ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ
В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?
Доброжелательный. Каждый ребенок в отряде должен быть уверен в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя 'воевать' с детьми, уходить от конфликта вожатый должен всеми способами. И, конечно же, ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.
Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.
Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У 'добреньких' вожатых дешевый авторитет.
Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.
Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого.
Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.
Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.
Вот он какой, вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Симпатичная картинка!
ЗАБОТА О ДЕТЯХ
На время смены вожатый для детей - и папа, и мама, и нянька, и друг. Вы не даете детям скучать, организовывая их время, вы стараетесь не упускать из виду их внутреннее состояние: настроение и самочувствие, стараетесь приучить их к самостоятельной жизни. Ненавязчиво, но насточиво вы должны следить за такими вроде бы очевидными моментами:
Утром и вечером необходимо умываться и чистить зубы, а на ночь полезно мыть ноги
-
Расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь. -
Одеваться нужно опрятно, по погоде и желательно во все чистое. -
Грязные вещи следует стирать, не дожидаясь их накопления и родительского дня. Родители будут приятно удивлены. -
Все дырки, прорехи и оторванные пуговицы на одежде можно пришить с помощью иголки и нитки. Все когда - то учились с нуля. -
Промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф, сначала их стоит просушить на батарее или на веревке. -
Банный день должен быть не реже раза в неделю. -
Влажную уборку в палатах необходимо производить дважды в день, даже если в вашем лагере не приняты санитарные обходы. -
Не забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи. Если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и отправить его в медпункт.
Если дети на месяц оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому - помните об этом.
ВРЕМЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОГО КОЛЛЕКТИВА
Коллектив - группа лиц, объединенных общей работой и общими интересами. А.С. Макаренко: "Только социальное единство, построенное по социалистическому принципу может быть названо коллективом".
Коллектив (от лат. собирательный) - социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентиров, совместной деятельности и общения.
К середине 60-х годов некоторые теоретические положения пришли в противоречия с передовым опытом воспитания. Появились новые формы организации коллективной жизни детей, не соответствующие прежним представлениям. В практике пионерских лагерей, лагерей труда и отдыха возник особый тип временного коллектива. Получила развитие коммунарская методика.
"Коллектив - группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. К числу признаков коллектива относятся также сознательный характер объединения людей, относительная его устойчивость, выраженность организационной культуры, наличие органов координации деятельности".
Временный коллектив - организованное объединение учащихся, создающееся в лагерях труда и отдыха, в туристских и экспедиционных группах, отрядах и др. Будучи типом коллектива, временный коллектив обладает общими с ним признаками, но имеет и свои особенности: кратковременность функционирования, разнородность состава, относительная автономия существования, коллективный характер жизнедеятельности, завершенный цикл развития. Максимальный срок существования временного коллектива не превышает обычно 40-45 дней, а наиболее распространенный 10-26 дней. Для этих временных детских коллективов характерны новизна их состава, интенсивность и насыщенность совместной деятельности, более выраженные коллективные формы работы.
Временные коллективы решают большой круг учебно-воспитательных задач. Для каждого ребенка такой коллектив - это новая социальная ситуация в его жизни. Здесь, в отличии от других коллективов, он почти круглосуточно находится в окружении своих товарищей, интенсивно общается с ними, активнее проявляет себя как личность в системе межличностных отношений и совместной деятельности. Временный коллектив оказывает комплексное воздействие на психологию ребенка. Наблюдения показали, что пребывание во временных коллективах не только оставляет заметный след в формировании личности ребенка, но также влияет на деятельность того постоянного, основного ученического коллектива, членом которого он является.
Психологами описано явление "переноса личностных приобретений" из временного коллектива в постоянный, хотя отмечено, одновременно, что результаты при этом могут быть разными. Педагог, работающий с детьми в загородном центре, помогает детям в формировании и уточнении целей и задач, стоящих перед группами и перед каждым ребенком в отдельности, и формирует договорные отношения в сообществе уже в организационный период жизни центра.
Основы диагностики в работе вожатого
Познав те или иные стороны личности ребёнка, специалист может прогнозировать его дальнейшее развитие, установить, какие интересы, мотивы, ценностные отношения, способности, нравственные качества следует стимулировать, а какие – устранить.
Как изучать детей в условиях детского оздоровительного лагеря? В связи со спецификой детского учреждения (отдаленность от дома, отсутствие рядом близких людей и друзей, незнакомая обстановка и др.) рассмотрим некоторые направления в изучении ребенка, которые помогут воспитателю выявить лидеров, на которых он сможет положиться в течение смены.
1. Первичная диагностика (источником информации служат родители или лица, их заменяющие) проводится воспитателем на подготовительном этапе. Анкету с открытой формой вопросов заполняют родители на первой встрече с целью заочного знакомства воспитателя с детьми.
1. Медицинская информация. Сведения о состоянии здоровья можно получить из медицинских документов, представляемых родителями.
2. Первичное анкетирование детей (проводится в день заезда). Анкета может содержать следующие вопросы:
- фамилия, имя ребенка;
- возраст (число, месяц, год рождения);
- ожидания от лагеря;
- любимые виды деятельности (чтение, рисование, музыка, пение, спорт, лепка и т.д.);
- который раз в лагере;
- о чем мечтает и т.д.
3. Наблюдение за поведением детей. Понимая, что ребенок в лагере находится вдали от дома, необходимо постоянно наблюдать: за его поведением, сменой настроения, наличием или отсутствием аппетита, отношениями с ребятами в коллективе, состоянием здоровья. Любые замеченные изменения должны быть поводом для действий воспитателя.
4. Изучение развития ребенка. Для детей младшего возраста возможно использование методов сказки, игр, незаконченных предложений, цветопись. Описание ребенком происходящих событий, ролей, которые он приписывает своим героям, предметы,
которые он изображает, дают возможность судить о его ценностях, развитии мышления, воображении, речи. Рисунки на темы «Я», «Я и мои друзья», «Что я больше всего люблю», «Моя семья» и другие, иллюстрации к сказкам могут рассказать воспитателям о самочувствии ребенка, степени развития его самосознания. Тест «несуществующее животное» позволяет получить информацию об эмоциональном состоянии ребенка». В подростковом возрасте важное значение имеют методы анкетирования, тесты, дискуссии, помогающие открыть себя, познать свой характер, свои возможности, особенности психических процессов. С целью выяснения мотивов деятельности, интересов, самооценки подростков хорошо использовать методику незаконченного предложения, где включать вопросы типа:
- Если бы я был руководителем отряда, то…
- Чтобы в лагере было интересно, нужно …
- Если бы я был …, то …
5. Изучение настроения ребенка после проведенного дня
. Во время работы в оздоровительном лагере с помощью цветописи (выражение собственного настроения с помощью цвета) можно получить наглядную картину эмоционального состояния всех детей в отряде и динамику этого состояния.
Предложите детям создать экран настроения, используя известный тест Макса Люшера:
красный – восторженное настроение;
оранжевый – радостное;
желтый – спокойное;
зеленый – уравновешенное;
синий – грустное;
фиолетовый – тревожное;
черный – унылое.
Цветопись – это материал к размышлению, осмыслению. Очень важно учесть, что долгое пребывание ребенка в красном цвете свидетельствует о поре возбудимости и может привести к эмоциональному срыву, который закончится слезами, расстройством и может спровоцировать конфликт.
Появление сине-фиолетово-черных оттенков на экране свидетельствует о наличии проблем в работе воспитателя и требует с его стороны срочной помощи детям, выбирающим эти «цвета».
Анкета
1. Нравится ли тебе в оздоровительный лагере?
2. Ты находился по желанию или по настоянию родителей?
3. Жалеешь ли ты об этом?
4. Чего, с твоей точки зрения, в этой смене в жизни лагеря было больше:
положительного
отрицательного
5. Можно ли сказать, что вожатые и воспитатели работали хорошо?
6. Чего, по твоему мнению, в жизни отряда в этой смене было больше:
положительного
отрицательного
7. Если бы тебе сейчас предложили перейти в другой отряд, сделал бы ты это?
8. Считаешь ли ты, что вожатый твоего отряда самый лучший?
9. Если да, то почему?
а) потому что закрывает глаза на поведение;
б) личная симпатия;
в) умеет зажечь, руководить, рассказывать и т.д.
10. Хотел бы ты начать смену сначала в том же составе?
В каком году в лагере было лучше?
1. Социально-педагогическая диагностика для исследования и определения последующих задач работы с детьми и временным коллективом.
2. Психологические игры, тренинги, упражнения для активизации процессов самопознания, гармоничного развитие личностных качеств, поступательной коррекции эмоционально-познавательной сферы, межличностного взаимодействия.
В настоящее время психодиагностика является универсальным научным инструментом, предшествующим любому взаимодействию психологической науки с практикой, сопровождающим и завершающим (Р. В. Овчарова). С помощью психодиагностики исследуются психологическая индивидуальность или ее отдельные характеристики, однако педагог должен помнить, что постановка психологического диагноза (заключения о состоянии и свойствах испытуемого на основании комплексного анализа отдельных показателей и характеристик) находится вне пределов его компетенции.