Файл: Терапия и коррекция расстройств психосоматического спектра у детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 361

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сверхвключены в воспитание ребенка, доминирующи, требовательны, навязчивы и эгоцентричны. Все это сочеталось с высоким уровнем тревожности и депрессивности. У всех них остались неразрешенными детские конфликты, и они пытались решить их за счет ребенка. Эти матери отличались слабой ментализацией своих эмоциональных переживаний, связанных с отношениями с другими людьми, членами семьи. Они испытывали значительные затруднения, говоря о своих чувствах, для них практически невозможно было говорить о негативных чувствах. Подобная особенность матерей тесно связана с психосоматическим заболеванием ребенка, когда тело является способом выражения эмоций, негативных чувств и страданий. Если ребенок имеет возможность выразить свои переживания словами, то нет необходимости эти переживания переводить на язык болезни, т.е. болеть. Также если мать может вербализовать свою тревогу, это меньше травмирует ребенка, и в результате его психологическое и соматическое состояние улучшается. В связи с этим проведение занятий с родителями в виде дискуссионной группы является наиболее целесообразным.

Примерный план проведения занятий с группой родителей. До начала занятий необходима индивидуальная консультация с каждой семьей. Занятия проводятся в виде дискуссионной группы в отдельном от детей помещении.

Цель курса: помочь родителям детей с бронхиальной астмой повысить компетентность во взаимодействии с ребенком. В большей степени осознавать собственные эмоции и эмоции своего ребенка и уметь их выражать вербально. Общие рекомендации: максимально вовлекать в беседу всех родителей, поддерживать их в изложении собственного опыта, избегать
негативной или позитивной оценки. Необходимо обращать особенное внимание на родителей, не участвующих в дискуссиях. Не настаивать на их высказывании, но поддерживать с ними контакт невербально. В некоторых случаях рекомендуется приглашать их на повторную индивидуальную консультацию, чтобы прояснить, что мешает им занимать более активную позицию. Для избежания ситуации «ученик - учитель», где психолог воспринимается как специалист, который научит, как правильно воспитывать ребенка, рекомендуется проводить дискуссионную группу сидя на стульях, поставленных по кругу. В связи с тем, что наличие диагноза хронического психосоматического заболевания у ребенка является психотравмирующей ситуацией для родителя, во время ведения группы важно осторожно предоставлять информацию, способную актуализировать травму (информация о психологических причинах заболевания, о роли матери в возникновении и формировании заболевания и т.д.). Ведущему группы необходимо иметь медицинское или психологическое образование и базовые психотерапевтические навыки.

Предложенный тематический план не является жестким. Во время дискуссии родители могут поднимать любые вопросы, которые их интересуют. Медицинские вопросы, касающиеся приема лекарств, обследования в больнице и т.д., следует переадресовывать врачу. Но с родителями можно обсуждать психологическую составляющую этих вопросов (например, тревога, которую они испытывают, когда их ребенок находится в больнице).

Занятие 1. Вводное

Цель: знакомство. Каждый

родитель рассказывает о своих переживаниях, связанных с болезнью ребенка. После знакомства психолог представляет участникам темы, которые будут обсуждаться в дальнейшем, предлагает обсудить степень важности этих тем, а также подумать и в конце занятия высказаться о других интересующих проблемах, связанных с болезнью их детей. Желательно по возможности прояснить интересы каждого участника группы. Обсуждение взаимосвязи телесного и психического. Психолог рассказывает о способах выражения эмоций у детей. В ситуациях, в которых затруднена или полностью блокирована возможность вербального выражения эмоций, происходит соматизация. Желательно, чтобы родители сами привели какой-либо пример.

Бронхиальная астма как психосоматическое заболевание. Влияние БА на жизнь ребенка, на внутрисемейные отношения. Обсуждение с родителями их собственного опыта. Возвращение к вопросу, заданному в начале первого занятия. Что было бы важно еще обсудить во время следующих встреч.

Занятие 2. Самостоятельность и ответственность.

Цель: осознание собственных тревог, связанных с взрослением ребенка, его желанием быть самостоятельным и передачей ему все большей ответственности за самого себя. Все родители испытывают тревогу, когда ребенок начинает осваивать мир. Он учится ходить, пользоваться острыми предметами, строить отношения со сверстниками и теми, кто старше, самостоятельно переходить дорогу и т.д. Каждый взрослый сам находит компромисс между опекой ребенка и признанием его самостоятельности. В ситуации, когда у ребенка хроническое заболевание, этот вопрос становится еще более важным, так как существует объективная причина для большей опеки, чем у здорового сверстника. Обсуждение с родителями темы самостоятельности
их детей. Что мешает предоставить им большую самостоятельность. Какие тревоги и страхи есть у самих родителей в связи с этой проблемой. Составление трех списков:

а) дела, за которые дети могут отвечать и делают это;

б) дела, за которые они могут отвечать, но делают это время от времени;

в) дела, за которые они могут отвечать, но не делают этого.

Обсуждение, что необходимо для уменьшения третьего списка и увеличения первого.

Занятие 3. Запреты и наказания.

Цель: осознание чувств, связанных с запретами и наказаниями. Поиск адекватных решений. Каждому родителю приходится что-нибудь запрещать своему ребенку, особенно если это касается болезни бронхиальной астмы: врачами ребенку предписываются пищевые запреты, запреты иметь домашних животных и т.д. Обсуждение имеющихся запретов: запреты, связанные с заболеванием и «обычные» запреты (например, нельзя слишком долго смотреть телевизор). Как ребенок реагирует на запреты. Что чувствуют родители, всегда ли они бывают последовательны, когда говорят «нет». Что чувствует ребенок и как борется с запретом. «Разумность» родительских запретов. Запрет должен быть ясным и понятным, в зависимости от ситуации может сопровождаться объяснением причин и при этом быть достаточно твердым. Он должен соответствовать возрасту ребенка, его чувствам и конкретной ситуации. Запрещая что-либо, родителям необходимо понимать, что тем самым они ограничивают стремление ребенка к самостоятельности. Но тем не менее запрет необходим для обеспечения безопасности ребенка. Обсуждение темы наказания. Наказание - это лишение некой привилегии, ограничение или причинение боли, оно должно совершаться также в целях
защиты ребенка от опасности. Наказание - более жесткий способ напомнить ребенку об установленных границах разрешенного. Как и за что наказывают родители своих детей. Эффективность наказания. Чувства родителя и чувства ребенка. Как дети реагируют на наказания. Вопрос о необходимости наказаний. Другие способы решения ситуаций, в которых обычно применяется наказание.

Занятие 4. Страхи

Цель: обсуждение темы происхождения страхов и способов их уменьшения. Страх - как защитная функция психики. Существуют страхи, связанные с различными периодами развития: страх чужого, страх темноты, страх засыпания, страх наказания за враждебность или запретные мысли и желания, страх потерять любовь родителей, страх неодобрения самого себя (чувство вины), страх быть поглощенным своими сексуальными чувствами, страх потерять независимость и автономность, боязнь неодобрения со стороны сверстников. А также есть страхи, связанные с заболеванием: страх не справиться с приступом, страх удушья, страх смерти и т.д. В последнее время отмечается рост показателя смертности от бронхиальной астмы. Тема страха смерти является крайне важной как для родителей, так и для детей, но необходимо с большой осторожностью подходить к ее обсуждению. Осознание родителями возможности смертельного исхода является для них травматичным переживанием, от которого защищаются, используя различные механизмы психологической защиты, наиболее частые - отрицание, вытеснение и изоляция. Отрицание - один из примитивных первичных защитных механизмов, способ справляться с негативным опытом, переживаниями, отказываясь принять их существование. Вытеснение - вторичный (высшего порядка) механизм защиты, в результате его действия происходит мотивированное забывание или игнорирование.