ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На обратной стороне лепестков цветка напиши ответы на заданные вопросы
Анкета "Я выбираю…"
Для выбора детям предлагается список творческих мастерских, имеющихся в лагере. Подчеркни, в каких мастерских ты бы хотел заниматься в эту лагерную смену:
1. Мастерская творческих игр.
2. Мастерская "Познай самого себя"
3. Мастерская развивающих игр.
4. Мастерская шахматной задачи.
5. Театральная мастерская.
6. Салон красоты.
7. Природа и искусство.
8. Изомастерская.
9. Мастерская "Чудеса из бумаги".
10. Мастерская песни.
Направленности личности детей и подростков
Методика "Фантастический выбор"
Игра "Фантастический выбор" помогает выявить личностные ценности ребят. Им предлагаются примерно такие задания:
"Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там очень долго, может быть, всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначается пятью словами. Так что же ты возьмешь с собой?"
"Если бы ты стал всего на 60 минут волшебником, что бы ты сделал?"
"Приплыла к тебе золотая рыбка, спросила: "Чего тебе надобно?" Ответь ей".
"У тебя в руках аленький цветочек, как бы ты с ним поступил?"
"Отрывая мысленно лепестки цветика-семицветика, реши, что ты попросишь для себя".
На темы ответов ребят можно выпустить газету с текстами и рисунками. Подросткам такой вид общения интересен: они могут сравнить свои ответы с ответами друзей. Математический обсчет, который проводит педагог, может позволить продиагностировать тенденции нравственных ориентиров детей и подростков.
Методика "Волшебное озеро"
Инструкция: закройте глаза. Совершим небольшое путешествие. Представьте себя на полянке в лесу. Вокруг качают ветвями вековые дубы и шумят стройные сосны. Под ногами ярко-зеленая трава. В кронах деревьев раздается птичий гомон. По небу плывут легкие облака.
По тропинке подходим к озеру. Это необычное озеро. Оно – волшебное. В его поверхности отражается не внешность человека, а то, какой он есть – со своими качествами, чертами характера. В этом озере отражаются поступки человека, которые показывают, какой вы человек.
Посмотрите в озеро. Что отражается на его поверхности? А теперь по той же тропинке, не спеша, вернемся к полянке, откуда началось наше путешествие. Постоим несколько секунд, прощаясь с лесом. Откроем глаза.
Кто хочет рассказать о своем отражении в волшебном озере?
Обсудим наши впечатления.
Познай себя
Методика "Самый-самый"
Инструкция: Перед тобой три (четыре, пять), вертикальные линии, каждая из них обозначает какое-либо свойство личности. На каждой линии найди себя, обозначь точкой, а затем соедини точки одной линией.
Самый Умный | Самый добрый | Самый красивый | Самый трудолюбивый | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Самый Глупый | Самый жестокий | Самый некрасивый | Самый ленивый | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Обработка результатов: линия посередине или выше середины говорит о нормальной самооценке, слишком высокая линия – завышенная самооценка, слитком низкая – заниженная.
Анкета "Самооценка"
1. За что тебя хвалят воспитатели?
2. За что тебя любят родители?
3. Что нравится в людях тебе и твоим товарищам?
4. Какие положительные качества присущи тебе?
5. Какие недостатки отмечают у тебя товарищи?
6. На какие недостатки указывают воспитатели?
7. На какие недостатки обращают внимание родители?
8. Какие недостатки, на твой взгляд, у тебя есть?
Анкета "Кто ты?"
Инструкция:
Отвечай, "да" или "нет" на следующие вопросы.
1. Уважаешь ли ты дружбу?
2. Привлекает ли тебя что-то новое?
3. Предпочитаешь ли ты старую одежду новой?
4. Менял ли ты в детстве более трех раз профессию, которую собираешься выбрать?
5. Теряешь ли уверенность в себе, когда тебе предстоит решить трудную задачу?
6. Коллекционируешь ли что-нибудь?
7. Часто ли бывает так, что ты притворяешься довольным безо всякой причины?
8. Часто ли меняешь свои планы в последний момент?
Запиши себе по 1 очку за ответ "да" на вопросы 1, 2, 6.
Столько же - за ответ "нет" на вопросы 2, 4, 5, 7, 8.
Теперь подсчитай набранные очки и смотри результаты теста.
Свыше 6 очков:
Ты уравновешенный человек. У тебя легкий, хороший характер.
От 3 до 6 очков:
Твой характер не назовешь легким. Твое хорошее настроение может легко превратиться в плохое. А это отражается на твоих отношениях с друзьями. Решительность в делах тебе бы не помешала.
Менее 3 очков:
Почему ты не веришь в свои силы? Надо больше доверять людям, искать друзей среди тех, кто тебя окружает.
Рисуночный тест "Какой я?"
Интерпретация результатов:
Инструкция: «Посмотрите на следующие фигуры: Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: "Это — я!" Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под номером 1.
Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения (запишите их названия под соответствующими номерами).
После выполнения задания педагог информирует детей о том, фигура, которая выбрана первой - это основная фигура. Она дает возможность определить главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры — это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения.
Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которой будет представлять для вас наибольшие трудности.
Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.
Круги:
- это чувствительные, мягкие люди, не любят ссориться,
- хотят, чтобы всем было хорошо,
- умеют сопереживать, сочувствовать другим,
- им необходимо научиться отстаивать свою точку зрения.
Треугольники:
- упорные, энергичные,
- уверены в себе,
- хотят быть первыми во всем,
- любят рисковать,
- необходимо научиться прислушиваться к мнению других.
Квадраты:
- упорны, умеют доводить начатое до конца,
- терпеливы, пунктуальны, аккуратны,
- во всем любят порядок,
- любят планировать любое дело,
- необходимо научиться быть более эмоциональными.
Зигзаг:
Творческие, независимые,
видят необычное, новое в будничном, привычном,
любят мечтать,
любят разнообразие,
- нужно научиться доводить начатое дело до конца.
Прямоугольники
- любознательные;
- открыты и легко усваивают новые идеи, ценности, способы мышления и жизни;
- стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы;
- в поведении быстрые, крутые, непоследовательны и непредсказуемы;
- имеют, как правило, низкую самооценку
-необходимо научиться быть менее доверчивым, внушаемым, избегать манипулирования другими
Важно знать самооценку ребенка, для этого рекомендуется использование модификаций методики Дембо-Рубинштейна, когда ребенка просят поставить себя на одну из десяти ступенек по нескольким предлагаемым воспитателем качествам, например «общительность», «ум», «здоровье». Если ребенок ставит себя на низкие ступени– у него занижена самооценка по этим качествам (от 0 до 4), норма 5-7 единиц и 8-10 – завышенная самооценка. Можно спросить ребенка, каким он хотел бы быть по этим качествам, что будет свидетельствовать об уровне его притязаний (от 0 до 6 баллов – низкий; от 6-8 средний и 8-9 – высокий уровень).
Если у ребенка получится значительная разность между уровнем самооценки и притязанием, это может вызвать конфликтный ход развития, что свидетельствует о неадекватном оценивании, слишком высоких амбициях, не подкрепленных возможностями. Эти дети требуют особого внимания, т. к. у них часто возникают проблемы в общении с другими детьми.
Методика «Дерево» также может использоваться как в первый день пребывания ребенка в лагере, так и потом, с целью отслеживания комфортности пребывания ребенка, его самооценки.
Предварительно на листе ватмана необходимо нарисовать дерево с расположенными на нем человечками.
Инструкция дается в следующей форме: « Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Выберите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение и ваше положение».
Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.
№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.
№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).
№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.
№ 9 — мотивация на развлечения.
№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.
№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.
№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.
№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто выбирают как перспективу с завышенной самооценкой и установкой на лидерство. Следует заметить, что позицию
№ 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.
Проективные методики информативны, интересны, однако их обработка требует психологической компетентности и соотнесения с результатами наблюдения, данными других тестов.
Методика «Кактус» позволяет увидеть эмоциональную сферу ребенка, дать информацию о наличие или отсутствии тревожности, стремлении к лидерству, агрессивности, скрытности или открытости и др.