости, всесторонней физической подготовленности, воспитанию спортсменов, повышению их мастерства), объединяет культивируемые в стране виды спорта, в том числе национальные, и содействует единой направленности их использования как средства физического воспитания. Спортивная классификация постоянно совершенствуется. Раз в четыре года разрядные нормы и требования пересматриваются с учетом спортивных достижений внутри страны и во всем мире. Этот цикл привязан к Олимпийским играм.

Приводим примеры разрядных норм в легкой атлетике и плавании. Из них видно, как постепенно растут нормативы от разряда к разряду, а также с учетом возраста.

Студенческий возраст - самый «спортивный» возраст. Большинство молодежи, занимающейся в спортивных секциях и группах, студенты средних и высших учебных заведений. Из учащихся средних учебных заведений вышло много известных в нашей стране и: всем мире спортсменов. Дважды на высшую ступень олимпийского пьедестала поднимался москвич боксер Б. Лагутин, чемпионам и призерами Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы становились многие выпускники техникумов и училищ.