Файл: Практическое задание 3, Модуль Консультант и клиент в консультативном процессе слушатель Масленникова Татьяна Геннадиевна Преподаватель Полуэктова Ольга Геннадьевна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"

Программа профессиональной переподготовки

Психологическое консультирование и психодиагностика (620)

Дисциплина: Основы консультативной психологии

Практическое задание 3, Модуль 3. Консультант и клиент в консультативном процессе


Выполнил:

слушатель Масленникова Татьяна Геннадиевна

Преподаватель:

Полуэктова Ольга Геннадьевна

г. Москва – 2023


Задание

Проанализируйте фрагменты консультативной беседы по схеме:

1. Прочтите фрагмент консультативной беседы.

2. Определите, на каком этапе консультирования могла бы состояться эта беседа.

3. Предположите: какой тип личности, актуальное состояние или другие индивидуально-психологические особенности присущи клиенту.

4. Какие техники использовались психологом?

5. Выскажите свое мнение об эффективности высказываний и вопросов консультанта с точки зрения достижения понимания клиентом целей работы.
Фрагмент 1

Клиент: Я чувствую свою беспомощность, так как не могу ничего изменить. Не могу принять решение о переходе на другую работу. И здесь работаю на пределе сил. Ноги не несут…

Консультант: Мы много говорили с вами о нынешней работе. И тем не менее, страх перед новой работой сильнее дискомфорта от этой работы?

Клиент: Да, я понимаю, что жизнь не кончается, что многие меняют работу. Но я чувствую панику, как только представляю, что должна буду перейти на новую работу.

Консультант: Мы так устроены: хотим нового, но и сопротивление новому у нас большое. Хотя, обратите внимание, мы говорим о новой работе без конкретики. Ведь вы даже ее не искали.

Клиент: Я сейчас подумала, что если бы я начала искать работу и у меня появился бы реальный выбор… (пауза)

Консультант: Мне кажется, вы сейчас подумали о том, что новая работа могла бы вам понравится.

Клиент: Да, я раньше не думала об этом, но ведь на новом месте и правда может быть лучше, чем здесь.

Консультант: Я думаю, вы сможете все взвесить именно тогда
, когда будете иметь конкретные варианты

Клиент: Да, и я собираюсь побыстрее начать просматривать вакансии. Мне даже хочется этим заняться.

Ответ:

  1. Этап 2 – Формирование и проверка консультативных гипотез.

  2. По особенностям восприятия: эмоционально утонченный, интуитивно ориентированный.

  3. Эмпатическое слушание, вопросы для проверки гипотез, структурирование беседы, перефразирование.

  4. Эффективность работы психолога высокая, так как женщина начала говорить о смене работы без страха.


Фрагмент 2

Консультант: Елена Викторовна, если взглянуть на нашу встречу в целом, то мне кажется, что сегодня Вы «прошли» достаточно большой путь - от переживания безвыходности до размышлений о разводе как о возможном варианте развития ситуации.

Клиент: Да, согласна.

Консультант: Как Вы себя сейчас чувствуете?

Клиент: Спокойнее, я бы сказала, увереннее. Я еще не приняла решение, но могу здраво рассуждать. И что самое важное – без слез.

Консультант: Вы перестали видеть трагедию в любом варианте развития событий…

Клиент: Именно так… У меня ушла детская реакция потерянного ребенка.

Консультант: Я очень рада, что вы нашли в себе опору и ресурс. Жду вас в следующую среду, в ваше время.

Ответ:

  1. Этап 4 – Завершение консультативной беседы.

  2. Неуверенный в себе клиент, интуитивно-ориентированный.

  3. Подведение итогов беседы, вопросы, направленные на то, чтобы клиент лучше понял свои чувства, перефразирование.

  4. Эффективность работы высокая, у клиента появилось больше уверенности и решимости.


Фрагмент 3

Клиент: Вы знаете, я никогда даже не думала, что моя дочь может справиться с походом к врачу. Как будто для меня стало открытием, что вы сказали мне сейчас, что ей 19 лет.

Консультант: Похоже, вы до сих пор считаете ее маленькой…

Клиент: Да. Мне сейчас пришло в голову, что я не хочу ее взросления. Как будто я не знаю, как мне жить, если она и правда станет взрослой. Меня мама опекала всю жизнь. И я, похоже, делаю то же самое.

Консультант: Вы сопротивлялись опеке вашей мамы?

Клиент: Еще как... Почему же я раньше не осознавала, что повторяю мамин сценарий…

Консультант

: Очень важно, что вы сейчас говорите об этом.
Ответ:

  1. Этап 1 - Знакомство с клиентом и начало беседы.

  2. Рационалистичный, реалистичный, прагматически ориентированный клиент.

  3. Эмпатическое слушание, называние чувств, структурирование беседы.

  4. Эффективность высокая, так как консультант помог клиенту обрисовать запрос на сессию, клиент смог определить в чем его запрос.


Фрагмент 4

Консультант: Здравствуйте, Игорь. Как у вас прошла эта неделя?

Клиент: Неважно. Много напряжения на работе. Хочу поговорить об отношениях со своим руководителем.

Консультант: Я правильно понимаю, что в этих отношениях не все гладко?

Клиент: Да. Все это меня уже достало. Хочется спокойно жить.

Консультант: Что именно вас напрягает в этих отношениях?

Клиент: Он постоянно повышает на меня голос, такое впечатление, что он обесценивает все, что я делаю. Как будто я бездарь.

Консультант: Правильно я услышал, что вы чувствуете себя униженным и обесцененным?

Клиент: Да, именно так. И я постоянно веду с ним внутренние диалоги, особенно когда собираюсь ложиться спать.

Консультант: Я представляю, как это выматывает вас.

Клиент: Я хотел бы научиться прерывать эти диалоги. Меня вообще бесит, почему я так много думаю о нем.

Консультант: С этим вы хотели бы сегодня поработать?

Клиент: Да.
Ответ:

  1. Этап 1 - Начало беседы, клиент и консультант уже знакомы, встреча уже не первая.

  2. Рационалистичный, реалистичный, прагматически ориентированный клиент.

  3. Эмпатическое слушание, перефразирование, структурирование беседы, уточняющие вопросы.

  4. Эффективность беседы высокая, так как психолог поспособствовал тому, чтобы клиент был в большем контакте с самим собой.