ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Графическая методика «Кактус».
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус - такой, какой ты себе представляешь».
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики. Характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).
В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых:
Агрессия - наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.
Импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, центр листа.
Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположение внизу листа.
Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурности форм.
Скрытость, осторожность- расположение зигзагов по контору или внутри кактуса.
Оптимизм - использование ярких цветов, «радостные» кактусы.
Тревога - использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми.
Женственность - наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.
Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интровертированность - на рисунке изображен один кактус.
Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.
Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества - дикорастущие, «пустынные» кактусы.
После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию.
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, что это за растение?
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?
Для получения информации о конфликтности подростков рекомендуется использование сокращенного варианта методики К. Томаса.
«Поведение в конфликтах» (модификации методики К. Томаса)
Инструкция: «Если высказывание отражает ваше типичное поведение в общении с другими людьми, поставьте в клетке с его номером плюс, если не отражает — минус. Запишите число плюсов в последней колонке рядом с буквами».
1 | 5 | 9 | П |
2 | 6 | 10 | И |
3 | 7 | 11 | С |
4 | 8 | 12 | К |
1. Я стремлюсь оправдать ожидания других.
2. Я пытаюсь не оказаться втянутым в неприятности, без нужды не обостряю отношения.
3. Я стараюсь изучить проблему со всех сторон и найти приемлемое для всех решение.
4. В споре я стремлюсь показать правоту своей позиции.
5. Я приспосабливаюсь к требованиям и желаниям других.
6. Я избегаю открытых дискуссий по спорным вопросам.
7. В решении проблем я обмениваюсь с другими достоверной и полной информацией.
8. Я настойчиво отстаиваю свою позицию.
9. Обычно я соглашаюсь с предложениями других.
10. Я стараюсь держать несогласие с другими при себе, чтобы избежать сильного проявления эмоций.
11. Я стремлюсь сделать наши точки зрения открытыми с тем, чтобы мы вместе пришли к нужному решению.
12. Я твердо придерживаюсь своей линии в решении проблемы.
Интерпретация
1-я строка — приспособление, то есть принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне.. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека.
2-я строка — избегание
, или уход, уклонение от принятия решений. Эта стратегия используется, когда нужна пауза для принятия решения при этом ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. Чаще всего стратегию «избегания» используют люди, неуверенные в себе.
3-я строка — сотрудничество, или кооперация, поиск решения, устраивающего обе стороны. Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывают обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды.
4-я строка — соперничество, или конкуренция, стремление добиться своего за счет другого. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы — разрыв отношений, страдания проигравшего. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные.
Для получения дополнительной информации можно использовать методику «Психогеометрический тест».
Предлагается 5 нарисованных фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник и зигзаг.
Инструкция: «Посмотрите на следующие фигуры: Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: "Это — я!" Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под номером 1.
Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения (запишите их названия под соответствующими номерами).
После выполнения задания педагог информирует детей о том, фигура, которая выбрана первой - это основная фигура. Она дает возможность определить главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры — это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения.
Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которой будет представлять для вас наибольшие трудности.
Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.
Круги:
- это чувствительные, мягкие люди, не любят ссориться,
- хотят, чтобы всем было хорошо,
- умеют сопереживать, сочувствовать другим,
- им необходимо научиться отстаивать свою точку зрения.
Треугольники:
- упорные, энергичные,
- уверены в себе,
- хотят быть первыми во всем,
- любят рисковать,
- необходимо научиться прислушиваться к мнению других.
Квадраты:
- упорны, умеют доводить начатое до конца,
- терпеливы, пунктуальны, аккуратны,
- во всем любят порядок,
- любят планировать любое дело,
- необходимо научиться быть более эмоциональными.
Зигзаг:
Творческие, независимые,
видят необычное, новое в будничном, привычном,
любят мечтать,
любят разнообразие,
- нужно научиться доводить начатое дело до конца.
Прямоугольники
- любознательные;
- открыты и легко усваивают новые идеи, ценности, способы мышления и жизни;
- стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы;
- в поведении быстрые, крутые, непоследовательны и непредсказуемы;
- имеют, как правило, низкую самооценку
-необходимо научиться быть менее доверчивым, внушаемым, избегать манипулирования другими
Для детей младшего возраста возможно использование методов сказки, игр, незаконченных предложений, цветопись. Описание ребенком происходящих событий, ролей которые он приписывает своим героям; предметы, которые он изображает, дают возможность судить о его ценностях, развитии мышления, воображении, речи. По рисункам на темы «Я», «Я и мои друзья»; «Что я больше всего люблю», «Моя семья» и другие, иллюстрациям к сказкам можно получить информацию о самочувствии ребенка, степени развития его самосознания.
Для изучения межличностных отношений в группе используется социометрия. Можно провести социометрический эксперимент «У кого больше карточек», разработанный .
Цель: определение статусного положения воспитанника в отряде
Процедура проведения: В помещение, в котором проводится эксперимент, воспитанники входят по - одному. Каждому предлагается по шесть карточек двух разных цветов, на обратной стороне которых написан присвоенный ему порядковый номер (номер по списку). Заранее готовятся отдельные листы с именами всех воспитанников отряда.
Инструкция: «Эти карточки можно положить любым детям отряда. Карточки оранжевого цвета положи тому, с кем бы ты хотел(а) сидеть за одним столом в столовой, зеленого цвета - быть в одной группе по подготовке отрядных дел; желтого цвета - с кем бы ты хотел(а) жить в одной комнате.
Никто не будет знать, кому ты положил (а) карточку. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь».
Результаты эксперимента (выборы детей) фиксируются в социометрической таблице (матрице), там же осуществляется подсчет выборов, полученных каждым ребенком, и находятся взаимные выборы (взаимный выбор обозначается крестиком, заключённым в кружке).
Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
Звезда – 5 и более выборов.
Предпочитаемый – 3-4 выбора.
Принятый – 1-2 выбора.
Не принятый – 0 выборов.
Для обеспечения реализации функции контроля обязательно должна быть установлена обратная связь между объектом и субъектом управления. Так, оценка ребятами привлекательности проводимых мероприятий, показатели «экрана настроения», информация, полученная в ходе личной беседы с детьми - все это сигналы обратной связи, которая обеспечивает единство и взаимосвязанность всех составляющих процесса управления деятельностью отряда. Именно по каналу обратной связи циркулирует так нужная вам в вашей вожатской работе информация.
Знание настроений детей, предпочитаемых ими видов деятельности, уровня (степени) их удовлетворенности от своего пребывания в отряде, установившегося характера межличностных отношений и др. помогут вам правильно сориентироваться в выборе базовых дел, отдельных акций, в их планировании, а также в организации практической работы.
С этой целью используется методика «экран настроений».
Методика «Экран настроений»
Для создания «экрана настроений» можно использовать цветовую гамму настроений, условившись с детьми считать, что определенному цвету соответствует определенное настроение:
♦ красный - восторженное настроение;
♦ оранжевый - радостное;
♦ желтый - спокойное;
♦ зеленый - уравновешенное;
♦ синий - грустное;
♦ фиолетовый - тревожное;
♦ черный - уныние.
Каждому ребенку предлагается закрасить на экране в определенный цвет весь день или какое-либо мероприятие в соответствии со своим настроением, преобладающим в это время.
Очень важно учесть, что долгое пребывание ребенка в красном цвете свидетельствует о перевозбудимости и может привести к эмоциональному срыву, который закончится слезами, расстройством или спровоцирует конфликт. Поэтому, когда ребята излишне эмоционально возбуждены, переполнены энергией, к ним необходимо особое внимание. Рекомендуем подбирать такие игры и дела, которые постепенно переведут их в спокойное, уравновешенное состояние.