Файл: Семинарскопрактическое занятие 5 по темам Ощущение и восприятие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти.
Все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны.
Долговременная память
Превращение краткосрочной памяти в долговременную (консолидация памяти) в общем виде обусловлено наступлением стойких изменений синаптической проводимости как результата повторного возбуждения нервных клеток. Консолидация памяти обусловлена химическими и структурными изменениями в соответствующих нервных образованиях. По данным современной нейрофизиологии и нейрохимии, в основе долговременной (долгосрочной) памяти лежат сложные химические процессы синтеза белковых молекул в клетках головного мозга.
Определенное значение в механизмах долгосрочной памяти имеют и изменения, наблюдающиеся в медиаторных механизмах, обеспечивающих процесс химической передачи возбуждения с одной нервной клетки на другую. В основе пластических химических изменений в синаптических структурах лежит взаимодействие медиаторов, например ацетилхолина с рецепторными белками постсинаптической мембраны и ионами (Na+, K+, Са2+). Динамика трансмембранных токов этих ионов делает мембрану более чувствительной к действию медиаторов. Установлено, что процесс обучения сопровождается повышением активности фермента холинэстеразы, разрушающей ацетилхолин, а вещества, подавляющие действие холинэстеразы, вызывают существенные нарушения памяти.
Возможной основой долговременной памяти являются некоторые пептиды гормональной природы, простые белковые вещества, специфический белок S-100. К таким пептидам, стимулирующим, например, условно-рефлекторный механизм обучения, относятся некоторые гормоны (АКТГ, соматотропный гормон, вазопрессин и др.).
III. Выполнить одно из предложенных заданий (на выбор студента) – письменно.
3. Исследования А.А. Смирнова.
Советский психолог Анатолий Александрович Смирнов известен экспериментальными исследованиями в области психологии зрительного восприятия и памяти. В своих работах он показывает зависимость закрепления информации в памяти от рода деятельности, а также от целей и направленности запоминания. В рамках данной работы рассматривается только первая часть этих исследований.
Связь результатов запоминания с мнемонической направленностью деятельности, в ходе которой осуществляется непроизвольное запоминание:
Чтобы получить ответ на этот вопрос, были проведены опыты. Испытуемым предлагалось вспомнить некоторые факты из недавнего прошлого, которые они специально не запоминали. При этом деятельность, в ходе которой осуществлялось запоминание, носила определенный характер и осуществлялась в течение продолжительного времени. Проследить зависимость запоминания от рода занятий и составляло задачу исследователей.
Были проведены две серии опытов с участием нескольких испытуемых, которым предлагали припомнить все, что происходило с ними тогда, когда они шли из дома к месту учебы или работы. Опрос проводился неожиданно для испытуемых и происходил обычно через полтора – два часа после начала учебы (работы).
Испытуемые должны были дать возможно более подробный отчет обо всем виденном и слышанном, о том, что они делали, думали, переживали. При этом их предупреждали, что если они не хотят рассказывать о каких-либо деталях, то могут ограничиться общей характеристикой или даже вовсе отказаться от их упоминания, предупредив, что говорят не обо всем и не в полной мере.
Итоги этой серии экспериментов:
Испытуемые значительно лучше помнили то, что они делали, нежели то, что думали. «Думал, но о чем, не помню», – таков наиболее типичный ответ. Характерно, что даже в тех случаях, когда мысли вспоминаются, они связаны с действиями.
Такой же характер носят и воспоминания об увиденном или услышанном во время пути. Испытуемые и в этом случае вспоминают главным образом то, что было связано с их передвижением, то есть с той деятельностью, которую они выполняли. Чрезвычайно важная деталь: намного лучше вспоминались обстоятельства, которые мешали либо, наоборот, помогали в пути. Испытуемые хорошо помнили о наличии тех или иных затруднений или, наоборот, отсутствии их там, где они могли бы быть.
Получается, что впечатления о реальных событиях намного лучше удерживаются в памяти по сравнению с мысленными образами и представлениями. Можно сделать вывод: естественная, голографическая память человека ориентирована на первую сигнальную систему как базовый элемент психики. Эта система развивалась и совершенствовалась на протяжении сотен тысяч лет, и именно она имеет максимальное значение для работы памяти.
Это очень важная особенность нашей памяти. Ее знание и грамотное применение позволяют оптимально смещать акценты в техниках запоминания, добиваясь при тех же усилиях намного большей эффективности.
Пример: Известно, что, используя в качестве фона запоминания конкретную улицу (метод размещения по пути) или конкретную комнату (метод комнаты или Цицерона), мы запоминаем намного лучше. На этой особенности памяти основана предлагаемая вашему вниманию техника запоминания, которую назвали «Фоновые карты запоминания» (не путать с «умными», «мозговыми» картами или «картами памяти»).
IV. Практическое задание (письменно).
1. Прочитайте книгу А.Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти». Напишите свое впечатление в виде эссе.
А.Р. Лурия являлся академиком АПН СССР, он известен своими трудами по вопросам нарушения высших психических процессов при локальных поражениях мозга. Мы рассмотрим одну из его интересных, в каком-то смысле публицистическую работу «Маленькая книжка о большой памяти». Автор написал эту книгу на основе 30-летнего наблюдения за человеком с феноменальной памятью. За такой длительный срок он сумел собрать большой материал, который позволил ему не только изучить основные формы и приёмы памяти этого человека, но и описать основные особенности его личности.
Память этого человека (его в своей работе А.Р. Лурия называет Ш.) была поистине феноменальной. Как отмечает А.Р. Лурия, она не имеет границ не только в своём объёме, но и в прочности удержания следов. Его опыты показали, что тот человек с успехом и без особого труда может воспроизводить любой длинный ряд слов. Как выяснил учёный, запоминание этого человека носило непосредственный характер, механизмы его запоминания сводились к тому, что он либо продолжал видеть предъявляемые ему ряды слов, либо превращал диктуемые ему слова или цифры в зрительные образы.
Анализируя процессы воспроизведения того, что запоминалось испытуемым, А.Р. Лурия говорит о том, что, возможно, процесс удержания материала не исчерпывается у него простым сохранением непосредственных зрительных следов, что в него вмешиваются дополнительные элементы, которые говорят у него о высоком развитии синестезии. Здесь А.Р. Лурия проводит параллели между этим человеком и композитором Скрябиным, у которого, как известно, был «цветовой» музыкальный слух. Значение таких синестезических способностей в процессах запоминания и воспроизведения, делает выводы А.Р. Лурия, состоит в том, что они создавали как бы фон для каждого запоминания, неся при этом «избыточную» информацию и обеспечивая точность запоминания.
А.Р. Лурия вскоре убедился, что способности памяти испытуемого, практически, безграничны и он обратился к новому вопросу: насколько способна его память к забыванию. Однако в процессе подобной работы были сделаны выводы о том, что испытуемый не забывает, практически, ничего. Дефекты в воспроизведении были связаны обычно с тем, что образ помещался в такое положение, при котором его было трудно «разглядеть». Как показали наблюдения А.Р. Лурия, пропуски воспроизведения были не дефектами памяти, а дефектами восприятия, т.е. объяснялись дефектами зрительного восприятия, а, следовательно, лежали в области психологии восприятия, а не в области психологии памяти.
Вскоре испытуемый стал профессиональным мнемонистом, т.е. стал давать выступления. В процессе этих выступлений он приобрёл поистине виртуозные навыки. Однако способности его памяти не были «эйдетическими», его образы обнаруживали неизмеримо большую подвижность. К его памяти, как отмечает А.Р. Лурия, примешивалось решающее значение синестезий, которые и делали его запоминание сложным и отличным от «эйдетической» памяти (в современной психологической науке под эйдетизмом понимается воспроизведение во всех деталях образов и предметов, не действующих в данный момент на анализаторы, физиологической основой который является остаточное возбуждение анализатора).
Последний вопрос, над которым задумывается А.Р. Лурия, вопрос о способности своего испытуемого к забыванию. Как ни старался испытуемый, ему не удавалось ничего забыть.
Конечно, книга А.Р. Лурия может и не раскрывает всех механизмов памяти, однако представляет значительный интерес в раскрытии проблем памяти феноменальной, а также показывает сам процесс работы известного учёного и во многом может помочь начинающим психологам.
Семинарско-практическое занятие № 7 «Мышление и речь»
I. «Вопросы для самоконтроля» выполняются самостоятельно (устно).
II. Написать одно небольшое письменное сообщение по каждой из тем (можно с презентацией).
1. Представьте краткую характеристику одного из видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактнологическое.
Все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны.
-
Дайте краткую характеристику одного из видов памяти (по продолжительности закрепления и сохранения материала): кратковременная, оперативная и долговременная.
Долговременная память
Превращение краткосрочной памяти в долговременную (консолидация памяти) в общем виде обусловлено наступлением стойких изменений синаптической проводимости как результата повторного возбуждения нервных клеток. Консолидация памяти обусловлена химическими и структурными изменениями в соответствующих нервных образованиях. По данным современной нейрофизиологии и нейрохимии, в основе долговременной (долгосрочной) памяти лежат сложные химические процессы синтеза белковых молекул в клетках головного мозга.
Определенное значение в механизмах долгосрочной памяти имеют и изменения, наблюдающиеся в медиаторных механизмах, обеспечивающих процесс химической передачи возбуждения с одной нервной клетки на другую. В основе пластических химических изменений в синаптических структурах лежит взаимодействие медиаторов, например ацетилхолина с рецепторными белками постсинаптической мембраны и ионами (Na+, K+, Са2+). Динамика трансмембранных токов этих ионов делает мембрану более чувствительной к действию медиаторов. Установлено, что процесс обучения сопровождается повышением активности фермента холинэстеразы, разрушающей ацетилхолин, а вещества, подавляющие действие холинэстеразы, вызывают существенные нарушения памяти.
Возможной основой долговременной памяти являются некоторые пептиды гормональной природы, простые белковые вещества, специфический белок S-100. К таким пептидам, стимулирующим, например, условно-рефлекторный механизм обучения, относятся некоторые гормоны (АКТГ, соматотропный гормон, вазопрессин и др.).
III. Выполнить одно из предложенных заданий (на выбор студента) – письменно.
3. Исследования А.А. Смирнова.
Советский психолог Анатолий Александрович Смирнов известен экспериментальными исследованиями в области психологии зрительного восприятия и памяти. В своих работах он показывает зависимость закрепления информации в памяти от рода деятельности, а также от целей и направленности запоминания. В рамках данной работы рассматривается только первая часть этих исследований.
Связь результатов запоминания с мнемонической направленностью деятельности, в ходе которой осуществляется непроизвольное запоминание:
Чтобы получить ответ на этот вопрос, были проведены опыты. Испытуемым предлагалось вспомнить некоторые факты из недавнего прошлого, которые они специально не запоминали. При этом деятельность, в ходе которой осуществлялось запоминание, носила определенный характер и осуществлялась в течение продолжительного времени. Проследить зависимость запоминания от рода занятий и составляло задачу исследователей.
Были проведены две серии опытов с участием нескольких испытуемых, которым предлагали припомнить все, что происходило с ними тогда, когда они шли из дома к месту учебы или работы. Опрос проводился неожиданно для испытуемых и происходил обычно через полтора – два часа после начала учебы (работы).
Испытуемые должны были дать возможно более подробный отчет обо всем виденном и слышанном, о том, что они делали, думали, переживали. При этом их предупреждали, что если они не хотят рассказывать о каких-либо деталях, то могут ограничиться общей характеристикой или даже вовсе отказаться от их упоминания, предупредив, что говорят не обо всем и не в полной мере.
Итоги этой серии экспериментов:
Испытуемые значительно лучше помнили то, что они делали, нежели то, что думали. «Думал, но о чем, не помню», – таков наиболее типичный ответ. Характерно, что даже в тех случаях, когда мысли вспоминаются, они связаны с действиями.
Такой же характер носят и воспоминания об увиденном или услышанном во время пути. Испытуемые и в этом случае вспоминают главным образом то, что было связано с их передвижением, то есть с той деятельностью, которую они выполняли. Чрезвычайно важная деталь: намного лучше вспоминались обстоятельства, которые мешали либо, наоборот, помогали в пути. Испытуемые хорошо помнили о наличии тех или иных затруднений или, наоборот, отсутствии их там, где они могли бы быть.
Получается, что впечатления о реальных событиях намного лучше удерживаются в памяти по сравнению с мысленными образами и представлениями. Можно сделать вывод: естественная, голографическая память человека ориентирована на первую сигнальную систему как базовый элемент психики. Эта система развивалась и совершенствовалась на протяжении сотен тысяч лет, и именно она имеет максимальное значение для работы памяти.
Это очень важная особенность нашей памяти. Ее знание и грамотное применение позволяют оптимально смещать акценты в техниках запоминания, добиваясь при тех же усилиях намного большей эффективности.
Пример: Известно, что, используя в качестве фона запоминания конкретную улицу (метод размещения по пути) или конкретную комнату (метод комнаты или Цицерона), мы запоминаем намного лучше. На этой особенности памяти основана предлагаемая вашему вниманию техника запоминания, которую назвали «Фоновые карты запоминания» (не путать с «умными», «мозговыми» картами или «картами памяти»).
IV. Практическое задание (письменно).
1. Прочитайте книгу А.Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти». Напишите свое впечатление в виде эссе.
А.Р. Лурия являлся академиком АПН СССР, он известен своими трудами по вопросам нарушения высших психических процессов при локальных поражениях мозга. Мы рассмотрим одну из его интересных, в каком-то смысле публицистическую работу «Маленькая книжка о большой памяти». Автор написал эту книгу на основе 30-летнего наблюдения за человеком с феноменальной памятью. За такой длительный срок он сумел собрать большой материал, который позволил ему не только изучить основные формы и приёмы памяти этого человека, но и описать основные особенности его личности.
Память этого человека (его в своей работе А.Р. Лурия называет Ш.) была поистине феноменальной. Как отмечает А.Р. Лурия, она не имеет границ не только в своём объёме, но и в прочности удержания следов. Его опыты показали, что тот человек с успехом и без особого труда может воспроизводить любой длинный ряд слов. Как выяснил учёный, запоминание этого человека носило непосредственный характер, механизмы его запоминания сводились к тому, что он либо продолжал видеть предъявляемые ему ряды слов, либо превращал диктуемые ему слова или цифры в зрительные образы.
Анализируя процессы воспроизведения того, что запоминалось испытуемым, А.Р. Лурия говорит о том, что, возможно, процесс удержания материала не исчерпывается у него простым сохранением непосредственных зрительных следов, что в него вмешиваются дополнительные элементы, которые говорят у него о высоком развитии синестезии. Здесь А.Р. Лурия проводит параллели между этим человеком и композитором Скрябиным, у которого, как известно, был «цветовой» музыкальный слух. Значение таких синестезических способностей в процессах запоминания и воспроизведения, делает выводы А.Р. Лурия, состоит в том, что они создавали как бы фон для каждого запоминания, неся при этом «избыточную» информацию и обеспечивая точность запоминания.
А.Р. Лурия вскоре убедился, что способности памяти испытуемого, практически, безграничны и он обратился к новому вопросу: насколько способна его память к забыванию. Однако в процессе подобной работы были сделаны выводы о том, что испытуемый не забывает, практически, ничего. Дефекты в воспроизведении были связаны обычно с тем, что образ помещался в такое положение, при котором его было трудно «разглядеть». Как показали наблюдения А.Р. Лурия, пропуски воспроизведения были не дефектами памяти, а дефектами восприятия, т.е. объяснялись дефектами зрительного восприятия, а, следовательно, лежали в области психологии восприятия, а не в области психологии памяти.
Вскоре испытуемый стал профессиональным мнемонистом, т.е. стал давать выступления. В процессе этих выступлений он приобрёл поистине виртуозные навыки. Однако способности его памяти не были «эйдетическими», его образы обнаруживали неизмеримо большую подвижность. К его памяти, как отмечает А.Р. Лурия, примешивалось решающее значение синестезий, которые и делали его запоминание сложным и отличным от «эйдетической» памяти (в современной психологической науке под эйдетизмом понимается воспроизведение во всех деталях образов и предметов, не действующих в данный момент на анализаторы, физиологической основой который является остаточное возбуждение анализатора).
Последний вопрос, над которым задумывается А.Р. Лурия, вопрос о способности своего испытуемого к забыванию. Как ни старался испытуемый, ему не удавалось ничего забыть.
Конечно, книга А.Р. Лурия может и не раскрывает всех механизмов памяти, однако представляет значительный интерес в раскрытии проблем памяти феноменальной, а также показывает сам процесс работы известного учёного и во многом может помочь начинающим психологам.
Семинарско-практическое занятие № 7 «Мышление и речь»
I. «Вопросы для самоконтроля» выполняются самостоятельно (устно).
II. Написать одно небольшое письменное сообщение по каждой из тем (можно с презентацией).
1. Представьте краткую характеристику одного из видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактнологическое.