Файл: Практическое задание 3, Модуль Консультант и клиент в консультативном процессе слушатель Масленникова Татьяна Геннадиевна Преподаватель Полуэктова Ольга Геннадьевна.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"
Программа профессиональной переподготовки
Психологическое консультирование и психодиагностика (620)
Дисциплина: Основы консультативной психологии
Практическое задание 3, Модуль 3. Консультант и клиент в консультативном процессе
Выполнил:
слушатель Масленникова Татьяна Геннадиевна
Преподаватель:
Полуэктова Ольга Геннадьевна
г. Москва – 2023
Задание
Проанализируйте фрагменты консультативной беседы по схеме:
1. Прочтите фрагмент консультативной беседы.
2. Определите, на каком этапе консультирования могла бы состояться эта беседа.
3. Предположите: какой тип личности, актуальное состояние или другие индивидуально-психологические особенности присущи клиенту.
4. Какие техники использовались психологом?
5. Выскажите свое мнение об эффективности высказываний и вопросов консультанта с точки зрения достижения понимания клиентом целей работы.
Фрагмент 1
Клиент: Я чувствую свою беспомощность, так как не могу ничего изменить. Не могу принять решение о переходе на другую работу. И здесь работаю на пределе сил. Ноги не несут…
Консультант: Мы много говорили с вами о нынешней работе. И тем не менее, страх перед новой работой сильнее дискомфорта от этой работы?
Клиент: Да, я понимаю, что жизнь не кончается, что многие меняют работу. Но я чувствую панику, как только представляю, что должна буду перейти на новую работу.
Консультант: Мы так устроены: хотим нового, но и сопротивление новому у нас большое. Хотя, обратите внимание, мы говорим о новой работе без конкретики. Ведь вы даже ее не искали.
Клиент: Я сейчас подумала, что если бы я начала искать работу и у меня появился бы реальный выбор… (пауза)
Консультант: Мне кажется, вы сейчас подумали о том, что новая работа могла бы вам понравится.
Клиент: Да, я раньше не думала об этом, но ведь на новом месте и правда может быть лучше, чем здесь.
Консультант: Я думаю, вы сможете все взвесить именно тогда
, когда будете иметь конкретные варианты
Клиент: Да, и я собираюсь побыстрее начать просматривать вакансии. Мне даже хочется этим заняться.
Ответ:
-
Этап 2 – Формирование и проверка консультативных гипотез. -
По особенностям восприятия: эмоционально утонченный, интуитивно ориентированный. -
Эмпатическое слушание, вопросы для проверки гипотез, структурирование беседы, перефразирование. -
Эффективность работы психолога высокая, так как женщина начала говорить о смене работы без страха.
Фрагмент 2
Консультант: Елена Викторовна, если взглянуть на нашу встречу в целом, то мне кажется, что сегодня Вы «прошли» достаточно большой путь - от переживания безвыходности до размышлений о разводе как о возможном варианте развития ситуации.
Клиент: Да, согласна.
Консультант: Как Вы себя сейчас чувствуете?
Клиент: Спокойнее, я бы сказала, увереннее. Я еще не приняла решение, но могу здраво рассуждать. И что самое важное – без слез.
Консультант: Вы перестали видеть трагедию в любом варианте развития событий…
Клиент: Именно так… У меня ушла детская реакция потерянного ребенка.
Консультант: Я очень рада, что вы нашли в себе опору и ресурс. Жду вас в следующую среду, в ваше время.
Ответ:
-
Этап 4 – Завершение консультативной беседы. -
Неуверенный в себе клиент, интуитивно-ориентированный. -
Подведение итогов беседы, вопросы, направленные на то, чтобы клиент лучше понял свои чувства, перефразирование. -
Эффективность работы высокая, у клиента появилось больше уверенности и решимости.
Фрагмент 3
Клиент: Вы знаете, я никогда даже не думала, что моя дочь может справиться с походом к врачу. Как будто для меня стало открытием, что вы сказали мне сейчас, что ей 19 лет.
Консультант: Похоже, вы до сих пор считаете ее маленькой…
Клиент: Да. Мне сейчас пришло в голову, что я не хочу ее взросления. Как будто я не знаю, как мне жить, если она и правда станет взрослой. Меня мама опекала всю жизнь. И я, похоже, делаю то же самое.
Консультант: Вы сопротивлялись опеке вашей мамы?
Клиент: Еще как... Почему же я раньше не осознавала, что повторяю мамин сценарий…
Консультант
: Очень важно, что вы сейчас говорите об этом.
Ответ:
-
Этап 1 - Знакомство с клиентом и начало беседы. -
Рационалистичный, реалистичный, прагматически ориентированный клиент. -
Эмпатическое слушание, называние чувств, структурирование беседы. -
Эффективность высокая, так как консультант помог клиенту обрисовать запрос на сессию, клиент смог определить в чем его запрос.
Фрагмент 4
Консультант: Здравствуйте, Игорь. Как у вас прошла эта неделя?
Клиент: Неважно. Много напряжения на работе. Хочу поговорить об отношениях со своим руководителем.
Консультант: Я правильно понимаю, что в этих отношениях не все гладко?
Клиент: Да. Все это меня уже достало. Хочется спокойно жить.
Консультант: Что именно вас напрягает в этих отношениях?
Клиент: Он постоянно повышает на меня голос, такое впечатление, что он обесценивает все, что я делаю. Как будто я бездарь.
Консультант: Правильно я услышал, что вы чувствуете себя униженным и обесцененным?
Клиент: Да, именно так. И я постоянно веду с ним внутренние диалоги, особенно когда собираюсь ложиться спать.
Консультант: Я представляю, как это выматывает вас.
Клиент: Я хотел бы научиться прерывать эти диалоги. Меня вообще бесит, почему я так много думаю о нем.
Консультант: С этим вы хотели бы сегодня поработать?
Клиент: Да.
Ответ:
-
Этап 1 - Начало беседы, клиент и консультант уже знакомы, встреча уже не первая. -
Рационалистичный, реалистичный, прагматически ориентированный клиент. -
Эмпатическое слушание, перефразирование, структурирование беседы, уточняющие вопросы. -
Эффективность беседы высокая, так как психолог поспособствовал тому, чтобы клиент был в большем контакте с самим собой.