Файл: Терапия и коррекция расстройств психосоматического спектра у детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 358
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ных и воспитанных детей, в то время как истинные друзья никогда не судят о человеке по его внешности.
Тем старшим детям, у кого реакция на заболевание включает переживания невозможности получить желаемую профессию (моряк, водитель), поясняют, что нейродермит не может служить препятствием к осуществлению их мечты.
Рациональную психотерапию дополняют на втором этапе изобразительным творчеством. Детей просят нарисовать свою болезнь так, как они себе ее представляют. Чаще всего изображают животных или насекомых отталкивающего вида (змеи, жуки и др.). В процессе анализа рисунка психотерапевт старается выяснить, почему болезнь кажется ребенку страшной (неприятной).
При этом «страшное» низводится до незначимого и смешного. Во время выполнения рисунка дети с помощью психотерапевта учатся критично относиться к болезни.
Натретьемэтапе психотерапевтическое воздействие направлено на уменьшение страха, тревоги или навязчивости, коррекцию поведенческих нарушений, снижение эмоциональной насыщенности истерических проявлений, субдепрессивных расстройств. Важное значение и на этом этапе имеет использование методики детского творчества — рисунков с изображением предметов страха, травмирующих ситуаций (общение в семье, коллективе, встречи с новыми людьми, ситуаций, в которых больные подвергались насмешкам, обидам). В беседах с детьми, у которых доминировали нарушения поведения и истерические расстройства, делают акцент на недопустимости негативных
форм поведения. Показывают, как добиться желаемой цели (внимания, сочувствия) приемлемыми методами — расширением сферы активности, внимательным отношением к окружающим. Детям со сниженным настроением внушают уверенность в преходящем характере этих расстройств, указывают на возможность связи сниженного настроения с обострением дерматоза, с одной стороны, и с травмирующими обстоятельствами — с другой. Директивно внушают эффективность назначенного лечения (суггестия наяву).
На четвертом этапе у всех пациентов, независимо от ведущих нервно- психических расстройств, вырабатывают навыки более гибкого поведения в коллективе, актуализируют те черты личности, которые могут помочь детям раскрыть себя. Исходя из особенностей личности конкретного больного, обсуждают возможности и способности к какому-либо роду деятельности вне учебных занятий — участию в художественной самодеятельности, рисованию, конструированию, занятиям спортом. Детям предлагают выразить в рисунках травматичные для них ситуации с возможными вариантами поведения при них с тем, чтобы они избрали оптимальный путь реагирования. Затем аналогичные трудные ситуации больные воспроизводят в игре на групповых психотерапевтических занятиях. Группы из 5—6 детей подбирают по возрасту. Разыгрывают стандартные ситуации с распределением ролей («обидчик-жертва», «ведущий-ведомый»), которые, как правило, выбирают сами дети. Продолжительность занятий составляет 25-30 мин. Детям раскрывают значение этих «игр» и рекомендуют в дальнейшем переносить их результаты в жизнь и принимать на себя активные роли, которые им, судя по результатам игры, вполне по плечу. Занятия
проводятся 2—3 раза. Позиция, занимаемая при этом психотерапевтом, характеризуется как «одобряющий протекционизм».
Выделениепятогоэтапа в качестве завершающего скорее носит не временной, а общий характер. Подключение родителей к психотерапевтическим занятиям начинают еще при сборе семейного анамнеза. При этом с родителями, крайне чувствительно реагирующими на заболевание ребенка, проводят беседы, раскрывающие содержание болезни, разъясняют ее особенности, возможные последствия и варианты течения.
Подчеркивают, что фиксация внимания детей на проявлениях болезни, многочисленные консультации у различных специалистов негативно влияют на формирование личности и достигают цели, прямо противоположной поставленной родителями. Такое поведение не облегчает положения ребенка, а способствует его «уходу в болезнь», появлению переживаний и нервно- психических расстройств. Родителям, безразлично или негативно относящимся к заболеванию ребенка, разъясняют опасную роль такой позиции в связи с возможным появлением у детей неправильных личностных реакций, снижением школьной успеваемости, нарушений поведения и т. п. Родителям рекомендуют больше времени уделять детям, контролировать их деятельность, летнее время и выходные дни проводить по возможности вместе. Психотерапевт совместно с родителями и детьми обсуждает меры по расширению социальной активности больных — их участие в работе кружков (художественных, технических, спортивных). Необходимость и возможность дальнейшего наблюдения специалистом по нервно- психическим расстройствам (психиатром) должна быть согласована с родителями больного.
Результаты
терапии показывают, что наиболее быстрое и полное исчезновение нервно-психических расстройств достигается при сочетании дерматологического, психотерапевтического и психофармакологического лечения — в среднем через 20 дней.
Тем старшим детям, у кого реакция на заболевание включает переживания невозможности получить желаемую профессию (моряк, водитель), поясняют, что нейродермит не может служить препятствием к осуществлению их мечты.
Рациональную психотерапию дополняют на втором этапе изобразительным творчеством. Детей просят нарисовать свою болезнь так, как они себе ее представляют. Чаще всего изображают животных или насекомых отталкивающего вида (змеи, жуки и др.). В процессе анализа рисунка психотерапевт старается выяснить, почему болезнь кажется ребенку страшной (неприятной).
При этом «страшное» низводится до незначимого и смешного. Во время выполнения рисунка дети с помощью психотерапевта учатся критично относиться к болезни.
Натретьемэтапе психотерапевтическое воздействие направлено на уменьшение страха, тревоги или навязчивости, коррекцию поведенческих нарушений, снижение эмоциональной насыщенности истерических проявлений, субдепрессивных расстройств. Важное значение и на этом этапе имеет использование методики детского творчества — рисунков с изображением предметов страха, травмирующих ситуаций (общение в семье, коллективе, встречи с новыми людьми, ситуаций, в которых больные подвергались насмешкам, обидам). В беседах с детьми, у которых доминировали нарушения поведения и истерические расстройства, делают акцент на недопустимости негативных
форм поведения. Показывают, как добиться желаемой цели (внимания, сочувствия) приемлемыми методами — расширением сферы активности, внимательным отношением к окружающим. Детям со сниженным настроением внушают уверенность в преходящем характере этих расстройств, указывают на возможность связи сниженного настроения с обострением дерматоза, с одной стороны, и с травмирующими обстоятельствами — с другой. Директивно внушают эффективность назначенного лечения (суггестия наяву).
На четвертом этапе у всех пациентов, независимо от ведущих нервно- психических расстройств, вырабатывают навыки более гибкого поведения в коллективе, актуализируют те черты личности, которые могут помочь детям раскрыть себя. Исходя из особенностей личности конкретного больного, обсуждают возможности и способности к какому-либо роду деятельности вне учебных занятий — участию в художественной самодеятельности, рисованию, конструированию, занятиям спортом. Детям предлагают выразить в рисунках травматичные для них ситуации с возможными вариантами поведения при них с тем, чтобы они избрали оптимальный путь реагирования. Затем аналогичные трудные ситуации больные воспроизводят в игре на групповых психотерапевтических занятиях. Группы из 5—6 детей подбирают по возрасту. Разыгрывают стандартные ситуации с распределением ролей («обидчик-жертва», «ведущий-ведомый»), которые, как правило, выбирают сами дети. Продолжительность занятий составляет 25-30 мин. Детям раскрывают значение этих «игр» и рекомендуют в дальнейшем переносить их результаты в жизнь и принимать на себя активные роли, которые им, судя по результатам игры, вполне по плечу. Занятия
проводятся 2—3 раза. Позиция, занимаемая при этом психотерапевтом, характеризуется как «одобряющий протекционизм».
Выделениепятогоэтапа в качестве завершающего скорее носит не временной, а общий характер. Подключение родителей к психотерапевтическим занятиям начинают еще при сборе семейного анамнеза. При этом с родителями, крайне чувствительно реагирующими на заболевание ребенка, проводят беседы, раскрывающие содержание болезни, разъясняют ее особенности, возможные последствия и варианты течения.
Подчеркивают, что фиксация внимания детей на проявлениях болезни, многочисленные консультации у различных специалистов негативно влияют на формирование личности и достигают цели, прямо противоположной поставленной родителями. Такое поведение не облегчает положения ребенка, а способствует его «уходу в болезнь», появлению переживаний и нервно- психических расстройств. Родителям, безразлично или негативно относящимся к заболеванию ребенка, разъясняют опасную роль такой позиции в связи с возможным появлением у детей неправильных личностных реакций, снижением школьной успеваемости, нарушений поведения и т. п. Родителям рекомендуют больше времени уделять детям, контролировать их деятельность, летнее время и выходные дни проводить по возможности вместе. Психотерапевт совместно с родителями и детьми обсуждает меры по расширению социальной активности больных — их участие в работе кружков (художественных, технических, спортивных). Необходимость и возможность дальнейшего наблюдения специалистом по нервно- психическим расстройствам (психиатром) должна быть согласована с родителями больного.
Результаты
терапии показывают, что наиболее быстрое и полное исчезновение нервно-психических расстройств достигается при сочетании дерматологического, психотерапевтического и психофармакологического лечения — в среднем через 20 дней.