ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наверное, само собой понятно, что появление на экране сине-фиолетово-черных оттенков свидетельствует о наличии проблем в работе вожатого и требует с его стороны срочной помощи детям, выбирающим эти «цвета».
Экспресс - метод выявления лидеров в детском коллективе
Инструкция: письменно ответить на несколько вопросов. Проводится анонимно.
Вариант №1
Кто в вашем отряде
1. …самый умный
2. …самый смелый
3. …самый болтливый
4. …самый красивый
5. …самый опаздывающий
6. …самый замкнутый
(по мере необходимости)
7. … наша гордость
вариант №2
1. С кем из твоего отряда тебе всегда интересно?
2. Кого бы ты взял с собой в поход?
3. Его называют « душа компании».
4. Он всегда меня поддержит.
( назвать одну фамилию)
Метод самооценки
Этот метод позволяет оценить состояние, которое субъективно переживается как состояние напряжения, беспокойства" озабоченности, нервозности.
Воспитанник получает следующую инструкцию: «Прочитайте внимательно предложения текста и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. На вопрос надо отвечать сразу, не задумываясь»
Шкала самооценки
№ п/п | Самооценка | Ответы | | | |
| | нет, это не так | пожалуй, так | верно | совершенно верно |
1 | Я чувствую себя свободно | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я не чувствую напряженности | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | Я доволен | 4 | 3 | 2 | 1 |
5 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 1 |
Общий показатель может находиться в диапазоне от 5 (полное отсутствие тревоги, психологический комфорт) до 20 баллов (чрезвычайно высокий уровень тревоги, психической напряженности). Для последующих расчетов принимаем: 5 единиц - 1 балл, 6-10 единиц - 1,25 балла, 10-15 единиц - 1,5 балла, 15-20 единиц - 2 балла.
Для оценки психологического климата коллектива используются такие диагностические методики, как
Эмоционально-психологический климат отряда (ЭПК)
Инструкция: «Подумайте над тем, какие отношения сложились у нас в отряде. Попробуйте оценить их. Для этого обведите ту цифру, которая расположена ближе к тому качеству, которое есть у нашего коллектива».
Бланк опроса
1.В нашем отряде всегда весело | | В нашем отряде всегда скучно |
2.Все ребята в общем-то добрые | | В отряде много злых, равнодушных |
3.Мы никогда не ссоримся | | Мы часто ссоримся, конфликтуем |
4.Ребята в отряде вежливые | | Ребята часто грубят |
5.Мне в нашем отряде хорошо | | Мне в нашем отряде неспокойно |
6.У нас все равны | | Сильные ребята обижают слабых |
7. Мы все сплоченные, все дела делаем вместе | | Несколько ребят дружат между собой, остальные сами по себе |
Обработка:
Находим индивидуальный максимальный индекс эмоционального благополучия: 7х4= 28 баллов.
Максимальный групповой индекс отряда: индивидуальный индекс умножаем на число обследуемых детей. После определения максимальных значений, которые принимаются за 100%, вычисляем реальные показатели. Индивидуальный максимальный индекс определяется суммой баллов, набранных конкретным членом отряда. Реальный групповой индекс - это сумма всех индивидуальных индексов.
Конкретный уровень ЭПК отряда определяется по формуле:
Э = реальный групповой индекс ЭПК отряда / максимальный групповой индекс ЭПК отряда х 100%
Уровень ЭПК | Величина индекса Э в % |
очень высокий | Более 80 |
высокий | 71-80 |
выше среднего | 66-70 |
средний | 45-65 |
ниже среднего | 40-44 |
низкий | Менее 40 |
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Инструкция: в таблице приведены противоположные по смыслы пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в Вашем коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поставите знак «+», тем более выражен этот признак в Вашем коллективе
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1.Дружелюбие | | | | | | | | | Враждебность |
2.Согласие | | | | | | | | | Несогласие |
3.Удовлетворенность | | | | | | | | | Неудовлетворенность |
4.Продуктивность | | | | | | | | | Непродуктивность |
5.Теплота | | | | | | | | | Холодность |
6.Сотрудничество | | | | | | | | | Несогласованность |
7.Взаимоподдержка | | | | | | | | | Недоброжелательность |
8.Увлеченность | | | | | | | | | Равнодушие |
9.Занимательность | | | | | | | | | Скука |
10.Успешность | | | | | | | | | Безупречность |
Чем левее расположен балл по каждой строчке, тем благоприятнее атмосфера в коллективе. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).
При завершении лагерной смены целесообразно провести анкетирование с целью оценки общей удовлетворенности по отрядам, выяснения наиболее понравившихся мероприятий.
Анкета итоговая (конец смены)
1. С каким настроением Вы пришли к завершению смены?
- восторженное, активное
- радостное, теплое
- светлое, приятное
- спокойное, ровное
- грустное, печальное
- тревожное, тоскливое
- состояние крайней неудовлетворенности
3. Закончите, пожалуйста, предложения:
Больше всего мне понравилось __________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Самым полезным для меня было ___________________________________
__________________________________________________________________
5.На следующий я хотел (а) бы приехать в этот лагерь
а) да
б) нет